Особенности техники рисования цветными карандашами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Важное значение для детей имеет овладение технической стороной рисования цветными карандашами. Двигательная основа рисования цветными карандашами имеет особое значение для детей дошкольного возраста, так как в этом возрасте дети только начинают овладевать орудийными действиями, способами создания изображения.

Файлы: 1 файл

изо.docx

— 41.76 Кб (Скачать)

  Умение  рисовать включает также отработку  качества движения – свободу, лёгкость, ритмичность. Эти качества вырабатываются у детей при условии, что они  овладевают произвольным изменением силы нажима, быстроты движения, размаха, изменением направления движений. На первых порах  всё это происходит случайно, независимо от их намерений. Постепенно дети учатся овладевать движением такого размаха, который нужен для закрашивания данной части рисунка, замедлять  движение, чтобы не зайти за контур при закрашивании небольшой части  рисунка. Чтобы нарисовать круг, надо плавно изменять направление движения, повёртывая руку, для рисования прямоугольника надо вовремя чётко повёртывать руку под углом и так далее.

  Овладев этими умениями, дети получают прочные  навыки произвольного изменения  движений, что и создаёт возможность  рисовать, действуя свободно, легко, плавно, ритмично. 

    Программные задачи по рисованию цветными карандашами 

    Известно, что дети любят рисовать. Они рисуют, отображая свои впечатления,  общаясь, задавая вопросы и  отвечая на них. 

  Выделяются  следующие функции рисования:

  · развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

  · развитие художественно-графических  умений и  навыков;

  ·развитие фантазии, творческого мышления и  воображения, пространственного восприятия;

  · развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

  Для осуществления этих функций перед  воспитателем выдвигаются задачи, содержащиеся в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией  М.А. Васильевой – М., 2005).

  Задачи  обучения рисованию во II младшей  группе.

  • учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов;
  • учить правильно, держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом  во время рисования;
  • закреплять знание названий цветов;
  • учить детей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету;
  • учить ритмичному нанесению линий, штрихов;
  • учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

  Задачи  обучения рисованию в средней  группе.

  • формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;
  • закреплять умение правильно держать карандаш;
  • учить детей закрашивать рисунки карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.

  Задачи  обучения рисованию в старшей  группе.

  • Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования цветные карандаши;
  • вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

  Задачи  обучения рисованию в подготовительной группе.

  • продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки  и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов;
  • учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения равномерности закрашивания рисунка;  чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
 

  Система работы по созданию выразительного образа на занятиях по изобразительной  деятельности

    Овладение карандашной техникой рисования считается необходимым и потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.  
Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия оконтуривает; она призвана определять границы формы. Не умея нарисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. Сходство же изображения с реальным предметом достигается в основном при правильной передаче его формы. Твердость карандаша позволяет отчетливее, чем при рисовании кистью, почувствовать сопротивление материала в процессе рисовального движения, яснее ощутить характер движения, его направленность. Это особенно важно для отработки формообразующих движений. Отчётливое восприятие движений способствует образованию более точного представления, на основе которого происходит коррекция движений исполнительных. Карандаши должны быть всегда хорошо отточены (об этом необходимо заботиться накануне занятия). Уже со средней группы надо привлекать детей к проверке карандашей.  А детей старшей группы (к концу года) и детей подготовительной группы следует учить затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой.  При этом в запасе надо иметь больше карандашей того цвета, который будет использоваться чаще (так при рисовании цветущего луга или сенокоса больше потребуется карандашей зеленого цвета разных оттенков). Но, конечно, это можно предусмотреть не всегда (например, в рисовании по замыслу).  
Следует приучать, попользовавшись карандашом, класть его в коробку и после этого выбирать другой — нужного цвета. Иногда дети перекладывают использованный карандаш в левую руку, а правой берут другой. Постепенно в левой руке оказывается несколько карандашей. Они мешают рисовать: дети не могут левой рукой придерживать лист бумаги, он вертится, и рисунок получается неаккуратным. Бывает, что дети кладут использованные карандаши на стол, рядом с коробкой. Карандаши раскатываются, падают, ломаются, дети начинают их поднимать, отвлекаются сами, мешают заниматься другим.

  Иногда  дети, желая получить более яркий  цвет, смачивают карандаш, беря его  в рот. Разрешать этого не следует, и по гигиеническим соображениям, и потому, что после - смачивания карандаш дает более бледный цвет, рисунок получается неровным. Нужно  учить детей закрашивать рисунки, равномерно нажимая на карандаш, и  чуть сильнее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже  со второй младшей группы следует  учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо  или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки  закрашивались ровно, без просветов  и темных пятен. С этой целью нужно  учить регулировать скорость движений - закрашивать более быстрыми движениями середину изображения, а потом медленно, осторожно у линии контура.  
Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи. Постепенно дети научаются регулировать размах движения руки при закрашивании в зависимости от величины изображений.

  В ряде случаев закраска рисунка может  быть не сплошной, а штриховой. Так, например, чтобы передать оперение птицы, совсем не обязательно покрывать  цветом всю форму — гораздо  выразительнее изобразить оперение отрывистыми штрихами. В тех случаях, когда рисунок выполняется в  цвете, эти штрихи-перья будут  цветными, а в тоновом рисунке  они могут быть черными, серыми. Так  же не сплошь, а штрихами можно покрыть  тело рыбки, чтобы создать впечатление чашуйтости.

    В подготовительной группе нужно показать детям прием закрашивания изображений по форме. Для достижения большей выразительности дети должны уметь использовать штрих разного характера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально расположенными штрихами. Если она занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже. Создается впечатление поля, покрытого густой, короткой щетиной зеленой травы. Но трава может быть высокой, колышущейся на ветру. Передать это в рисунке удается более длинными, слегка наклонными штрихами. Важно учить детей не действовать однообразно, раз и навсегда закрепленными способами, а изменять приемы в зависимости от того, какую изобразительную задачу решает ребенок. Для этого он должен свободно владеть разнообразными движениями, уметь изменять направление штрихов и линий. С самого начала нужно показывать детям разные варианты технического исполнения, подчеркивая их выразительность.

  Все сказанное выше дает право утверждать необходимость обучения детей в  детском саду рисованию, как красками, так и карандашами. Вместе с тем нужно учитывать их специфику. Состояние обучения технике рисования во многих детских садах показывает, что воспитатели, подбирая программное содержание и тематику занятий, не учитывают особенности карандаша. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка даются такие же большие листы бумаги, как и для рисования красками. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится) или ребенок, стараясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок, что не может его удовлетворить. Нередко также в карандашном рисунке воспитатели требуют закрашивания больших плоскостей (неба, земли, травы и т. п.). Это связано с многократным повторением однообразных движений, что утомляет ребенка. Стараясь побыстрее закончить рисунок, ребенок ускоряет темп движения, отчего нарушается его ритм, направление, размах, в результате рисунок оказывается плохо выполненным. Иногда для работы цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой изображение плохо смотрится.  
Все это снижает качество рисунков, лишает их определенной выразительности.  
Так как карандаш позволяет более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию, нужно больше использовать карандаш для изображения различных предметов прямолинейной формы или предметов, состоящих из этих прямолинейных форм (здания, строительство, транспорт).  
Наряду с цветным рисунком может создаваться и тоновой, выполненный черным карандашом, контуром, без последующего закрашивания. Отвлечение от цвета в данном случае позволит сосредоточить внимание на передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. Черный контур изображения и штрихи, передающие части и детали, отчетливо выделяются на белой бумаге, а контраст белого и черного придает рисунку выпуклость, особую выразительность. (1)
 
 
 
 
 
 

Заключение  

 Рисование  – одно из самых интересных  для детей дошкольного возраста  видов изобразительного творчества. Ведь не случайно, ребенок, как  писала Надежда Константиновна  Крупская, очень рано начинает  стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Материал для рисования: карандаши и бумага, всякий материал для построек, научить, как общаться с этим материалом. 

 Как  правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность  передавать то, что их волнует,  что им нравится, что вызывает  у них интерес. А это, в  свою очередь, создает условия  для всестороннего воспитания  и развития детей. 

 Рисование  – это специфическое образное  познание действительности. И как  всякая познавательная деятельность  имеет большое значение для  умственного воспитания детей.  Владение умением изображать  невозможно без развития целенаправленного  восприятия – наблюдения. 

 Занимаясь  рисованием, дети знакомятся не только с карандашами, но и с другими материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Овладение этими навыками способствует их умственному развитию. 

 На  занятиях по рисованию развивается  речь детей: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных  обозначений способствует обогащению  словаря.  У детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними. 

 Рисование  должно быть использовано для  воспитания у детей доброты,  справедливости, для углубления  благородных чувств, которые возникают  у них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет техники рисования. М.: Мозаика-Синтез, 2009
  2. Косминская В.Б, Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1981
  3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.  Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Камаровой. – М.: Просвещение, 1979
  4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.        М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2000
  5. Розова С.Г. Чудесный мир красок   Ребёнок в детском саду.-2003. -№4.-с.64.
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности техники рисования цветными карандашами