Oсoбeннoсти формирования пoзнaвaтeльных интeрeсoв млaдших шкoльников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 11:03, реферат

Краткое описание

Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя [28, с.186].
При формировании познавательного интереса младших школьников при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Оглавление

Ввeдeниe………………………………………………………….3
Глaвa I. Тeoрeтичeскиe oснoвы фoрмирoвaния пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у млaдших шкoльникoв вo внeурoчнoй дeятeльнoсти при изучeнии курсa «Мaтeмaтикa»…………………………………………………………….6
1.1. Пoнятиe внeурoчнoй дeятeльнoсти в психoлoгo-пeдaгoгичeскoй литeрaтурe…………………………………………….6
1.2. Oсoбeннoсти формирования пoзнaвaтeльных интeрeсoв млaдших шкoльников на уроках математики ........................................................................10
Вывoды пo I глaвe……………………………………………26
Глaвa II. Мeтoдичeскиe oснoвы фoрмирoвaния пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у млaдших шкoльникoв вo внeурoчнoй дeятeльнoсти пo курсу «Мaтeмaтикa»……………………………………..……………………28
2.1. Методика изучения геометрического материала в курсе «Математика» для начальной школы
2.2. Дидактическое обеспечение внеурочной деятельности по математике в 3 классе, направленной на формирование познавательных интересов младших школьников
Вывoды пo II глaвe………………………...…………………47
Зaключeниe……………...………………………………………49
Списoк испoльзoвaнных истoчникoв инфoрмaции…………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

диплом исправленный.docx

— 37.91 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человеку, чтобы успешно, эффективно общаться, строить отношения, нужно иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание. Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить этот познавательный интерес.

 

Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте обязательно связано с развитостью познавательных процессов. В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов как мышление, внимание и память. Память - психофизиологический процесс , материальной основой которого является мозг и нервная система. Однако память неразрывно связана со знаниями, прошлым опытом, эмоциями. Память необходима для накопления знаний, успешной и продуктивной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности. Как процесс, память выполняет три функции: запоминание (ввод информации), сохранение (удержание информации), припоминание (восприятие информации). У разных людей каждая из трех функций развита неодинаково. Причиной запоминания и припоминания является закон приучения нервной системы. Почему зубрежка - такой дурной способ обучения? Когда факты закрепляются в памяти в продолжении немногих часов или дней путем усиленного напряжения мозга перед экзаменом, запоминание материала в этом случае - иллюзия, т.к. в течение учебного года память почти не упражнялась. Сведения, заучиваемые таким путем, на отдельный случай, временно, не могут образовывать в уме прочных ассоциаций с другими объектами мысли. И наоборот, материал, избираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергшийся обсуждению, образует такую систему, вступает в такую связь с остальными сторонами нашего интеллекта, легко возобновляется в памяти такой массой поводов, что остается надолго прочным приобретением.

 

Необходимо тренировать память, так как она не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.

 

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Необходимо уметь переключать внимание, вести себя гибко. Внимание нужно уметь тренировать, так как невнимательный человек лишен контроля за внешними обстоятельствами. Устойчивость - длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение - способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел. Учителю всегда необходимо помнить следующее: И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного. Мышление - особого рода умственная и практическая деятельность, способность человека логически анализировать проблему. Для развития познавательного интереса учащихся необходимо научить их: Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером. Думать - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку. Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир. Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.


Информация о работе Oсoбeннoсти формирования пoзнaвaтeльных интeрeсoв млaдших шкoльников