Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

1.Общее  представление о  педагогике как  науке. Педагогическая  наука и практика  как единая система.

2.Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Во  взглядах ученых на педагогику утвердились  три точки зрения:

1) педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Та¬кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети¬ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше¬нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа¬ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле¬ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имею¬щая свой объект и предмет изучения.

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается  как самостоятельная научная  дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные  связи между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят из¬менения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения  педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив  на вопрос: «Что же она изучает?»  Поэтому не¬обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект — это  область действительности, которую  исследует данная нау¬ка. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является обра¬зование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело¬века, общества и государства.

Предмет — это  способ видения объекта с позиций  данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно  организуе¬мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, раз¬вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука  исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы  развития педагогического процесса, разрабаты¬вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика — это наука  о воспитании, обучении и образо¬вании детей и взрослых.

Каковы же функции  педагогической науки, обусловленные  ее предметом?

Педагогическая наука  осуществляет те же функции, что и  любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи¬тельности, которую она изучает.

Различают следующие  функции педагогической науки: общетеоретиче¬скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит  в теорети¬ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы¬вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако¬нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция  педагогики состоит в обоснованном предви¬дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на¬учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла¬нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю¬чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со¬стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор¬мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк¬турами. Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи¬тательных учреждений.

3.Основные  категории педагогики.

4.Место  педагогике в системе  научного знания. Основные разделы  и отрасли педагогики.

5.Понятие  «методология педагогической  науки». Методологическая культура педагога

Методология – это  «система принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности» ... Любые  научные исследования имеют основу в виде теорий, положений, концепций, которые и составляют методологическую основу этой науки. Методология оказывает  существенное влияние на развитие науки. Методологию педагогической науки  можно представить в виде четырех  уровней: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Основу педагогической методологии составляет совокупность педагогических идей, которые раскрывают сущность бытия и лежат в основе исследования природных и общественных явлений. Философская основа педагогической науки объясняется еще и тем, что педагогика долгое время была частью философии, прежде чем выделилась в отдельное научное течение. Но и сейчас педагогическая наука продолжает развиваться под влиянием философских концепций. В связи с тем, что в философии существует немало противоречивых теорий, в педагогике и по сей день находят применение противоположные по своей сути взгляды и методы на развитие и воспитание подрастающего поколения. Так, например, одной из основ педагогической методологии является философская концепция, которой придерживались Сократ и Платон, основанная на природном предрасположении человека к тем или иным способностям и возможностям. Окружающая среда имеет второстепенное значение и не может кардинальным образом повлиять на формирование личности. Противоположная этой концепция, приверженцами которой были Гераклит, Демокрит и Эпикур , основана на мнении о том, что внешние условия и социальная среда являются доминирующими факторами в развитии и становлении человеческой личности.

В современной педагогике обе эти концепции нашли свое отражение. Многие методы педагогической деятельности основываются на синтезе  этих взглядов, объясняя это тем, что  природные особенности человека и социально-общественные требования к нему должны учитываться в совокупности. На содержание педагогического процесса решающее влияние оказывают потребности  общества, но в то же время человек, уже рождаясь, имеет склонности и  способности к каким либо видам  деятельности. В задачи педагогической науки входит развитие исходных способностей человека, побуждение мотивации к  саморазвитию в этой области, а так  же корректировка направления этого  развития в соответствии с потребностями  общества.

Общенаучная методологическая основа содержит два подхода педагогического  воздействия.

Системный подход является отражением идеи о взаимосвязанности  всех явлений и процессов окружающего  мира. При таком подходе особое значение приобретает взаимосвязь  педагогической теории и практики: практический опыт является неким источником истинных знаний, требующих теоретических  выводов и разработок на их основе.

Аксиологический подход составляет основу гуманистических  взглядов. Человек рассматривается  как высшая цель общества и является центральным понятием этого педагогического  течения.

Конкретно-научный  уровень включает в себя следующие  основные направления развития педагогической мысли:

1) ориентация на  личностное развитие человека, являющееся  основной целью педагогической  деятельности;

2) деятельность –  основа развития и формирования  личности. Познание мира и приобретение  новых знаний и опыта должно  происходить посредством всевозможных, соответствующих возрастным особенностям  человека, видов деятельности;

3) доминирующим фактором  в развитии человека выступает  непосредственное общение с другими  людьми;

4) основным средством  достижения педагогических целей  является культура, отражающая ценности  и интеллектуальный уровень общества, влияющего на развитие человека;

5) этнопедагогическое направление основано на единстве наций и народов;

6) синтез всех  научных знаний о человеке  и использование их при разработке  содержания педагогической деятельности.

Технологический уровень  педагогической методологии является исследовательской базой педагогической науки. На этом уровне производится анализ различных педагогических направлений  с целью получения достоверной  информации о том или ином подходе. Исследования делятся на фундаментальные и прикладные. К фундаментальным исследованиям относится разработка новых педагогических методов и выдвижение теорий. Прикладные исследования изучают уже существующие методики с целью выявления и устранения недостатков, а так же содержат обоснования актуальности или непригодности тех или иных педагогических подходов. Объектом исследований могут выступать гипотезы, имеющие лишь теоретическую основу и для утверждения, требующие практического подтверждения своей пригодности в конкретных условиях. Исследование происходит, как правило, в несколько этапов: эмпирический, гипотетический, теоретический, экспериментальный и прогностический.

В педагогической практике большое значение имеет понятие  методологической культуры. Каждый педагог, как самостоятельно мыслящая личность, является приверженцем тех или иных взглядов на правильность педагогических методов. Это определяет направление  его воздействия на учеников. Приятие  одних и отвержение других взглядов придает его профессиональной деятельности определенную направленность. И здесь  главным критерием выступает  единство взглядов и целей тех  методологий, на основе которых действует  педагог. Наиболее опасным педагогическим воздействием будет то, которое основано на случайно выбранных, и поэтому  возможно противоречащих друг другу, положениях из разных теорий. Методология, используемая педагогом должна основываться на теориях, не имеющих принципиальных разногласий  в вопросах воспитания, обучения и  образования, имеющих главной целью  одни и те же объекты и практически  сочетающихся между собой.

6.Характеристика  основных методологических  подходов в педагогике.

7.Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.

Методы исследований – это способы познания объективной  реальности, являющиеся средством получения  и анализа информации об объекте  исследований.

Существенным фактором развития педагогики является постоянное пополнение и совершенствование  методов ее исследования. Обогащение педагогической науки новыми методами происходит во многом благодаря тесной связи ее с другими науками. В  Отношении исследовательской деятельности педагогики наблюдается постоянный прогресс. Изначально педагогические мысли и умозаключения возникали  на основе философско-социологических  теорий. Но, начиная с XVIII в., содержание педагогической науки стало пополняться  за счет теоретических выводов на основе практических наблюдений. Крупнейшими  деятелями такой педагогической практики того времени являются Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. специальные организованные педагогические эксперименты с целью выявления закономерностей в процессах воспитания и обучения начали производиться в XIX веке. И уже к началу XX в. термин педагогический эксперимент принял оформленное определение и получил широкое распространение. Видными представителями экспериментальной педагогики были немецкие и американские ученые В. Лай и Э. Мейман, С. Холл, Э. Торндайк.

Процесс исследований для получения достоверных данных должен быть построен соответствующим  образом. Во многом его содержание определяет понимание сущности изучаемых явлений, правильность которого обеспечивает философия.

В педагогической науке  исследовательская деятельность имеет  определенную специфику, обусловленную  неоднозначностью протекания педагогических процессов. В отличие от других наук, в педагогической практике невозможно обеспечить равные условия нескольких экспериментов. За счет того, что постоянно  изменяется «материал» и условия  экспериментальной деятельности, результаты тоже будут различаться. Ведь достаточно изменить один маленький компонент в проведении эксперимента и состав извлекаемой информации может значительно измениться. В этом случае, правдивость получаемых данных достигается за счет количественной составляющей исследований и обобщения полученных результатов. При проведении исследовательской деятельности в педагогике следует строго придерживаться морально-этических правил по отношению к объектам экспериментов. В ходе педагогических процессов очень важно не нанести ущерб здоровью и развитию учеников, что достигается тщательной продуманностью в планировании, проведении и организации экспериментальной педагогической деятельности.

В настоящее время  существует целая система педагогических исследований, к которым относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская  беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического  опыта, социологические методы исследования, математическая статистика, теоретический  анализ педагогических идей и др.

Педагогическое наблюдение – наиболее простой и доступный  метод исследования. Он позволяет  изучать восприятие испытуемыми  педагогических воздействий в условиях естественной среды. При осуществлении  такого метода четко определяется направление  и объект исследований, тщательно  фиксируются результаты наблюдений с последующей их переработкой с  целью заключительного вывода. Наблюдение может быть эффективным при его  систематическом, организованном и  массовом применении, а так же нуждается  в синтезе с другими методами педагогического исследования в  силу того, что имеет поверхностный  характер и не имеет доступа к  внутреннему содержанию педагогических явлений.

Педагогическая беседа является дополнительным методом педагогических исследований. В ходе специально направленной беседы выявляются отношения обеих  сторон педагогической деятельности к  тем или иным педагогическим фактам. При правильном, тщательно продуманном  содержании вопросов можно выяснить причины проявления активного интереса или отсутствия такового у учеников, раскрыть зависимость качества восприятия материала от эмоционального, творческого  подхода к его изложению учителя. Для получения наиболее полной и  достоверной информации, педагогическая беседа должна быть построена по определенным правилам и проводиться квалифицированным  специалистом. Процесс беседы не имеет  универсального характера, а корректируется с учетом личностных особенностей объекта  исследований, необходим продуманный  заранее план, элементы которого могут  варьироваться в процессе беседы, в зависимости от ситуации и желания  собеседника отвечать на предложенные вопросы, обсуждать ту или иную тему. Педагогическая беседа не всегда имеет  успех и не является достоверным  источником получаемой информации, так  как нет уверенности в правдивости  излагаемых собеседником мыслей и фактов.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"