Основные отрасли педагогики и их задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 20:11, реферат

Краткое описание

Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Оглавление

Введение: 3

Основные отрасли педагогики. 4

Задачи и назначение основных отраслей педагогики. 5

Общая педагогика 5

Возрастная педагогика. 6

Ясельная педагогика. 6

Дошкольная педагогика. 7

Педагогика школы. 8

Педагогика высшей школы. 9

Педагогика «третьего возраста». 10

Отраслевая педагогика. 11

Педагогика среднего специального образования. 11

Производственная педагогика. 12

Социальная педагогика. 13

Исправительно-трудовая педагогика. 15

Специальные педагогические науки. 16

Лечебная педагогика. 17

Сравнительная педагогика. 18

Заключение 19

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по педагогике.Основные отрасли педагогики и их задачи.docx

— 138.81 Кб (Скачать)

 

Социальная  педагогика.

      Социальная  педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.

  Социальная  педагогика, в отличие от традиционной, рассматривает педагогическую деятельность не только как основу воспитания, социализации личности, но и как процесс социальной помощи людям в период их личностного  или профессионального неблагополучия.

  Особенность современной социальной педагогики - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к  людям, в том числе к детям, то есть сотрудничество, сотрудничество воспитателя и воспитанника. Гуманистическая  направленность заключается и в  ориентации ее как на защиту отдельного человека в его конкретной ситуации, так и на целостный подход к  человеку, на защиту его общих интересов  и потребностей.

  Гуманное  и альтруистическое значение социальной педагогики проявляется в том, что  эта наука призвана решать чрезвычайно  сложные и зачастую кровоточащие проблемы социальной помощи населению, поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться своими особыми, специфическими средствами о человеке, духовно-нравственном здоровье, самосознании, формировании ценностных ориентаций (в особенности у подрастающего  поколения).

  Сегодня в  центре социальной педагогики - духовный мир человека. На его развитие и  обогащение направлены все ее усилия. Социальная педагогика исследует многие волнующие духовно-нравственные проблемы современности, ведет человека к его культурной зрелости, нравственному прозрению и идейной стойкости.

Усилия социального  педагога направлены на то, чтобы поддержать человека в богатой, разнообразной  и свободной культуре, которая  помогает человеку стать личностью, совершенствовать свои представления  о мире, о человечности, истине и  добре и т.п. 

 

Исправительно-трудовая педагогика.

      Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Цели  её – перевоспитать из заключенных преступников социально адекватных людей, чтобы улучшить качество жизни как их самих, так и окружающих.

Исправительно-трудовая педагогика как отрасль использует все основные понятия педагогики, а также разрабатывает и специфические, среди которых наиболее важные категории — исправление и перевоспитание осуждённых. Исправление — противоречивый процесс ломки сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, предполагающий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью. Перевоспитание рассматривается как двусторонний процесс, включающий педагогическую работу воспитателей, администрации по организации системы исправительно-трудовых воздействий и деятельность самих осуждённых по усвоению этих воздействий (т. е. исправление). Результат такого взаимодействия — перестройка сознания и поведения личности. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Уровни или степени изменения личности различны, но при этом они вполне сопоставимы с общечеловеческими нравственными нормами, т. к. не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. В процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к труду, точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности, приобретают статус правовых.

 

Специальные педагогические науки.

            Специальные (коррекционные) педагогические науки – логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

  Так, например, логопедия занимается обучением и воспитанием детей с нарушениями речи, сурдопедагогика занимается обучением и воспитанием глухих и слабослышащих, тифлопедагогика занимается обучением и воспитанием слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика занимается обучением и воспитанием умственно отсталых и детей с задержками умственного развития, логопедия занимается обучением и воспитанием детей с нарушениями речи. 
 
 

 

                         Лечебная педагогика.

Лечебная педагогика – новая отрасль педагогики, развивающаяся на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно - воспитательной деятельности педагогов с больными и отстающими учениками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических разработок.

Основная цель лечебной педагогики – дать возможность больным детям и детям с отклонениями в развитии адаптироваться к нашей жизни. Для этой цели создаются специальные интернаты, детские сады, центры лечебной педагогики и другие специальные учреждения.

Сравнительная педагогика.

     Сравнительная педагогика изучает закономерности функционирования и развития образовательных  и познавательных систем в различных  странах путём сопоставления  и нахождения сходств и различий. 

Сравнительная педагогика - это область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта.

Для этого направления  методологически важны объективность, комплексность, конкретно-исторический, культурологический, этнопсихологический  подходы.

Основная задача сравнительной педагогики - исследование причин и механизмов мирового кризиса образования, особенностей его проявления в различных странах для того, чтобы прогнозировать кризисные явления и по возможности смягчить их влияние.  
 
 
 
 
 

Заключение

     Педагогика  – обширная система наук, решающая много как педагогических, общественных, а также лечебных задач. По своим целям и связью с другими науками она подразделяется на отрасли.

     В данном реферате мы рассмотрели только основные отрасли педагогики, их основные задачи и значение в нашей жизни (а значение её очень большое). Однако на этом перечень отраслей не заканчивается. Существуют и другие отрасли, но развитие их заморозилось в связи с Распадом СССР, сменой правительства, перестройкой государства, реформ в сфере образования и других причин вследствие потери актуальности. Появились и новые отрасли, частично заимствованные у стран Западной Европы и Америки, и значительно развиваются старые, но ещё актуальные, отрасли педагогики и всё чаще встречаются в нашей жизни. Пока есть люди – есть и педагогика. Развиваемся мы, – совершенствуется и эта великая наука во всём своем многообразии и встречается во всех областях нашей деятельности. 

Список использованной литературы.

  • Российская  педагогичекая энциклопедия т.2, с.361-363
  • Исправительно-трудовая педагогика. Учебник, под ред. И. Т. Богатырева, М., 1978
  • Информационно – просветительский портал Ханты-Мансийского Автономного округа- Югры (http://www.eduhmao.ru)
  • Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. М.В. Буланова – Топоркова.

Информация о работе Основные отрасли педагогики и их задачи