Отчёт по ознакомительной практике в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:06, отчет по практике

Краткое описание

С целью реализации задач практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.
В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным учреждением, основными направлениями работы школы, особенностями организации образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.

Оглавление

1. Дневник по практике. 3
2. Папка наблюдений с заданиями. 5
2.1 Социальный паспорт школы на 2009 – 2010 учебный год: 5
2.2 Система социально – педагогической работы: 7
2.3 Основные функции деятельности социального педагога в школе: 7
2.4 Направления работы социального педагога: 9
2.5 Планирование социального педагога: 10
2.6 Формы ведения документации социального педагога: 11
2.7 Формы работы социального педагога: 12
2.8 Изучение классного коллектива и личности учащихся (социометрия, результаты диагностики самооценки). 13
3. Социально – педагогический паспорт 8 «В» класса. 18
4. Социально – педагогическая карта – характеристика школьника. 19
5. Материалы зачетного мероприятия в классе: классный час по проблемам профилактики наркомании «Все в твоих руках». 23
6. Материалы изучения семьи. 28
6.1 Изучение семьи: 28
6.2 Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания 29
6.3 План работы школы с неблагополучными семьями на 2009/2010 уч.год 30
6.4 Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего 31
7. Копилка методических материалов. 32
7.1 Консультация для родителей на тему «Детская агрессивность» 32
7.2 Нетрадиционная форма проведения родительского собрания на тему: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)" 34
7.3 Памятка для родителей 37
7.4 Упражнения для индивид. или груп. работы с детьми из неблагополучных семей: 40
7.5 Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско – родительских отношений 44
7.6 Рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей: 47
7.7 Рекомендации для социального педагога по работе с детьми из неблагополучных семей по профилактике и преодолению девиантных форм поведения. 50
7.8 Образцы документов социального педагога 53
8. Отчет – самоанализ своей деятельности в роли социального педагога. 55
9.Примерный план работы социального педагога 57

Файлы: 1 файл

отчёт по практике.docx

— 176.60 Кб (Скачать)

3. Упражнение с мячом  1. а) Сесть на мяч. Ведущий: "Как  вы себя чувствуйте? Неизвестность... . Так и дети куда-то собираются, переживают. Я сказала, что мяч выдержит 100 кг. Вы все сели с уверенностью? Можно изучить мяч, попробовать, рассмотреть, то есть должна быть активная жизнь, чтобы к 17 годам им жить хотелось.

4. Упражнение с мячом  2. Работа в парах "мама - ребенок". Ребенку завязывают глаза, и  он начинает руками изучать  мяч, мама ему помогает. Работают  молча. Меняются ролями. Обсуждение: Что ощущали дети? Было ли желание  сделать что-то свое? Мама чувствовала,  что ощущает ее ребенок? 

5. "Зеркало". Мы сегодня  хорошо поработали, настал момент  прощания. Попробуйте выполнить,  как прощаются люди без слов, а с помощью действий. На первом  занятии я попыталась организовать  совместные действия матери и  ребенка и установить доверительные  отношения между ними.

Занятие 2.

Цель: формирование атмосферы  добра и безопасности.

Установка на работу.

  1. Упражнение "Чему я научился за год". Участники получают по одинаковому листу бумаги, ручки или карандаши. Каждый в течение какого-то определенного времени пишет, чему он научился в течение последнего года. Затем все работы сдаются ведущему, который зачитывает их. Комментарий к упражнению: Это упражнение является и диагностическим и терапевтическим, по сути. Часто родители не подозревают о том, что их ребенок узнал что-то новое за этот год жизни. И для ребенка, и для родителей важно продемонстрировать свои достижения. В ходе выполнения видны нарушения взаимоотношений.

2. Упражнение "Зеркало". Участники встают парами, один изображает позы слушателя, а другой их повторяет (внимательный слушатель, не внимательный слушатель, не слушающий человек, создание видимости слушателя. .).

3. Игра с мячом. Говорить друг другу перекидывая мяч: "Семья - это... ", "Быть родителями - это... ", "Дети - это... ", "Если бы я был ребенком то... ".

4. "Зеркало". Занятие второе было на изучение мыслей друг друга и изучение внутреннего мира друг друга.

Занятие 3.

Цель: Развитие положительной  динамики в отношениях.

Установка на работу.

  1. Игра - разминка "Европейский городок".

Упражнение "Спроси без  языка". Вы должны угадать, что хочет  спросить каждый из вас.

  1. Игровая ситуация "На службе у царя-батюшки".

До 1917 года в России правил царь, власть переходила из рук в  руки. Нелегко жилось народу при  царе, еще более сложно было тем, кто служил царю, итак, раз, два, три... мы попадаем в 17 век, перед нами царь (ребенок), и служащий царя (мама).

Проснулся царь в плохом настроении, зовет он прислугу (маму).

Принеси воды, да побыстрее. Ну, чего ты стоишь? Аль не слышал?

Помоги одеть халат, указывает  на служащего (маму).

-Какие новости сегодня?  Чего смущаешься? Не знаешь, что  в стране делается? (Если царя  не устраивает служащий, его на  казнь, хотя ему дается последнее  слово для собственной защиты. .

Значение данного упражнения в том, чтобы родитель ощутил, как  бывает тяжело ребенку в семье.

3. "Зеркало".

4. Рефлексия занятия. Что понравилось, что не понравилось? Что завтра хочется повторить?

 

Занятие 4.

 Цель: формирование атмосферы  доброты и безопасности.

Настрой на занятие. У кого за то время, что мы занимались, произошло  что-то новое, позитивное и вы хотели нам об этом рассказать.

  1. Упражнение "Счастье - это". Предлагаются листы с разнообразными формулами "счастья"  Счастье - это я сам. Счастье - это когда тебя понимают. Счастье - это жить среди людей. Счастье - это много друзей. Счастье - это мои родители. Счастье - это жить в мире. Счастье - это моя семья.

Участникам предлагается выбрать свою формулу и защитить ее. После защиты предлагается написать как можно больше хороших слов на каждую букву слова:

С - солнечный, спокойный.

Ч - чуткий, человечный.

А - активный, артистичный

С-

Т-

Ь

Е

  1. Упражнение "Слепой и поводырь".

Мама берет за руку ребенка  и ведет его рядом с собой, при этом должна говорить, как и  куда он должен идти. Что значит ответственность? Это контроль? Быть хорошими родителями это, значит, быть ответственными? Легко  ли подчиняться действиям родителя.

3. Упражнение "Комплименты". Выполняется в паре, участники говорят друг другу комплименты, добрые слова.

4. "Зеркало".

Занятие 5.

Цель: закрепить представление  об отношениях в семье.

Установка на работу.

Сегодня последнее наше занятие, давайте вспомним все упражнения, которые вас понравились.

а) Игра - разминка "Европейский  городок" Приветствие друг друга  разными способами.

б) Упражнение "Зеркало" Изображение поз друг друга.

в) Упражнение "Спроси без  языка".

г) Упражнение "Чему я научился за эти занятия".

д)"Зеркало".

Мы хорошо потрудились, настал момент прощания. Вспомните, как прощаются  люди без слов, а с помощью действий».

 

7.6 Рекомендации социальному  педагогу по работе с неблагополучной  семьей:

1. Использование в работе  с неблагополучной семьей дифференцированного  педагогического подхода к содержанию  и технологиям социальной работы. Такая модель включает в себя  следующие компоненты:

- наличие у специалиста  собственных представлений о  содержании поддержки семьи как  клиента и о представлениях  клиента о содержании этой  поддержки, а также о форме  ее оказания;

- широкое изучение семьи-системы  и каждого ее члена как индивида;

- дифференциация семей  на типы в соответствии с  особенностями деформированности  семейных структур;

- разработка и реализация  программы (соответственно выделенным  в ходе дифференциации типам  семей) социальной поддержки семьи  коррекционно-воспитательной направленности;

- отслеживание результатов  коррекционно-воспитательной деятельности  с семьей и внесение необходимых  изменений. 

2. Необходима качественная  и количественная характеристика  показателей семьи для учета  причин неблагополучия.

Известный метод сбора  информации о семье – формализованные  бланки и анкеты, посвященные конкретной семейной группе. Изучение неблагополучной  семьи будет оптимизировано при  использовании специальных карт семьи, анкет.

Строгая структурированность  этих материалов позволяет выйти  в процессе их заполнения на типологию  семей, что весьма важно для принятия адекватных профилактических мер и  поддержки детей с отклоняющимся  поведением. Недостатком этой диагностической  методики является то, что формализованная  информация может упустить какие-либо существенные качественные особенности  семьи, не включённые в структуру  данной анкеты. В частности, возможное  наличие у членов семьи скрытых  проблем, к примеру, психических  заболеваний, судимостей, суицидов, венерических болезней, вынесение которых на всеобщее обсуждение нежелательно. Выявить эти  факторы средствами формализованной  анкеты бывает не всегда возможно.

Источниками информации о  семейном неблагополучии могут быть: классные руководители; воспитатели  ДОУ; педагоги школы; врачи; участковый инспектор; родственники; соседи; друзья.

Дополнительные источники  информации о семье: документы социально-медицинского патронажа; документы психолого-педагогического  консилиума в школе; материалы психодиагностики; результаты рейдов; жалобы и заявления  граждан; материалы о правонарушениях; преступления несовершеннолетних.

Необходимая первичная информация о неблагополучной семье:

- Материально-бытовые условия. 

- Эмоционально-нравственный  климат.

- Режим дня ребенка  в семье. 

- Методы и приемы воздействия  взрослых на детей. 

- Семейный досуг. 

- Уровень педагогической  культуры родителей. 

3. Четкое определение  целей, задач, методов своей  работы; понимание ее специфики,  которая состоит лишь в относительной  возможности реабилитации дезадаптивных  семей, восстановлении их нарушенных  отношений с детьми. Социальному  педагогу следует осознавать  границы собственной компетентности, т.к. чрезмерное расширение границ  своих функциональных обязанностей  и незаметный переход на территорию  смежной профессии, например, психологии, может привести к искушению  по мере сил и собственного  разумения начать работу с  родителями и подростками по "искоренению  недостатков".

На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального  педагога: установление излишне близких  доверительных, даже панибратских, отношений  с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может ещё более усложнить  возникающее иногда стремление специалиста  к кооперации с ребенком против родителей  или с родителями против ребёнка.

4. Опытный социальный  педагог умеет "видеть" в  каждой неблагополучной семье  скрытые негативные факторы, которые  зримо проявляются намного позже.  Интуиция грамотного специалиста лучше иного теста позволяет определить основные семейные проблемы и трудности, непосредственно влияющие на воспитание и поведение подростка. Впрочем, не следует переоценивать возможности интуиции. Во избежание ошибочных выводов необходимо проверять свои предположения с помощью проверенных методических приёмов. В противном случае существует опасность навешивания ярлыков на детей и их родителей, что может привести к их полной дезадаптации и отказу от сотрудничества.

5. Педагогическому коллективу  школы, в том числе социальному  педагогу, необходимо научиться  замечать не всегда крупные,  но очевидные достижения, пусть  маленькие, но безусловные успехи  своих подопечных.

6. Главная задача в  работе с неблагополучной семьей  заключается в изменении ее  статуса, нормализация межличностных  отношений, морально-психологического  микроклимата и устранение недостатков  семейного воспитания. В связи  с этим необходима работа по  повышению педагогической грамотности  родителей, вовлечение их в  воспитательный процесс:

- регулярные педагогические  консультации (набор тем консультаций  будет зависеть отданных, полученных  при диагностике межличностных  отношений);

- организация деятельности  психолого-педагогических практикумов; 

- постоянно действующие  семинары;

- использование форм нетрадиционного  проведении родительских собраний.

- выпуск брошюр, памяток  по воспитанию с целью повышения  педагогической грамотности.

7. Социальному педагогу  необходимо в зависимости от  конкретной ситуации пользоваться  арсеналом эффективных мер воздействия  на неблагополучную семью:

Принудительное лечение  от алкоголизма;

Лишение родительских прав;

Консультирование;

Обучающие консультации для  родителей;

Помощь общественных организаций;

Влияние через СМИ;

Пропаганда здорового  образа жизни;

Пропаганда семейных ценностей;

Оказание материальной помощи;

Административные штрафы;

Создание клубов по интересам;

Постоянный патронаж;

Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;

Бесплатное лечение детей  и оздоровление в период каникул;

Взаимодействие всех служб  в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

 

 

7.7 Рекомендации для  социального педагога по работе  с детьми из неблагополучных  семей по профилактике и преодолению  девиантных форм поведения.

Дефекты воспитания это и  есть главнейший показатель неблагополучной  семьи,  ни материальные, ни бытовые  показатели не характеризуют степень  благополучия или неблагополучия семьи  – только отношения к ребенку.

Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье: детская  безнадзорность и беспризорность, побеги из дома, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семей:

  • Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
  • Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
  • Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

Социально – педагогическая деятельность в отношении данной категории детей подразделяется на два самостоятельных направления:

А) профилактическое – представляет собой работу по созданию благоприятной  среды для воспитания и общения, коррекции семейных отношений, поиску видов занятости ребят в свободное  время и т.п.;

Б) коррекционно – реабилитационное – предполагает оказание ребенку  оперативной социально – педагогической помощи: постановку на учет; диагностику  личностных особенностей; разработку и реализацию программы работы по адаптации ребенка к социально  – здоровой среде при помощи положительных  форм активности – труда, игры, познания; подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической  помощи; коррекцию, реабилитацию семейных отношений .

В работе с детьми из неблагополучных  семей целесообразно придерживаться следующих принципов:

Информация о работе Отчёт по ознакомительной практике в школе