Методика развития детской речи с практикумом по логопедии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит задания по дисциплине "Логопедия" и ответы на них

Файлы: 1 файл

развитие речи самостоятельная.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

ОАОУ СПО БПК Боровичский  педагогический колледж

050704 Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя самостоятельная  работа по дисциплине

« Методика развития детской  речи с практикумом по логопедии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Выполнила

Селедкина Ирина Андреевна

Студентка 4 курса группы»Д»

Заочной формы обучения

 

РАЗДЕЛ VI. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РАССКАЗЫВАНИЕ  ИЗ  ОПЫТА»

  • Определите правильность ниже предложенных положений, поставив значок в соответствующей колонке

Положение

Верно

Неверно

1. В основе рассказов из опыта  лежит работа памяти  и воссоздающего  воображения.

+

 

2. Рассказы из опыта обычно  живы, искренни, эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны.

+

 

3. Начинать обучение этому виду  рассказывания целесообразно со  старшей группы.

+

 

4. Рассказы из опыта можно  разделить на два вида: рассказы, отражающие коллективный опыт  детей; рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей.

+

 

5. Рассказы, отражающие индивидуальный  опыт детей, для педагога психологически  проще.

 

+

6. Основным приемом обучения  рассказыванию из опыта является  совместный рассказ воспитателя  и ребенка.

 

+

7. На седьмом году жизни эффективен прием коллективного рассказывания.

 

+

8. Прием составления письма был  предложен и обоснован Е.И.  Тихеевой.

+

 

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕСКАЗ  ЛИТЕРАТУРНЫХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

1. Ответьте  на поставленные вопросы путем  выбора одного правильного ответа  из числа предложенных

 

1. Пересказ – это …

Ответ: б) творческое воспроизведение  литературного образца в устной речи;

 

2. Произведения для пересказа  должны быть:

Ответ: г) небольшого объема, с содержанием  близким опыту детей, сюжетными, с четкой композицией, имеющий образцовый по грамматике и образности язык.

 

3. Во время пересказа текста  детьми можно использовать приемы  для оказания помощи:

Ответ: в) зачитывание отрывков, показ  иллюстраций, указание;

 

4. Установите правильную последовательность  в занятии по пересказу:

А) 1. беседа по поводу предстоящего чтения;

      2.  первичное чтение;

      3.  беседа по  произведению;

      4.  образец пересказа  воспитателя;

      5.  чтение с  установкой на запоминание;

      6.  пересказы детей.

Б) Подготовка к восприятию текста;

    1.  организация первичного  восприятия текста без установки  на запоминание;

    2. работа над текстом  произведения;

    3.  организация повторного  восприятия текста с установкой  на запоминание;

    4.  пересказы детей.

 

5. Дети седьмого года жизни обучаются новому виду пересказа:

Ответ: в) пересказу от лица героя;

 

2. Определите  правильность ниже предложенных  положений, поставив значок в  соответствующей колонке 

Положение

Верно

Неверно

1. Пересказ является средством  и методом развития у детей связной монологической речи.

+

 

2. Для пересказа детей (особенно  на начальном этапе обучения) подбираются произведения описательного  характера.

+

 

3. Перед первичным чтением произведения  не следует давать установку  на запоминание текста для  будущего пересказа.

+

 

4. Работа над текстом является  ответственным этапом, поскольку  от ее эффективности зависит  качество детских пересказов.

+

 

5. Отработка интонационной выразительности  в передаче отдельных фрагментов  текста – дополнительное средство  запоминания произведений.

+

 

6. Планом для пересказа детей  могут служить картинно-схематические  модели.

+

 

7. Наиболее эффективным приемом  обучения старших дошкольников  пересказывания является отраженный  пересказ.

 

+

8. В подготовительной группе  вводится новый вид пересказа – совместный.

 

+

9. Наиболее сложным для детей  является пересказ от лица  героя.

+

 

10. Прежде, чем прочитать произведение, нужно подготовить детей к  его восприятию, оживив имеющийся  у них жизненный опыт или  организовав усвоение нового.

+

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ТВОРЧЕСКОЕ  РАССКАЗЫВАНИЕ»

1. Впишите  недостающие элементы и дайте  заголовок ряду 

Заголовок ряда

Этапы формирования детского художественного  творчества (Н.А. Ветлугина)

  • Накопление опыта
  • Процесс детского творчества (возникновение замысла, поиск художественных средств: композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов).
  • Появление новой продукции.

2. Впишите  недостающие элементы и дайте  заголовок ряду

Заголовок ряда

Педагогические условия, необходимые  для обучения детей творческому рассказыванию.

1) Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (посредством: экскурсий наблюдений за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах, журналах, чтение книг).

2) Обогащение и активизация словаря.

3) Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать  композицию повествования и описания.

4) Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

 

3. Установите правильную последовательность приемов обучения творческому рассказыванию по степени сложности

1) Рассказывание детей  вместе с воспитателем по вопросам.

2) Придумывание детьми продолжения  авторского текста.

3) Придумывание предложения и  завершения рассказа.

4) Рассказывание по сюжету, предложенному  педагогом. 

            5) Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.

6) Придумывание сказки.

7) Описание природы.

 

Практические задания:

1.  План-конспект беседы  на тему :  «Наш детский сад».

Цель: Систематизировать знания детей  о детском саде. Развивать связную (разговорную) речь. Формировать положительное  отношение к детскому саду. Активизация  словаря.

Задачи:  Закреплять умения: отвечать кратко и распространенно, точно  следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, задавать вопросы.

Оборудование:

1. Письмо детей подготовительной  группы о детском саде.

2. Фотографии детского сада, его  помещений: 

- групповой комнаты детей подготовительной  группы;

- столовой (кухни);

- вестибюля;

-  методкабинета;

- музыкального зала.

Методы: 1) Словесный (рассказ, письмо);

                2) Наглядный (показ фото).

Ход занятия – беседы:

  1. Чтение стихотворения

Стихотворение Ольга Павловна

Н. Найденова

Кто расскажет обо всём:

Отчего бывает гром,

Как работают заводы,

И какие там станки,

И о том, как садоводы

Разбивают цветники,

И про север, и про юг,

И про всё, что есть вокруг,

И про уголь, и про газ,

Про тайгу и про Кавказ,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу?

 

Кто научит рисовать,

Строить, шить и вышивать,

Усадив ребят в кружок,

Прочитает им стишок,

Скажет: «Выучите сами,

А потом прочтите маме»?

 

Кто сейчас же разберется,

Почему Олег дерется,

Почему у Гали с Ниной

Он матрешку отнимал,

Почему слона из глины

Миша сразу поломал?

 

Это воспитательница,

Это Ольга Павловна.

 

Любит Ольга Павловна

Всех своих ребят,

Очень Ольгу Павловну

Любит детский сад!

В: Ребята, про кого говориться в стихотворении. Вы догадались о чем пойдет речь в нашей беседе?

Д: ответы детей

В: Сегодня мы поговорим о нашем детском саде.

Я  получила письмо от детей из детского сада, который находится в другом поселке. Они спрашивают у нас что есть в нашем детском саду. Я им написала ответ. Сейчас я вам прочитаю, вы послушайте, а если что есть дополнить – дополняйте.

2. Зачитывание детям письма:

«Мы живем в п.Юбиленый, Наш край богат хвойными лесами.  Вам интересно узнать какой у нас детский сад?  Наш детский сад – это большое двухэтажное здание с множеством разных помещений. Эти помещения мы опишем вам подробнее: (сопровождается показом фотографий) Наша групповая комната очень светлая и уютная. В ней множество разных игр и игрушек. Окна в групповой комнате больше, а на подоконниках много растений и цветов. В этой комнате мы любим играть, заниматься, читать, проводить конкурсы, принимать пищу.

Пищу, которую мы едим, готовят в  просторной столовой. В ней находятся  большие плиты для приготовления  блюд, разнообразная столовая посуда: баки для варки компотов и чая, большие кастрюли для супов и  каш. В столовой работают повара, которые готовят эти блюда всем детям, которые ходят в детский сад.

Вестибюль нашего сада вы уже видели. На стенах развешены картины, рисунки, работы детей и воспитателей, фотографии выпускников детского сада.

В методическом кабинете на полках разложены игры, игрушки, интересные книги. И работы детей нашего детского сада.

В музыкальном зале есть пианино, гармонь  и множество музыкальных инструментов для детей. Там проводим праздники, развлечения, занимаемся пением и танцами.

В спортивном зале есть шведская стенка, обручи, скамейки, кольца, качель. Там дети занимаются физкультурой, подвижными играми и конкурсами.

А также у нас есть кабинет  экологии. Там у нас растут всякие разные цветы, живут рыбки и попугаи.

До свидания,  дети подготовительной группы».

Вопросы детям:

1. Что нового мы узнали про  наш детский сад?

2. где находится наш детский  сад?

3. какие помещения есть в нашем  детском саду?

4. Чем занимаются дети в нашем  детском саду?

5. Что интересного есть в методическом  кабинете? В вестибюле детского сада?

Итог занятия: просмотр презентации о нашем детском саде п.Юбиленый

2.  Вопросы беседы  для последующего пересказа рассказа  М. Пришвина «Золотой луг»

1. Какая забава с одуванчиками  была у братьев?

2. где жили братья?

3. Каким был луг рано утром?

4. Каким был луг в полдень?

5. Каким был луг вечером?

6. С чем автор сравнивает лепестки  одуванчика?

7. Почему одуванчик стал для  ребят интересным цветком?

8. Почему Михаил Пришвин назвал  свой рассказ «Золотой луг»?

9. А как еще можно назвать  этот рассказ?

 

 

РАЗДЕЛ VII. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на поставленные вопросы, выбрав один наиболее точный ответ  из четырех предложенных, укажите  буквенное обозначение (А, Б,  В, Г) правильного ответа.

1. Укажите особенности звуко- и словопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Ответ: Г неправильность произношения отдельных звуков; пропуск отдельных слов; быстрая нечеткая речь; слабая артикуляция звуков.

 

2. Чем обусловлена последовательность отработки звуков?

Ответ: Г  Физиологическими особенностями развития речедвигательного аппарата.

 

3. Укажите основные формы работы по звуковой культуре речи:

Ответ: В  2,3,4,7.

2) Дидактические игры.

Информация о работе Методика развития детской речи с практикумом по логопедии