Характеристика методов и приёмов музыкального воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:38, доклад

Краткое описание

Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования. В переводе с греческого метод (methodos) — путь, способ продвижения к истине, способ достижения какой-либо цели; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Традиционно в педагогике метод определяется как упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей. При этом метод включает такие характеристики, как направленность обучения (цель), способ усвоения (последовательность действий), характер взаимодействия субъектов (преподавание и учение).

Файлы: 1 файл

2.1.Характеристика методов и приёмов музыкального воспитания Праслова.docx

— 32.01 Кб (Скачать)

Анализ современной методической литературы позволяет выделить ряд  методов музыкального образования, отражающих специфику музыки как вида искусства. Остановимся на их характеристике.

Метод создания художественного контекст а (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры ребенка через «выходы» за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства, жизненными ситуациями и образами. Музыкальная культура ребенка обогащается при этом за счет выявления общего и особенного в специфике как музыкального, так и живописного или литературного образа, концентрирующего в себе предмет искусства — музыку, живопись, поэзию и т.д.

Метод создания композиций (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) предусматривает объединение разных форм общения ребенка с музыкой при исполнении одного произведения. Основой метода выступает синкретическая (греч. synkretismos — соединение, объединение) природа искусства, как и всей культуры в целом. В качестве форм общения ребенка с музыкой могут выступать:

- вокализация музыки;

- отражение ее в рисунке;

- воплощение музыки в пластике движений;

- отражение содержания музыки в оркестровой импровизации-театрализации;

- оркестровка музыкального произведения.

Данный метод, внося  игровой элемент в процесс  освоения музыкального произведения, значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт детей.

Метод размышления о музыке (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке, формирование его музыкального мышления. Метод актуализирует проблемы личностного, индивидуального присвоения ребенком духовных ценностей, воплощенных в музыке. Использование данного метода опирается не на усвоение готового знания о музыке, зафиксированного в различных понятиях и категориях, а на формирование у ребенка способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки, в процессе которых ребенок, опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт, соображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, выбирает, приходит к открытию новых истин, не осознававшихся им ранее.

В процессе реализации данного  метода педагог побуждает ребенка к осмыслению не только музыки, но и собственного «Я» и окружающего мира. При этом стимулируются такие психологические процессы, как го-переживание, сочувствие, сотворчество. Целевая функция метода не в том, чтобы «усвоить», «закрепить», «повторить», а в том, чтобы «пережить», ■ о i [,ен ить», «выразить».

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д.Б.Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы (Э. Б. Абдуллин), ориентирует педагога на формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве, развитие у них способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне. Метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин) активизирует эмоциональное отношение ребенка к музыке, нацеливает педагога на учет особенностей построения и развития музыкального произведения при разработке структуры музыкальных занятий (создание эмоциональных контрастов, определение кульминации занятия, выбор последовательности форм и видов музыкальных занятий в условиях данной группы детей и т. п.).

Метод музыкальных обобщений (Э.Б.Абдуллин) используется при реализации программ музыкального образования, имеющих тематическое строение. Метод направлен на обобщение знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы.

Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.) нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности ребенка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения — от рождения замысла до момента его воплощения. Метод моделирования художественно-творческого процесса обнаруживает связь с проблемным методом, так как затрагивает уровень мышления и качество знания ребенка о музыке.

Реализация данного метода в  области музыкального образования требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, осуществления деятельности, опирающейся на фантазию, интуицию, воображение, способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.

Технология практической реализации метода включает следующую последовательность действий ребенка:

  • осознание творческого замысла и содержания музыкального образа;
  • разработку логики развития сюжета и музыкального образа;
  • выбор средств и приемов воплощения музыкального образа (голосом, в пластике движений, на музыкальном инструменте и т. д.);
  • придание законченности продукту творчества, оформление результата творческого процесса.

«Жизнь в образе»  накладывает отпечаток на характер деятельности ребенка, который в процессе творчества сравнивает, соотносит, выбирает и находит то, что наилучшим образом, по его мнению, может выразить его слышание и видение того или иного явления или художественного процесса.

Метод моделирования элементов  музыкального я з ы к а (Т. Э. Тютюнникова и др.) Различные виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы и др., используемые в процессе реализации метода, облегчают восприятие и осознание детьми выразительных средств музыки.

Метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова) направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений. Эффективный прием данного метода  - «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки.

Метод активизации творческих проявлений р е б е н к а (Т. Э. Тютюнникова и др.). В основе метода — импровизационно-творческая игра, сочетающая музыку, речь и движение.

Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребенка в ситуации восприятия музыки. Метод может применяться в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как его реализация требует определенного уровня развития музыкального мышления ребенка, наличия у него умения соотносить свой музыкальный и жизненный психологический опыт с воспринимаемым музыкальным произведением.    .

Метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.) нацеливает педагога на планомерное раскрытие ребенку смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений и развития, сравнение интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Перечисленные методы имеют многофункциональный  характер и направлены на постижение музыки адекватными природе искусства средствами (при помощи языка, на котором говорит само искусство).

Выбор методов музыкального образования  детей зависит от мастерства педагога, возрастных особенностей детей, уровня развития их музыкального и жизненного психологического опыта и т.д.


Информация о работе Характеристика методов и приёмов музыкального воспитания