«Великая дидактика» Я.А.Каменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:46, доклад

Краткое описание

Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных, мужественных, великодушных людей». Педагогический оптимизм Каменского не только на его христианско-антропологических воззрениях, но и опирается на общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира – принцип природосообразности.

Файлы: 1 файл

Великая дидактика.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

«Великая дидактика» Я.А.Каменского (Конспект)

 

Выполнил: студент факультета информатики, группа И-31 Потапов Сергей

 

            Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных, мужественных, великодушных людей». Педагогический оптимизм Каменского не только на его христианско-антропологических воззрениях, но и опирается на общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира – принцип природосообразности. В трактовке Каменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от темологических представлений в науке его времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть. В искусстве воспитания это означает – развивать, то что имеет человек «заложенным в зародыше, развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Каменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «не насильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей, педагогика успеха как стимула учения – преодоления учения – удовлетворения, учения – удовольствия, радости. В последующие века рациональное научное знание отказалось от темологических обьяснений развития природных процессов, а в социоориентированной образовательной практике утвердились принципиально иная педагогическая парадигма: воспитание как воздействие на воспитанника с целью формирования определенных качеств личности. Однако идея о природосообразном (естественном, свободном) воспитании с постоянством закономерности будет актуализироваться вновь и вновь, обосновывать возможность счастливой и радостной школьной жизни, стимулировать поиски адекватных технологических решений В плане содержания образования этот замысел облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного (концентрические круги) и Каменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», создает учебники. При этом неизменными остаются принципы энциклопедизма «вместе с тем практической нравственности знаний – связи с живым» опытом взаимодействия развивающегося человека с миром. Широкая философско-гуманистическая трактовка природосообразности воспитания детерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в поисках ответа на вечный педагогический вопрос «Чему учить», которое оказалось далеко не освоенным теорией содержания общего образования и практикой школьного обучения последующих веков. Было утрачено гуманистическое, от растущего человека видение проблемы, возобладал подход к ее решениям от социальных запросов «времени и мести». В наши рубежные годы, годы осознания кризиса духовности и нравственности и его опасных последствий в планетарных масштабах, предстоит очевидно, заново оценить гуманизм и актуальность установки философа-педагога: «Мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком». Не менее радикальные изменения традиций характеризовали в проекте Каменского процессуальную сторону обучения. Поиск «естественного (природосообразного) метода» был ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», бастионы которой ученик брал памятью и напряжением воли (догматический метод). Аналог «естественного метода» дидакт нашел в деятельности ученого. В историко-педагогической и дидактической литературе воззрения Каменского обычно сводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного способа обучения. Между тем теоретические представления Каменского, апологета учения как познания истины, связаны с сочетанием репродуктивной и продуктивной деятельности ученика, с идеей самостоятельности и умственной активности. Не бесспорна используемая в педагогической литературе аналогия разработанной первым дидактом формы организации обучения с классно-урочной системой в ее современной трактовке. Термин «класс» потребовался теоретику для того, чтобы расположить образовательный материал по годам обучения и таким образом организовать совместную работу учеников, рационализировать их труд и труд учителя (в традиционной школе каждый обучался индивидуально). С определенной дозой образовательного материала для отдельного занятия связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и школьная лекция, и наблюдение природы, и изучение с помощью школьного телескопа звездного неба, и работа в школьной мастерской или студии (в таких картинках представлена школа на титульном листе прижизненного издания сочнений Каменского). В иерархии задач воспитания высшие ступени Каменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан образовательный процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных знаний на деятельность человека в «мире вещей» – «уравновешивается» возвышенной трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Каменский специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. В искусстве развивать и возвышать духовность человека педагог-гуманист стремился к природосообразности. Главное основание формирования нравственности и благочестия – это непрестанная духовная жизнь и практическая деятельность человека: «Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное». В таком ключе: человек сам выстраивает свой внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» - и наставление, и «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью. Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Каменский ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранить душевное равновесие. При этом определенно и четко обозначены и «предьявлены» требования к человеку как духовно- нравственному существу. Для гуманиста Каменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В его антрополого-педагогической концепции за человеком, «образом подобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя». В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминирует установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает,… и сами к тому же стремились. Выше отмечалось, что в современном обществе феномен бездуховности, дефицит человечности - следствие доминирующих в общественном сознании прагматического отношения к вопросам морали, сциентистских трактовок духовного развития человека, противопоставления науки и религии, непосредственно связываются с глобальным мировым кризисом, а их преодоление с выходом к новому гуманному витку цивилизационного развития. Тем значимее для современности опыт тех педагогов, которые, как Каменский усматривали в воспитании духовности человека главное назначение образования, главное направление педагогической деятельности. Педагогическую систему Каменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого ценностно- направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека. Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия педагога и учащихся как субьектов педагогического процесса, в нарастающей субьектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в самовоспитание. Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему сморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Каменского. Обстоятельства сложились так, что о Каменском – ученом, философе, при жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Каменский настолько обогнал свое время, что и сегодня не в полном мере, осознана вся глубина его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко- педагогическом процессе педагогическая система Я.А.Каменского предстает гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского  средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением. Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации органически связана с гуманистической традицией западной культуры. Интерпретируя и синтезируя гуманистические идеи и опыты развития европейской философии, науки, искусства, религии, педаогика, в свою очередь, средствами воспитания и образования способствовала их передаче от поколения к поколению, укоренению их в индивидуальном и общественном сознании. Гуманистическая педагогика целенаправленно служила утверждению «человеческого в человеке», духовно-нравственному обогащению его внутренней жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности.


Информация о работе «Великая дидактика» Я.А.Каменского