Формирование культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:38, лекция

Краткое описание

В настоящее время многие взрослые достаточно много внимания уделяют обучению детей, и недостаточно серьезно относятся к умению обслуживать себя самостоятельно, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее учится самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т.д.

Файлы: 1 файл

консультация.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

           В настоящее время  многие взрослые достаточно много внимания уделяют обучению детей, и недостаточно серьезно относятся к умению обслуживать  себя самостоятельно, часто не учитывая, что для многих из них гораздо  актуальнее учится самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т.д. 

     Самообслуживание  включает в себя следующее:

  • освоение навыков приема пищи;
  • одевание и раздевание;
  • гигиена тела и опрятность.
 

     Все эти навыки формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, внимания, мышления, внимания.

     Мы,  взрослые, ежедневно обслуживая себя, часто забываем, что для маленького ребенка преодолеть трудности и  учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки  или застегивать пуговицы на рубашке  – это огромное достижение.

     Начинать  учить ребенка быть аккуратным и  самостоятельным нужно с первых месяцев жизни. Сначала главную  роль в этом  играет, безусловно, играет взрослый, но на протяжении роста  и развития ребенка его роль существенно  меняется.  

     Ребенку первых месяцев жизни для комфортного существования требуется быть сухим, чистым и сытым. Задача взрослого обеспечить ему всё это (не держать ребенка мокрым, давать сосать соску не менее 20 минут). 

     С третьего месяца жизни лицо, шею и руки по утрам обмывать водой комнатной температуры. 

     К  четырем месяцам при кормлении из бутылочки , держать её на таком расстоянии, чтобы ребенок мог взять бутылочку, протянув руки. 

     К пяти месяцам приучайте ребенка кушать полугустую и густую пищу, учитывая следующие моменты:

     - берите в ложку немного пищи (1/3 ложки без горки);

     - кормите медленно, не торопитесь;

     - не вкладывайте ложку в рот,  если губы закрыты;

     - называйте свои действия;

     - вытирайте рот салфеткой. 

     К шести месяцам приучайте ребенка пить из чашки жидкую пищу. С того дня, как ребенок начал хорошо сидеть, начинайте приучать к горшку.  Обязательно должна быть проведена предварительная работа:

     - заранее покажите горшок;

     - горшок должен быть сухим, чистым  и теплым, подходить по размеру;

     - не следует держать на горшке слишком долго (3-4 минуты);

     - в случае положительного результата  – похвалите ребенка.

     Старайтесь  быть наблюдательными. Сигналом к высаживанию  может быть беспокойное поведение  малыша, затормаживание движений, мышечное напряжение.

     - обязательно высаживайте перед сном, прогулкой, после сна (если проснулся сухой);

     - не высаживайте на горшок, если  ребенок уже мокрый;

     - не высаживайте ночью, если  малыш спит спокойно;

     -  если что-то беспокоит ребенка  – поднять с горшка. 

     К семи месяцам мойте мылом руки перед едой и после пользования горшком. 

     К восьми месяцам слегка, придерживая чашку двумя руками, давайте ребенку пить. 

     К году приучайте ребенка самостоятельно кушать ложкой. 

     В год -  год и  три месяца  ребенок проявляет интерес к самостоятельной еде ложкой. Главное не упустить этот момент, иначе в 2 года вы скажите; «»Ты уже большой и должен кушать сам.», а ребенок в ответ может отказываться, капризничать. 

     В 1г. 3 м. - 1г. 6м. ребенок активно «помогает» взрослому при одевании и раздевании: подает руку, чтобы надеть варежку, поднимает голову при надевании платка, шапки, подает свои вещи. 

     К двум годам  побуждайте ребенка поднимать руки, когда одеваете платье, свитер; просовывать ноги в колготки, носки, которые придерживает взрослый. Учить малыша самостоятельно снимать некоторые предметы одежды, даже если он делает пока э то неумело. 

     Ребенок третьего года жизни – это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависит от взрослого. Для того, чтобы избежать проблем в период «Я сам» нужно предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от  взрослого. 
 

     В этом возрасте малыши уже умеют:

     - есть густую и жидкую пищу  и пить из чашки;

     - частично одеваться и раздеваться:

     - расстегивать пуговицы, молнии, застежки;

     - мыть руки, пользоваться полотенцем;

     - проситься или показывать жестом, что хочет в туалет. 

     Одной и особенностей детей третьего года  жизни является легкое образование  стереотипов действий. Для ребенка  очень сложно переучиться. Поэтому  очень важно изначально научить ребенка правильно обслуживать себя. 

     Важно помнить, что формирование любого из навыков требует серьезной подготовленной работы, использование косвенных  приемов обучения. 

     Умение  мыть руки и умываться:  

     
  1. Косвенная подготовка:

игры с  водой:

    • переливание воды из одной емкости в другую;
    • пускание уточек, корабликов, рыбок:

(Рыбки весело  играют,

то от Вани отплывают,

то к Ванюше подплывают,

не поймать  мне их в воде.)

    • игры с мылом:

(Я сегодня  с мылом

Захотел играть.

Я сегодня  мыло

Буду доставать.) 

     
  1. Обучение.
 

         При обучении умыванию и мытью рук  учитывайте следующие моменты:

    • Удобно ли ребенку стоять у раковины;
    • Не велик ли кусок мыла для детских ладоней;
    • Комфортная ли температура воды;
    • Учитывайте желание и настроение ребенка.
  1. Закрепляйте приобретенные навыки в дидактических играх с куклой (умывание куклы, купание).
 
     
  1. При обучении данному  навыку не следует использовать стихи, потешки, а вот когда ребенок самостоятельно уже умывается (навык сформирован), данные художественные произведения сделают это занятие интереснее, приятнее (потешки «водичка - водичка», «девочка чумазая»).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КОНСУЛЬТАЦИЯ  

     «Формирование

     культурно-гигиенических  навыков

     у детей раннего возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Витебск 2010

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте