Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Оглавление

Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

3ВКР познавательного интереса и прогулки.docx

— 196.35 Кб (Скачать)

 

 

 

Прогулка как  средство развития познавательного  интереса старшего дошкольника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение        

 

Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов  старших дошкольников на прогулке

1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»                                                                                                                  

 

1.2. Специфика деятельности старших дошкольников   на прогулке           

 

1.3.Развитие познавательных  интересов старших дошкольников  на прогулке

 

Глава2.Опытно-экспериментальная работа по  включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

2.1.Определение уровня развития познавательного интереса  детей старшего дошкольного возраста                                                                      

 

2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

 

2.3. Результаты экспериментальной  деятельности                                   

 

Заключение                    

 

Список литературы 

 

Приложение

 

 

 

                                                                                               

 

 

                                                                                                             

                                                                     

Введение

 

Возрастающее внимание современной  науки и практики  образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью.  Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Актуальность нашего исследования определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда более или  менее активен, успешен. Познавательный интерес, его проявление связано  с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних  впечатлениях, взаимодействия с окружающим миром и избирательной направленности на него.

Психолого-педагогические исследования (Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, А.В.Запорожца, Т.А. Куликовой  и др.) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется  как стремление ребенка проникать  во все многообразие окружающего  мира.

Проблема развития интереса явилась предметом многих психологических  исследований. Психологи признают интерес  сложным и значимым для личности образованием. Общая теория интереса, разрабатываемая отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев,          В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн), раскрывает материалистический подход к данной проблеме. Развитие познавательного интереса происходит в деятельности, где прослеживается генетическая линия его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес.

Деятельностью, обеспечивающей возможность получать,  синтезировать, комбинировать, активно использовать информацию об окружающей действительности, является деятельность дошкольника в процессе прогулки. Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы к происходящему в окружающем мире.

Проблема исследования организация  деятельности дошкольников на прогулке, обеспечивающей эффективность развития у детей старшего дошкольного  возраста познавательного интереса к  окружающему миру сейчас наиболее актуальна.

Таким образом, актуальность названной проблемы послужила основанием для определения темы исследования.

Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.  

Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.  

Предмет исследования: развитие у старших дошкольников познавательного интереса к окружающему миру  на прогулке.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что оптимизация процесса развития познавательных интересов дошкольников на прогулке будет осуществляться при создании  следующих педагогических условий:

  • отборе доступного и интересного для современных дошкольников содержания наблюдений;
  • «погружение» детей в процесс познания окружающего мира посредством веера различных дидактических средств (наблюдений, экскурсий, игр, труда);
  • насыщения развивающей среды участка для прогулки материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса детей к познанию мира.

В соответствии с целью  и гипотезой  сформулированы следующие задачи исследования:

1.Охарактеризовать сущность  познавательного интереса, его психолого-педагогическую  структуру. 

2.Изучить природу деятельности  детей на прогулке, особенности  ее организации с детьми старшего  дошкольного возраста и обосновать  ее возможности в развитии  познавательного интереса  к окружающему  миру

3.Экспериментально доказать эффективность процесса развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью  деятельности на прогулке

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы;  эмпирические (наблюдение игровой деятельности, трудовой деятельности, наблюдения на прогулке); констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 77 г. Оренбурга.  В опытно-экспериментальной работе участвовали дошкольники подготовительной группы:14 человек.

Глава1.Теоретические  основы развития познавательных интересов  старших дошкольников на прогулке

1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия

«познавательный интерес»

 

В современных исследованиях, пoсвященных проблеме развития и образования детей дошкольного возраста, одной из приоритетных задач является развитие любознательности, познавательной активности и самостоятельности, формирование познавательных интересов.

Под познавательным интересом мы понимаем интегративное свойство личности, которое объединяет в себя эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную характеристики. Данное определение дополняет определение Г.И. Щукиной, которая рассматривает познавательный интерес как избирательную направленность личности, обращенную к познанию одной или нескольких областей действительности, к их предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности; такую направленность, которая характеризуется тенденцией углубляться в сущность познаваемого и распространяться на другие области[40].

Познавательные интересы являются и предпосылкой освоения содержания, и его результатом и рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Л.М. Кларина, Н.Н. Поддьяков). В этой связи развитие познавательной активности, становление познавательной мотивации, интересов определяется как приоритетная задача предшкольного образования.

Многие исследователи (А.В. Петровский, А.И. Зимняя и др.) в зависимости  от отношений к выполняемой деятельности, выделяют репродуктивный и творческий познавательный интерес дошкольников. Они рассматривают эти виды познавательного  интереса как уровни. Д.В. Богословский называет уровни познавательного интереса дошкольников в зависимости от характера  познавательной деятельности субъекта:

1.Репродуктивный нижняя  границы его характеризуются  пассивностью, инертностью, отсутствием  интеллектуальной инициативы, обращающиеся  остаются в основном в рамках  первого начального наблюдения;

2.Эвристический:  характеризуется стремлением усовершенствовать  данную деятельность готовностью использовать новые способы наблюдений;

3.Креативный (высший уровень интеллектуальной активности): 
характеризуется инициативой в постановке задач, в стремлении выяснить 
причины и связи за наблюдаемыми природными явлениями[4; 125].

Другие ученые (Щукина Г.И., Кириллова Т.Д.) в зависимости  от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности познавательного интереса[40,18]:

  1. Репродуктивно-подражательный;
  2. Поисково-исследовательно-исполнительный;
  3. Творческий.

Существуют последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство - любознательность - познавательный интерес - теоретический интерес [40], которые помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ребенка к предмету и степень влияния его на личность.

Раскроем первые две стадии развития познавательного интереса, встречающиеся в дошкольном детстве.

Любопытство, потребность в впечатлениях — это своего рода фундамент интереса, его биологическая предпосылка — ориентировочный рефлекс. И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». «Едва ли достаточно оценивается рефлекс, который можно было бы назвать исследовательским рефлексом или, как я его называю, рефлексом «что такое?»... И мы, и животное при малейшем колебании окружающей среды устанавливаем соответствующий рецепторный аппарат по направлению к агенту этого колебания. Биологический смысл этого рефлекса огромен. Если бы у животного не было этой реакции, то жизнь его каждую минуту, можно сказать, висела бы на волоске. А у нас этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентировку в окружающем мире».

Любознательность, активный поиск предмета или явления - интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом[28]. На этой стадии обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательный ребенок не ищет легких задач. Это выражается в стремлении знать больше, чем дается обычно на занятии, найти ответы на вопросы, возникшие, например, во время наблюдений.

Обострение проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста связано с рядом моментов. В XXI веке часто используются термины «информационная эпоха», «информационная картина мира». Увеличение осваиваемой человечеством в целом и человеком в частности информации диктует переосмысление роли и значения знаний, изменение отношения к ним, необходимость развития на качественно более высоком уровне умений, обеспечивающих успешное освоение, преобразование информации. Развитие познавательных интересов является одним из значимых показателей информационной культуры личности[40].

Требует переосмысления проблема соотношения дифференциации и индивидуализации в современных технологиях развития познавательной активности, самостоятельности и интересов старших дошкольников (изучение индивидуальных проявлений детей, разработка оснований построения индивидуальных образовательных маршрутов, моделей педагогического сопровождения интеллектуально одаренных дошкольников[35]. Сформированность познавательных интересов выступает своего рода новообразованием старшего дошкольного возраста, но следует понимать, что невозможно «интересоваться всем на одинаковом уровне», направленность, глубина интересов различна в зависимости от близости содержания ребенку, имеющегося опыта, установок, предпочтений, развития определенных способностей[18].

В современных исследованиях, методических разработках наблюдается неоднозначность в понимании соотношения между понятиями «познавательная активность», «познавательная мотивация», «познавательный интерес», некоторая идентичность в определении критериев их оценивания[36]. С этим связана «сложно - фиксируемость» проявлений познавательных интересов.

На основе идей мыслителей прошлого (И.И. Бецкого, П.Ф. Каптерева, Н.А. Корфа, Н.И. Новикова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского) о роли интереса к учению и формировании познавательных интересов учащихся определены основные методологические подходы к изучению и развитию познавательной активности и интересов (Д.Б. Богоявленская, Т Д. Годовикова, А.В. Запорожец, Н В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Лисина, A.M. Матюшкин, Н.А. Менчинкая, Н.Г. Морозова, Н.Н. Поддьяков, ч А. Пономарев, С.А. Рубенштейн, И. Шамова, Г.И. Щукина).

Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника