Эффективность использования информационных технологий в процессе обучения школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать использование информационных технологий с целью повышения эффективности учебного процесса.
Для достижения намеченной цели необходимо было решить ряд поставленных задач:
Изучить сущность, специфику и особенности использования информационных технологий как средства повышения эффективности обучения.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование информационных технологий становится средством повышения эффективности обучения.
Выявить общие закономерности изменения успеваемости учащихся.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….....….3
1. Роль использования информационных технологий в повышении эффективности учебного процесса ……………………………..…………..5
1.1 Дидактические возможности применения информационных технологий в учебном процессе школы …………………………………..………………….5
1.2 Педагогический дизайн урока с использованием информационных технологий ………………………………………………………………………..8

2. Практическое применение урока с использованием информационных технологий, описание и результаты …………………………………………14
2.1 Описание урока с использованием информационных технологий……..14
2.2 Сравнительный анализ урока с использованием информационных технологий традиционного урока……………………………………………19

Заключение …………………………………………………………………… 21
Список использованной литературы …………………………………......... 23

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 68.21 Кб (Скачать)

      Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)

     – Можно ли воду из одного стакана  перелить в другой?

     – Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды. Какое?

     Вывод: вода течет (свойство – текучесть).

     Слайд 21.

     Опыт 5

     Вода  – растворитель.

     Насыпь  в один стакан с водой соли или  сахара, а в другой -столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.

     – Что можно заметить? О чем говорит  этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).

     Вывод: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

     Вода  – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и  лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой  серебреную ложку. Через некоторое  время мельчайшие частицы серебра  растворятся – этого глазом увидеть  нельзя.

     – Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

     Слайд 22.

     Опыт 6

     – Что же происходит с водой при  нагревании и охлаждении?

     – Колбу с трубкой, заполненную  подкрашенной водой, опустим в горячую  воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

     – Почему?

     – Ту же колбу поставим в тарелку  со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.

     – Как вы это объясните?

     Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

      Сравни свойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие?

     Слайд 23.

     3. Работа в рабочей тетради. С. 22 № 5.

     – Прочитайте.

     – Как располагаются частицы воды при нагревании. Нарисуйте. Объясните. (Частицы начинают двигаться быстрее и промежутки между ними увеличиваются)

     – Как располагаются частицы воды при охлаждении. Нарисуйте. Объясните. (Частицы начинают двигаться медленнее и промежутки между ними уменьшаются) '

     V. Работа по теме

     1. Бережное отношение к воде  – лекция учителя.

     Слайд 24.

     Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается  со всем живым на нашей планете, чья  жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла  пресная вода. А такая угроза существует.

     Слайд 25.

     От  загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! [18, с.212] 
 
 

     2.2 Сравнительный анализ урока с использованием информационных технологий с традиционным уроком 

     В экспериментальном классе по сравнению с контрольным урок прошел динамичней и непринужденней, у учащихся 3а класса наблюдался повышенный интерес к новой теме. 

     Таблица 1 Количественные показатели инициативности учащихся в контрольном и экспериментальном классах

В экспериментальном классе В контрольном  классе
средний показатель

количества  активно участвующих в ходе уроков детей за 1 четверть 2010-2011 учебного года, %

Удельный вес желающих активно участвовать в уроке о воде с использованием информационных технологий, % Рост инициативности, % средний показатель количества активно участвующих  в ходе уроков детей за 1 четверть 2010-2011 учебного года,

%

Удельный  вес желающих активно участвовать в традиционном уроке о воде, % Рост инициативности, %
37 62 25 41 49 8
 

     Сочетание комментариев учителя с анимацией  значительно активизировало внимание школьников, принося эстетическое удовлетворение. Урок проходил более эмоционально, учащиеся охотней проявляли инициативу, позитивней вступали во взаимодействие с преподавателем. По данным таблицы 1 видно, что инициативность учащихся в экспериментальном классе на уроке о воде с использованием информационных технологий на 25 % выше по сравнению со средним показателем активности в ходе традиционных уроков за первую четверть и на 17 % выше роста инициативности в ходе урока о воде в контрольном классе.

     В экспериментальном классе преподавателю  за время урока удалось изложить большее количество материала, нежели в контрольном, что говорит о более эффективном использовании учебного времени.

     Весь текстовый материал урока с использованием информационных технологий был изложен в течение 40 минут. Тот же самый материал излагался в контрольном классе в течение 52 минут, что на 12 минут дольше. 

     Таблица 2 Экономия времени на уроке с использованием информационных технологий

  Урок с использованием информационных технологий Традиционный

урок

Экономия времени  на уроке с использованием информационных технологий
Длительности, минут 40 52 12
 

     Экономя время, учитель может увеличить  плотность урока, обогатить его  новым содержанием.

     Помимо  этого снимается такая проблема, как потеря контакта с классом  при отворачивании учителя к  доске. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. [19, с.186]

     Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействиям возможен положительный результат мультимедийного урока.

     В качестве проверки усвояемости материала  о воде в 3а и 3б классах, были проведены  последующие уроки с целью  проверки и закрепления изученного материала. 

     Таблица 3 Количественные показатели о желающих отвечать на закрепляющих уроках о воде

В экспериментальном  классе В контрольном  классе Разница удельного веса желающих отвечать учащихся в контрольном и экспериментальном классах
Удельный  вес желающих отвечать на закрепляющем уроке о воде, %
24 16 8
 

     По  данным таблицы 3 количество детей желающих участвовать в ходе учебного процесса, закрепляя материал, изученный на уроке с использованием информационных технологий, выше чем на традиционном, что говорит о лучшей усвояемости учебного материала на экспериментальном занятии и положительных эмоциях, связанных с его восприятием у ребенка.

     Помимо  всего прочего интерактивный  урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения, так как проходит под руководством педагога, который в свою очередь задает направление, 

 

      Заключение 

     Исходя  из вышеизложенного, следует то, что  компьютер может и должен рассматриваться как орудие деятельности в первую очередь учителя, остающегося, "лидером" педагогического процесса. Человек может играть роль субъекта или (и) объекта воздействия компьютеризированной системы.

     Также кроме разгрузки умственной деятельности от рутинных компонентов можно выделить следующие психологические преимущества использования информационных технологий-ресурсов в процессе обучения школьников:

     1. Визуализация. Работа с графической  информацией позволяет мобилизовать  ресурсы образного мышления даже  при работе со знаковым материалом.

     2. Ускорение процесса экстериоризации замысла, его материализация в виде рисунка или схемы.

     3. Ускорение и увеличение полученных  от компьютера результатов шаблонных  преобразований ситуации.

     4. Расширение возможностей осуществления  пробующих поисковых действий, которые  теперь совершаются компьютером.

     5. Возможность вернуться к промежуточным  этапам сложной деятельности (используя  память компьютера).

     6. Возможность одномоментного рассмотрения  одного и того же объекта  с нескольких точек зрения, сравнение  нескольких вариантов преобразования объекта.

     7. Экономия урочного времени, динамичность  хода урока.

     8. Повышенные требования к квалификации  преподавателя. Он должен обладать  необходимым уровнем знания компьютерной  техники и владеть навыками  работы с программным обеспечением.

     9. Улучшение эмоциональной атмосферы  на уроке за счет большей  заинтересованности учащихся в  учебном процессе. 

     Выводы:

  1. Современное общество в своем развитии перешло к новому этапу информационных технологий, основными признаками которого является наличие глобальных сетей ЭВМ, широкомасштабное использование информационных технологий и рост значения когнитивных факторов их использования.
  2. В новых условиях изменяются содержание, методы и организационные формы обучения. Освоение информационных технологий как средства формирования информационной культуры становится актуальной задачей образования.
  3. Успех обучения и использования информационных технологий определяется в первую очередь знаниями, умениями, навыками преподавателя.
  4. Приложение «Power Point» программы «Microsoft Office», является одним из дидактически емких и менее ресурсозатратных. [10, с. 413]

     В заключении хотелось бы отметить то, что  сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат мультимедийного урока. [4, с. 117] 

 

      Список использованной литературы 

Информация о работе Эффективность использования информационных технологий в процессе обучения школьников