Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального Центра реабилитации инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2015 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретическое обоснование форм и методов работы социального педагога в условиях территориального центра с детьми с особами потребностями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «ограниченные возможности», «дети с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе.
3. Изучить основные категории ограничений жизнедеятельности детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………..…6
1.1Характеристика понятий «ограниченные возможности», «дети с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе……………………………..…………………………………………..6
1.2.Категории детей с ограниченными возможностями здоровья……….…….8
1.3.Основные проблемы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………..……13
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….…...23
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ………………………………………………...………………….25
2.1. Технологии социально-педагогической работы с семьей воспитывающего ребенка инвалида………………………………………………………………..25
2.2. Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального Центра реабилитации инвалидов пгт Первомайское….......................................................................... 31
ВЫВОД К ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………...……

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

СПЕЦИФИКА РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………..…6

1.1Характеристика понятий  «ограниченные возможности», «дети  с ограниченными возможностями»  в психолого-педагогической литературе……………………………..…………………………………………..6

1.2.Категории детей с  ограниченными возможностями здоровья……….…….8

1.3.Основные проблемы жизнедеятельности  детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………..……13

ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….…...23

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ………………………………………………...………………….25

2.1. Технологии социально-педагогической  работы с семьей воспитывающего  ребенка инвалида………………………………………………………………..25

2.2. Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального Центра реабилитации инвалидов пгт Первомайское….......................................................................... 31

ВЫВОД К ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………...……………….33

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………….……………..35

Приложение А……………………………………………………………………37

Приложение Б………………………………………………………………..…..38

Приложение В………………...……………………………………………….…39

Приложения Г……………………………………………………………………42

Приложение Д……………………………………………..…………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………………….43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Перед современным обществом стоит актуальная проблема создания условий, способствующих  социализации, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями здоровья в общество.

В настоящее время в Украине около 140 тысяч детей - инвалидов, что составляет в среднем 128,3 на 10000 детей. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития.

Инвалидность – это существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение людьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.

Организация социальной помощи детям, которые лишены возможности вести полноценную жизнь вследствие порока физического или психологического развития, необходимо в первую очередь, изменения отношения общества к детям с особыми потребностями и проблемы инвалидности и Украины вообще. Вследствие ограничений в общении, самообслуживании, передвижении, контроле за своим поведением развитие этих детей зависит от удовлетворения их потребностей другими людьми, что составляет многогранный процесс социальной реабилитации. Образование, психолого - педагогическое воздействие на личность являются инструментами решения одной из основных проблем в общественной и государственной политике в отношении детей с инвалидностью – их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в общество. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся на современном этапе развития Украины, кризисные явления в сфере экономики и финансов предопределяют необходимость усиления социальной защиты детей-инвалидов, определение приоритетных направлений в этой важной работе, одним из которых является ранняя социальная реабилитация детей-инвалидов.

Концептуальные подходы к проблеме детей с офаниченными возможностями, поставлены в работах А. Адлера, А.Г. Асмолова, С.Л. Березина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия и др. Ведется поиск эффективных педагогических технологий обучения детей с отклонениями в развитии разных категорий (P.M. Боскис, А.И. Дьячков, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, М.С. Певзнер, С.Г Шевченко, Н.Д. Шматко и др.) 

Понятие ограниченная возможность исследовали Л. В. Мардахаева, Н.М. Назарова. Теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, О.И. Лебединского, Б.Ю. Шапиро, Л.К. Грачева, Н.Ф. Дементьевой, Э.Ф. Устинова, Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих, О.В. Павленко, Д.А. Туболева, Л.П. Храпплина. Весомый вклад в изучение проблем инвалидов в обществе был внесен работами таких известных российских исследователей как Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, А.В. Кузнецовой, А.И. Осадчих и др. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в сфере доступной среды ставит инвалидов в очень сложные условия. Аспекты управления учреждениями социальной сферы отражены в работах Е.И. Холостовой, Л.В. Топчего и др.

В тоже время, недостаточная научно-методологическая изученность проблемы обусловила выбор темы исследования:  Специфика  работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального Центра реабилитации инвалидов.

Цель: теоретическое обоснование форм и методов работы социального педагога в условиях территориального центра с детьми с особами потребностями.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие «ограниченные возможности», «дети с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе.

3. Изучить основные категории ограничений жизнедеятельности детей.

4. Рассмотреть содержание форм и методов работы социального педагога в условиях территориального центра реабилитации инвалидов.

5. Выявить специфику работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями  в условиях территориального центра.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального центра.

Предмет исследования: формы  и методы работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями  в условиях территориального центра.

В исследовании применялись следующие методы: анализ социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретический анализ и обобщение опыта работы в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

1.1. Характеристика понятий «ограниченные возможности», «дети с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе

 

Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В «Словаре Русского Языка С. И. Ожегова» слово «ограничить» означает «стеснить определенными условиями, поставить в какие-нибудь рамки, границы» [20 с.380].

В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева, выделено понятие лицо с ограниченными возможностями – это лицо, имеющее физический или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования [9].

В учебнике Н.М. Назаровой дается традиционная классификация категорий лиц с ограниченными возможностями:

– Неслышащие (глухие);

– Слабослышащие;

– Незрячие;

– Слабовидящие;

– Дети с нарушениями речи;

– Умственно отсталые;

–Лица с задержкой психического развития;

– Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

–Лица с нарушениями эмоционально – волевой сферы [10].

К термину «дети с нарушениями в развитии»относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Нарушение одной из функций приводит ребенка к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной школе. Ребенок же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

В психолого-педагогической литературе используется несколько понятий той категории детей, которые относятся к системе специального образования.

Дети с нарушениями в развитии – дети, отстающие в физическом и психическом развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы и вследствие нарушения деятельности различных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).

Дети с отклонениями в развитии – дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени, чем у детей с нарушениями в развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья –дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями. Таких детей всегда называли детьми-инвалидами.

 

1.1. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья

 

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями  слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями  зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями  речи;

4) дети с нарушениями  интеллекта (умственно отсталые  дети);

5) дети с задержкой  психоречевого развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями  опорно-двигательного аппарата;

7) дети с нарушениями  эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными  нарушениями (сочетание 2-х или 3-х  нарушений).

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:

К первой группе можно отнести нервно-психические заболевания занимают, второе место среди детей с данными болезнями  составляют дети с умственной отсталостью.

Наиболее распространенные заболевания этой группы опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм.

Все эти болезни объединены в одну группу, однако, следует умственную и психическую неполноценность, на этом настаивает Международная лига обществ содействия умственно отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой категории людей или оказанием им помощи.

Термин «умственная неполноценность» включает в себя два значимых компонента, которые «должны рассматриваться в соответствии с биологическим возрастом и соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость, находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с раннего возраста; значительное ослабление способности приспособиться к социальным требованиям общества»[11, c.260]

У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Однако после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и реабилитации (соответственно педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей.

Термин «психическая неполноценность» употребляется для обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние на эмоциональные функции и поведение. Оно характеризуется неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и коммуникацией, а так же скорее ошибочно направленной, а не только несоответствующей приспособляемостью. Чаще всего такие заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических изменений или употребления наркотиков, переживания тяжелого или длительного стресса, психологических конфликтов, а так же в результате других причин.[8,C.262]

Информация о работе Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального Центра реабилитации инвалидов