Развитие творческой активности учащихся на уроках ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - раскрытие возможностей для развития творческой активности на уроках ОБЖ.
Объект исследования – творческая активность как условие становления личности учащегося.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности
1.1 Творческое развитие школьников как педагогическая проблема
1.2 Философские, психолого-педагогические и методические подходы к понятиям «активность», «творческая активность»
1.3 Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся
Глава 2. Метод учебного проекта в школьном образовании
2.1 История возникновения и развития метода учебных проектов
2.2 Этапы выполнения проекта
Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.
3.1 Отношение учащихся к предмету
3.2 Динамика развития творческой активности
3.3. Формирование творческих качеств
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая творческая активность.rtf

— 882.69 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Балашовский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

 

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

Курсовая работа

 

Развитие творческой активности учащихся на уроках ОБЖ (с помощью проектного метода)

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса, 1031 группы

факультета ФК и БЖД

Ёлкин Михаил Серверович

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Викулов А.В.

 

 

 

 

 

Балашов 2009

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности

1.1 Творческое развитие школьников как педагогическая проблема

1.2 Философские, психолого-педагогические и методические подходы к понятиям «активность», «творческая активность»

1.3 Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся

Глава 2. Метод учебного проекта в школьном образовании

2.1 История возникновения и развития метода учебных проектов

2.2 Этапы выполнения проекта

Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.

3.1 Отношение учащихся к предмету

3.2 Динамика развития творческой активности

3.3. Формирование творческих качеств

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Актуальность темы исследования

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того, чтобы жить в новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.

Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями Государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности. В связи с этим средняя школа переориентируется на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, направленного на развитие творческого потенциала ребенка.

Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.

Проблема развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ специально не исследовалась. В то же время использование определенных форм и методов деятельности в процессе обучения ОБЖ может значительно повысить творческую активность школьника.

Ни одной программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным, творческим и умственным развитием учащихся. В то же время, как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Ведь нет, и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой, можно было бы, не задумываясь, выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.

Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе ОБЖ вопросов, связанных с развитием творчества, сообразительности, смекалки и т.п. качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Основными методами обучения ОБЖ в школе, на наш взгляд, должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные, как в большинстве школ). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять словесным методам.

Развитию творческих способностей учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение на уроках ОБЖ в школе различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов крайне важно, так как это способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектом позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ.

Степень разработанности проблемы

Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями:

- в целостном педагогическом процессе (Ф.В. Андреев, Д.Б. Богоявленская, И.И. Ильясов, Ж.А. Зайцева, А.А. Кирсанов, А.А. Малахов, Р.А. Петросова, О.Г. Сущенко, А. Энгельбрехт и др.);

- в процессе эстетического воспитания (Н.Е. Воробьев, В.Г. Кухаронак, Г.П. Новикова, Е.Ю. Романова, Н.М. Сокольникова, Е.А. Солнцева, Л.Н. Шульпина и др.);

- в ходе развития познавательной самостоятельности (Л.Г. Вяткина, Е.И. Еремина, Г.И. Щукина и др.);

- через использование средств изобразительного искусства (Р.А. Гильман, В. Плюхин и др.);

- через применение разнообразных методов воспитания и обучения (Г.В. Безюлева, С.Н. Дорофеев, В.Д. Путилин, В.П. Ушачев и др.)

Вопросов формирования индивидуальных особенностей учащихся в обучении в той или иной степени касались педагоги и психологи, работавшие в контексте следующих направлений:

- гуманистическая концепция в педагогике (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, И.Б. Котова);

- саморазвитие личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, В.М. Розин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн);

- инновации в образовании (Ю.Г. Круглов, А.Я. Наин, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин);

- концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова, С.А. Смирнов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин);

- содержание образования (В.И. Загвязинский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);

- организация учебной деятельности как процесса взаимодействия (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.И. Ильясов, МИ. Махмутов, Н.Ф. Талызина, И.Э. Унт, Г.И. Щукина);

- познавательный интерес, активность, самостоятельность и творчество учащихся (Д.Б. Богоявленская, B.C. Данюшенков, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Е.А. Яковлева);

- использование личностно-ориентированных технологий в образовании (B.C. Данюшенков, Т.В. Машарова и др.).

Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

Цель исследования - раскрытие возможностей для развития творческой активности на уроках ОБЖ.

Объект исследования - творческая активность как условие становления личности учащегося.

Предмет исследования - процесс развития творческой активности учащихся на уроках ОБЖ.

Гипотеза исследования: эффективность развития творческой активности учащихся на занятиях ОБЖ повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента в преподавании ОБЖ.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ понятий «творчество», «творческая активность» и процесса развития творческой активности учащихся.
  2. Изучить особенности метода проектной деятельности в целях развития творческой активности учащихся на уроках ОБЖ.
  3. Составить и апробировать программу развития творческой активности учащихся на уроках БЖД с использованием метода проектов.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме; анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение; педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, преподавателями школ; анализ учебной деятельности школьников на всех этапах исследования, изучение творческих работ детей, педагогический эксперимент, наблюдение, самооценка, сравнительный анализ.

База исследования: общеобразовательное учреждение п.г.т. Романовка - МОУ СОШ № 1.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- уточнены понятия «творчество», «активность», «творческой активность» в контексте исследуемой проблемы;

- обоснована особенность творческой деятельности в рамках метода проектов на уроках ОБЖ, которая состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа конкретной ситуации до принятия правильного решения и перехода к активным действиям, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности;

- дополнены характеристики проектной деятельности как средства развития творческой активности учащихся.

- обоснованы образовательные возможности проектной деятельности для развития творческой активности школьников.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработаны методы диагностики творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках ОБЖ;

- созданы видеозаписи, показывающие нетрадиционную защиту проектов и участие школьников в школьном конкурсе.

На защиту выносятся следующие положения:

* Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

*Уровни развития творческой активности характеризуются следующими критериями и показателями: мотивационно-целевой - развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностей; когнитивный - усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению; эмоционально-волевой - способность к преодолению познавательных трудностей; удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка; деятельностно-практический - самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество (полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки), качество продукта, самоопределение.

*В основе развития исследуемого качества лежит субъектно-позиционный подход, который означает создание условий для проявления субъектности ученика в управлении своей учебно-познавательной деятельностью. Уровни развития субъектности школьника зависят от его позиции в учебном процессе, от педагогического управления познавательной деятельностью и могут быть определены как низкий, эмоционально-ситуативный, активно-исполнительский, творческий. С учетом субъектно-позиционного подхода разработана модель развития познавательной активности в процессе проектной деятельности, которая представляет собой взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов.

*Развитию познавательной активности учащихся, формированию их субъектной позиции способствует содержание обучения ОБЖ системообразующим компонентом которого является учебная проектная деятельность. Обеспечение возможности изменения традиционной последовательности проектной деятельности позволяет осуществлять учебный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что создает условия повышения творческой активности школьников;

* Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности; вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся; организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.

Информация о работе Развитие творческой активности учащихся на уроках ОБЖ