Понятие деятельности. Структура деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Актуальность темы: Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Любая образовательная практика строится на психологической теории, не всегда ею осознанной. В основе многих систем современного образования лежит деятельностная концепция. Построенные на ее основе программы решают ряд фундаментальных проблем психического и личностного развития.

Оглавление

Введение
Понятие деятельности.
Структура деятельности
Различные концепции понятия ведущей деятельности.
Возрастной период и ведущая деятельность.
Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура
Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника.
Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте.
Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

возрастная психология готов.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

Одна из важнейших характеристик  личности - интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой  служат умственные способности, которые  формируются и развиваются в  течение всей жизни. Интеллект проявляется  в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.

Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая  сфера, темперамент и характер. Возможность  регулировать формирование личности достигается  тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими  упражнениями, и тем более учебно-тренировочные  занятия в спорте оказывают положительное  воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к  напряженной деятельности. Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных (нетренированных) свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.) .

Учебный день у большинства  людей насыщен значительными  умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда  мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и  отдыха, неадекватные физические нагрузки - все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

В теории и методике физического  воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные  мышечные группы и на целые системы  организма. Проблему представляют средства физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе.

Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию - одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше - тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются .

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия  студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе  благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности  студентов. Важен активный отдых  в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.

 

 

  1. Заключение

 

Подход к ведущей деятельности дошкольного периода развития в  контексте возрастных психологических  новообразований позволяет, с одной  стороны, еще раз вернуться к  критериям игры, а, с другой - решить проблему включения игры в обучение детей. Так, обнаружилось, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью  является не только сюжетно-ролевая  игра, как было принято считать  вслед за Д.Б. Элькониным, но и последовательно сменяющие друг друга пять видов игр: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами и снова режиссерская игра, но на качественно новом уровне развития.

Как показали специально проведенные  исследования, сюжетно-ролевая игра действительно занимает центральное  место в дошкольном возрасте. Вместе с тем способность ребенка  к актуализации сюжетно-ролевой  игры обеспечивают, с одной стороны, режиссерская игра, в процессе которой  ребенок учится самостоятельно придумывать  и разворачивать сюжет, а, с другой - образная игра, в которой он отождествляется  с различными образами и тем подготавливает ролевую линию развития игровой  деятельности. Другими словами, для  того чтобы овладеть сюжетно-ролевой  игрой, ребенок вначале должен научиться  самостоятельно придумывать сюжет  в режиссерской игре и овладеть способностью к образно-ролевой реализации в  образной игре. Точно так же как режиссерская и образная игра связаны генетической преемственностью с сюжетно-ролевой, сюжетно-ролевая игра, как показано в исследованиях развиваясь, создает основу для игры с правилами. Венчает развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте снова режиссерская игра, которая теперь вобрала в себя черты всех перечисленных ранее форм и видов игровой деятельности.

 

 

Список литературы

 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

2. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М.: Педагогика, 1955.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984.

4. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967.

5. Выготский Л.С. Умственное  развитие детей в процессе  обучения. М.; Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935.

6. Выготский Л. С. Проблемы  возрастной периодизации детского  развития // Вопр. психол. 1972. № 2. С. 114—123.

7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. № 3; 4. С. 14—19

8. Колечко В.В. Педагогические  условия организации дидактических  игр с детьми старшего дошкольного  возраста: Автореф. канд. дис. М., 1990.

9. Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к  обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

10. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

11. Леонтьев А.Н. Актуальные  проблемы развития психики ребенка  // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14. С. 3—11.

12. Леонтьев А.Н. Психическое  развитие ребенка в дошкольном  возрасте // Вопросы психологии ребенка  дошкольного возраста. М.; Л., 1948. С. 4—15.

13. Михайленко Н., Кустова Н. Разновозрастные игровые объединения детей // Дошкольное воспитание. 1987. № 10. С. 47—50.

14. Михайленко Н.Я. Формирование  совместных предметно-игровых действий (ранний возраст) // Дошкольное воспитание. 1987. № 6. С. 46—48.

15. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 40—57.


Информация о работе Понятие деятельности. Структура деятельности