Организация учебного процесса в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:17, методичка

Краткое описание

В основном законе нашей Родины—Конституции Союза Советских Социалистических Республик записано: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением все¬общего обязательного среднего образования молодежи, широ¬ким развитием профессионально-технического, среднего спе¬циального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования...»
Огромная роль в решении этой важнейшей государствен¬ной задачи принадлежит педагогическим институтам, готовя¬щим учителей и воспитателей высшей квалификации не только через дневную, а и через заочную и вечернюю формы обучения (50% учителей нашей страны получают высшее образование заочно).
В условиях научно-технической революции, бурного раз¬вития экономики, науки и культуры несоизмеримо возрастают требования к уровню подготовки педагогических кадров. Современный советский учитель должен обладать глубокими знаниями, быть высококвалифицированным специалистом, идеологически подготовленным и идейно убежденным воспита¬телем молодого подрастающего поколения строителей комму¬низма. В соответствии с этими высокими требованиями с каж¬дым годом совершенствуется система подготовки учителей и воспитателей без отрыва от производства.
Обучаясь в институте, студент приобретает комплекс науч¬ных и методических знаний и умение применять их в своей дальнейшей деятельности. Сочетание студентами-заочниками практической работы с учебой по избранной специальности всегда дает положительные результаты.
Студентам создаются все необходимые условия для успеш¬ного овладения знаниями по избранной специальности. А сту¬дент должен всегда помнить, что учеба — не личное дело студента, а его гражданский долг, его обязанность.
Система обучения в институте существенно отличается от методики обучения в школе. Важнейшей особенностью и ре¬шающим условием успешной учебы студента-заочника явля¬ется его планомерная, систематическая самостоятельная работа.
Настоящее пособие ставит перед собой задачу ознакомить студентов с основными условиями учебы без отрыва от произ¬водства, помочь студентам овладеть важнейшими приемами самостоятельной работы, наиболее рационально и с большей пользой использовать время. Кроме того, в пособие включены заполняемые студентом в соответствии с учебным планом гра¬фики на все годы учебы в институте.
Методическое пособие подготовили: кандидат философ¬ских наук, доцент Варивончик В.И., кандидат филологиче¬ских наук, доцент Мищенчук Н.И., старший преподаватель Марголин Я. Н.

Файлы: 1 файл

Методические рекомендации студенту-заочнику.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

                              Министерство просвещения БССР

                      Минский ордена трудового красного  знамени

                        Государственный педагогический  институт 

                                              Им. А.М.Горького 
 
 
 
 
 

                Методические 

                рекомендации 

            студенту-заочнику 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Минск-1978

В основном законе нашей Родины—Конституции Союза  Советских Социалистических Республик  записано: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования...»

  Огромная  роль в решении этой важнейшей  государственной задачи принадлежит педагогическим институтам, готовящим учителей и воспитателей высшей квалификации не только через дневную, а и через заочную и вечернюю формы обучения (50% учителей нашей страны получают высшее образование заочно).

  В условиях научно-технической революции, бурного развития экономики, науки и культуры несоизмеримо возрастают требования к уровню подготовки педагогических кадров. Современный советский учитель должен обладать глубокими знаниями, быть высококвалифицированным специалистом, идеологически подготовленным и идейно убежденным воспитателем молодого подрастающего поколения строителей коммунизма. В соответствии с этими высокими требованиями с каждым годом совершенствуется система подготовки учителей и воспитателей без отрыва от производства.

  Обучаясь  в институте, студент приобретает  комплекс научных и методических знаний и умение применять их в своей дальнейшей деятельности. Сочетание студентами-заочниками практической работы с учебой по избранной специальности всегда дает положительные результаты.

  Студентам создаются все необходимые условия  для успешного овладения знаниями по избранной специальности. А студент должен всегда помнить, что учеба — не личное дело студента, а его гражданский долг, его обязанность.

  Система обучения в институте существенно  отличается от методики обучения в  школе. Важнейшей особенностью и решающим условием успешной учебы студента-заочника является его планомерная, систематическая самостоятельная работа.

  Настоящее пособие ставит перед собой задачу ознакомить студентов с основными  условиями учебы без отрыва от производства, помочь студентам овладеть важнейшими  приемами самостоятельной работы, наиболее рационально и с большей пользой использовать время. Кроме того, в пособие включены заполняемые студентом в соответствии с учебным планом графики на все годы учебы в институте.

  Методическое  пособие подготовили: кандидат философских наук, доцент Варивончик В.И., кандидат филологических наук,  доцент Мищенчук Н.И.,  старший   преподаватель Марголин Я. Н.

1.   НАШ   ИНСТИТУТ

  Минский ордена Трудового Красного Знамени  государственный педагогический институт им. А. М. Горького — старейшее и крупнейшее высшее педагогическое заведение Советской Белоруссии. Его история неразрывно связана с историей 
становления и развития высшей школы в республике, с борьбой нашего народа за претворение в жизнь ленинского плана культурного строительства, осуществление задач подъема народного образования и достижения высочайших вершин на пути ко всеобщему среднему образованию и воспитанию молодого поколения строителей социализма и коммунизма в духе великих  идей   марксизма – ленинизма.

  В 1936 году институту было присвоено имя великого пролетарского писателя Алексея Максимовича Горького.

  Только за довоенные годы институт подготовил около 4 тысяч учителей, воспитателем дошкольных  учреждений и редакционно - издательских работников.

  В годы Великой Отечественной войны студенты и преподаватели института мужественно сражались в рядах Советской Армии, в партизанских отрядах и подпольных организациях против немецко-фашистских захватчиков, а затем активно участвовали в восстановлении разрушенного фашистами народного хозяйства, под открытым небом и в землянках начинали трудный  1944-1945 учебный год.

  За  послевоенные годы институт внес большой вклад в осуществление задач партии по подъему народного образования и культуры пашей республики. За эти годы в его стенах получили высшее образование более 28 тысяч учителей, работников дошкольных и культурно-просветительных учреждений. Среди выпускников института 7 Героев Советского Союза и Социалистического Труда, более 50 членов Союза писателей, десятки видных ученых, партийных и государственных работников, свыше 150 выпускникам нашего института присвоено высокое звание Заслуженных учителей, Заслуженных работников высшей школы БССР.

  Профессора  и преподаватели института вносят значительный вклад в развитие советской педагогической науки, в создание учебников и учебных пособий для средних школ и вузов.

  За  большие успехи в подготовке высококвалифицированных специалистов указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1972 года институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

  В настоящее время институт на 8 факультетах  готовит учителей русского и белорусского языка и литературы, истории и иностранного языка, математики, физики, географии, биологии, химии, музыки и пения, начальных классов, дефектологов и работников дошкольных учреждений. Кроме того, в институте работает факультет переподготовки директоров школ и отделение русского языка для учителей Кубинской республики. Всего в институте занимается свыше 7 тысяч студентов. Половина из них учится без отрыва от производства.

  Через заочную форму обучения институт готовит учителей русского и белорусского языка и литературы, истории, математики, музыки и пения, начальных классов и дефектологов, а работников дошкольных учреждений — на заочном и вечернем отделениях.

  Коммунистическая  партия Советского Союза требует  от нас постоянно повышать качество профессиональной подготовки и идейно-политический уровень выпускников вузов. Чтобы успешно выполнить эту задачу, студенты в течение всего срока обучения должны добросовестно и своевременно выполнять предусмотренные Положением о высшей школе обязанности, в полной мере использовать предоставленные им права.

    2.  ПРАВА И   ОБЯЗАННОСТИ   СТУДЕНТОВ

Студенты института  имеют право:

  • пользоваться бесплатно лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками и оборудованием института;
  • участвовать в научно-исследовательской работе, организуемой вузом и научным студенческим обществом;
  • участвовать через общественные организации в обсуждении вопросов совершенствования учебного процесса, идейно-воспитательной работы, а также успеваемости, трудовой и учебной дисциплины и многих других вопросов, связанных с учебой и бытом студентов;

  —имеют  право на льготный проезд в транспорт

 — участвовать  в общественной  жизни коллектива   института.

    Студенты высших учебных заведении обязаны:

  • систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности;
  • овладевать марксистско-ленинской теорией и повышать свой идейно-политический, научный и культурный уровень;
  • приобретать навыки организации массово-политической, воспитательной работы;
  • посещать обязательные учебные занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным  планом  и  программами,
  • активно участвовать в общественно  полезном труде;
  • соблюдать  принципы   коммунистической  морали;
  • выполнять правила внутреннего распорядка вуза, беречь и укреплять социалистическую собственность;
  • участвовать в пропаганде научных и политических знаний, а также в общественных мероприятиях, проводимых институтом среди населения.

  За  хорошую успеваемость, активное участие в общественной жизни и научно-исследовательской работе для студентов устанавливаются различные меры поощрении, За нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и норм социалистического общежития к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания. Институт поддерживает тесную связь с органами народного образования, школами, предприятиями, организациями и учреждениями, где работают студенты, систематически сообщает об их учебе руководству и общественным организациям.

  Студенту высшего учебного заведения выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

    3. ОРГАНИЗАЦИЯ   УЧЕБНОГО   ПРОЦЕССА

  Учебным планом, как основным документом организации  учебного процесса, предусматриваются  следующие формы занятий студентов-заочников и вечерников: лекции, семинарские и практические (лабораторные) занятия, выполнение контрольных и курсовых работ, прохождение практики, сдача экзаменов и зачетов. Основной формой обучения студентов-заочников является самостоятельная работа над учебным материалом. Кафедры института оказывают им учебно-методическую помощь в течение всего срока обучения. В каждом учебном году студенты-заочники вызываются в институт на зимнюю и летнюю учебно-экзаменационные сессии.

  Деканаты  факультетов обеспечивают студентов индивидуальными графиками учебного процесса  на каждый год обучения. В них указаны дисциплины, которые должны изучаться в данном учебном году, с разбивкой по семестрам, количество письменных работ и сроки их представления в институт, зачеты и экзамены, выносимые на каждую сессию, сроки проведения зимней и летней учебно-экзаменационных сессий, занятия в межсессионный период.

  В начале учебного года студент должен получить в деканате своего факультета учебные программы по всем дисциплинам, которые будут изучаться в данном году, методические указания, темы курсовых и контрольных работ, а в библиотеке института — учебники и учебные пособия.

  Учебно-экзаменационные  сессии студентов-заочников проводятся только в институте. Не разрешается направлять студентов-заочников для сдачи экзаменов и зачетов в другие высшие учебные заведения, а также проводить прием экзаменов и зачетов в учебно-консультационных пунктах.

  Для оказания помощи студентам-заочникам  деканаты факультетов и кафедры проводят в межсессионный период по утвержденному ректором графику, по воскресеньям «Дни заочников», т. е. дополнительные занятия и консультации, прием экзаменов и зачетов. В эти дни специально для заочников работают библиотеки и читальные залы.

                      4.  ПРОВЕДЕНИЕ    УЧЕБНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ

СЕССИЙ

  В день начала учебно-экзаменационной сессии студент должен прибыть в институт не позднее 9-00, явиться лично в деканат к методисту по заочному обучению, зарегистрироваться и доложить о выполнении учебного плана в межсессионный период.

      В соответствии с графиком учебного процесса студент-заочник должен в установленные сроки прослушать лекции, выполнить лабораторные, практические и семинарские занятия, сдать зачеты и экзамены. Неявка на сессию по неуважительной причине влечет за собой отчисление из института за академическую неуспеваемость.  Если студент не может быть на сессии по болезни пли другим уважительным причинам, он должен немедленно представить в деканат факультета объяснение с приложением к нему оправдательных документов.

  Деканат ведет точный учет посещения всех форм занятий. В случае пропусков занятий без уважительных причин или неявки на экзамены, в справках о пребывании студентов на сессии уменьшается количество дней отпуска для учебно-экзаменационной сессии.

  Студенты, не выполнившие учебного плана и  не имеющие права на дополнительный оплачиваемый отпуск, но прибывшие на учебно-экзаменационную сессию, допускаются к консультациям, выполнению лабораторных и практических работ, сдаче зачетов и в установленном порядке к сдаче экзаменов без последующего предоставления оплачиваемого отпуска за текущий учебный год.

  Студент-заочник, выезжая на учебно- экзаменационную сессию, обязан иметь при себе:

Информация о работе Организация учебного процесса в ВУЗе