Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи: педагогический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность безопасности ребенка в условиях современной семьи.

Объект исследования: безопасная жизнедеятельность ребенка в быту.

Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.


Гипотеза исследования: осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:

1.эта работа будет вестись целенаправленно,

2.создать специальные условия воспитания,

3.учитывать психологические закономерности развития ребенка,

4.использовать разнообразные методы и приемы воспитания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………...3 ГЛАВА 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности ребенка как часть многоаспектного явления социального развития

История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы………………………………………………………………….....6
Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте безопасного поведения………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей

2.1. Профилактические меры безопасности………………………...……..…...17

2.2. Обеспечение безопасности ребенка дома………………………..…….….20

2.3. Анализ пожаров с детской гибелью по Ошмянскому району за последние шесть лет……………………………………… ………………………………...30

Заключение…………………………………………………………………...…..35

Список использованной литературы……………………………………..…….37

Приложения

Файлы: 1 файл

2.docx

— 100.02 Кб (Скачать)

       Если вдруг искрит розетка,

       Или слышен странный треск,

       Ты скажи об этом взрослым-

       Сам пожалуйста, не лезь!

       Электричество ОПАСНО!

       Неуместны игры здесь!

     Провела дидактическую игру «Найди электрические  приборы и расскажи, чем они  опасны». Организовала экскурсии на кухню, где повар показал, какими электрическими приборами они пользуются; экскурсия в прачечную. В результате проделанной работы дети узнали историю  открытия электричества; заглянули  в прошлое, настоящее и будущее, закрепили знания о безопасном поведении  с электрическими приборами.

     Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие  занятия по выработке соответствующих  навыков (в зависимости от возраста детей). Я провела занятие «Опасные предметы дома», где закрепила у  детей представление об опасных  для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в  быту. Мы определили с детьми, какие  предметы в доме можно считать  опасными и загадала детям загадки  о домашних предметах (ножницы, молоток, иголка, пила, перочинный нож, кнопки, скрепки, гвозди, булавки, топор). Объяснить, почему они могут быть опасными? Умеют  ли ребята правильно пользоваться ими? А можно ли отвлекать, толкать  другого, если он режет, шьет, прибивает  гвоздь? Что может при этом случиться? Спрашиваю детей, где у них  дома хранятся такие предметы: разбросаны ли они по квартире или занимают определенные места. Куда мама или бабушка  убирают иголки, булавки, ножницы? Где  папа или дедушка хранят инструменты? Где находятся лекарства, градусник? Предлагаю игру «Умники и умницы». Надо найти в группе, какие правила  безопасности нарушены в группе на данный момент (на подоконнике –  таблетки, в розетке – вилка  электрошнура, на полке – стиральный порошок, на полу рассыпаны скрепки, на столе разбросаны иголки, булавки, на стуле стоит утюг).

     Вспоминаем  с детьми правила безопасности:

  • все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.
  • ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
  • не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении.

     Предлагаю детям назвать предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться (спички, зажигалки, утюг, телевизор) – для  этого надо еще подрасти, и те предметы, которыми следует пользоваться осторожно, так как показали взрослые - иголки, вилки, гвозди, молоток.

     У детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы дети осознали, что спички - не игрушка, а огонь  – не забава, чтобы у детей  сложилось представление о пожаре как о тяжелом бедствии для  взрослых и детей. Возникновение  пожаров из-за шалости детей, а  в результате – их травмирование  и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных  действий взрослых. Тяга детей к  огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий  огонь. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция  на современную пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство  из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях  дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках  комнаты. Не пытаются бежать и в тех  случаях, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях порой нелегко. Мало уговорить ребят  не шалить с огнем. Надо воздействовать на их умы и сердца, не боясь пускать  в ход самые сильные средства. Пусть не раз и не два проследят  они путь от безобидной шалости со спичкой до большой беды. И эту  работу надо начинать еще в дошкольном возрасте, главная задача взрослых – помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. Чтобы ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, прежде всего, необходимо определить тот объем знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков который следует раскрыть. Воспитание навыков дошколят я осуществляла на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет я отдавала индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми. Беседы с детьми по вопросу противопожарной безопасности должны быть понятными, сопровождаться демонстрацией красочно оформленных картинок с изображениями любых персонажей детских произведений, интересными рассказами, чтением произведений писателей, поэтов, показу диафильмов.

     Данная  работа ведется через:

  • организованную деятельность детей – занятия, занятия-проекты, тренинги, экскурсии;
  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
  • свободную самостоятельную деятельность – сюжетно-ролевые игры, словесные дидактические игры.

     Исходя  из особенностей восприятия и понимания  детьми информации, я наметила для  себя следующие задачи и пути раскрытия  этой работы по ознакомлению детей  с правилами пожарной безопасности:

     1) Рассказать об открытии древним  человеком огня. Познакомить детей  с разнообразным применением  огня в жизнедеятельности человека; показать значимость этого открытия  древнего человека в современной  жизни; акцентировать внимание  на том, что именно человек  «приручил» огонь. Я провела  занятие на тему «Как возник  огонь?». Были заданы вопросы  детям: Как добывали огонь древние люди? (терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры (этот камень называют кремень – он и теперь живет в зажигалках), молния ударила в дерево, а люди догадались взять горящий кусок дерева и отнести в свою пещеру. Показываю зажигалку и демонстрирую появление из искры огня. Для чего был нужен огонь в пещере? Каким образом люди поддерживали и берегли огонь? Как вы думаете, почему часто огонь угасал?

     Провела занятие «Огонь – друг, огонь- враг». Какой он – огонь? Как вам огонь  помогал? Кто из вас разводил костры? Что потом было с костром? Что  осталось на месте костра? Выучили  с детьми пословицы: «Огонь – мастер на все руки», «Огня бойся, воды берегись», «Огонь тушат, пока не разгорелся», «Солома  с огнем не дружит», «Огонь без  дыма не бывает».

Что делать если в доме возник пожар? При помощи картинок, плакатов, мы четко сформулировали правила поведения при пожаре:

  • если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть одеялом;
  • нельзя тушить водой горящие электроприборы;
  • нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом – опасен не только огонь, но и дым;
  • нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.
  • в случае возникновения пожара следует немедленно позвать взрослых.
  • надо позвонить по номеру 101(показываю изображение номера), назвать свой адрес и рассказать, что случилось.
  • надо немедленно убегать из комнаты и закрыть за собой дверь.
  • помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, смочи водой одежду, ляг на пол и ползи к выходу – внизу дыма меньше. Закрой влажным платком нос и дыши через него.
  • выскочив на лестничную площадку, надо закрыть за собой дверь, позвонить всем соседям и позвать их на помощь.
  • при пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
  • ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие, тебя обязательно спасут.
  • когда приедут пожарные, выполняй все их указания. Они знают, как тебя спасти.

     Рассмотрели с детьми картины с сюжетами на тему возникновение пожаров; прочитали  отрывок из книги С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Провели  конкурс на лучший рисунок по теме «Спичка-невеличка», «Огонь наш друг, но не всегда: бывает от него беда».

2)Следующая задача была - закрепить знания пожарных предметов, опасные для жизни и здоровья, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Я провела беседу-рассуждение на тему « Пожароопасные предметы в доме». Главная цель: помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Предлагаю детям назвать предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться (спички, зажигалки, утюг, телевизор, газовая плита, электрические приборы, бытовая техника). Вопросы: как происходит пожар? Можно ли оставлять включенным телевизор, электроплиту, утюг? Почему детям не разрешается включать пылесос, телевизор? Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками? Использовала детскую литературу («Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова). Обсудили с детьми опасные ситуации, в которые попали персонажи прочитанных произведений, как им следовало правильно поступить в каждом из рассматриваемых случаев. Загадала загадки о бытовой технике, об электроприборах.

3)Следующая задача - закрепить знания номера телефона экспертной пожарной службы, правила пользования телефоном, закрепить знание домашнего адреса, умение набирать «101» на телефонном аппарате, умение разговаривать с дежурным в пожарной части, слушать и понимать речь, обращенную к звонящему. Уметь вести элементарный телефонный разговор. Вызвать желание оказывать помощь. Развивать быстроту движений. По этой задаче я провела практическое занятие « Служба «101» всегда на страже». Вопрос к детям, почему телефон пожарной охраны «101»? Во-первых, номер очень простой, и его запомнит каждый. Во-вторых, он короткий, когда пожар, каждая минута дорога. В-третьих, этот номер и в темноте легко набрать на диске телефона.

 Можно  использовать игрушечный телефон  или отключенный настоящий телефонный  аппарат для того, чтобы дети  научились набирать номера. Предложить  проделать это каждому ребенку.  Следить за тем, чтобы ребенок  проворачивал диск до конца,  а при кнопочном аппарате –  четко нажимал кнопки. Учить детей  четко и ясно рассказать, что  горит и где. Предложить игровую  ситуацию (с помощью игры предложить  детям следующий алгоритм поведения).

  • Если в доме что-то загорелось:

     быстро  уйти или выбежать из комнаты или  квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону «101», маме на работу; позвонить из телефона-автомата по телефону «101» и сказать, что у вас дома пожар, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.

  • Если в квартире много дыма:

     низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем; загорелась одежда – падать и, катаясь, сбивать огонь.

     4) Следующая задача это продолжать знакомить детей с профессией пожарных, вызвать интерес к этой профессии. Задаю детям вопросы: ребята, а вы видели пожарных? Где вы их видели? Как выглядит пожарный? Из чего состоит одежда пожарного? (куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень).

     Одежда  нужна для защиты от воды, высокой  температуры, и травматических повреждений  при тушении пожара. Каска это  стальной головной убор с гребнем  наверху, для защиты головы и смягчения  ударов от падающих сверху предметов. Зачем пожарному широкий пояс? Такой пояс называют «спасательный». Он очень крепкий – выдерживает  нагрузку весом до 350 кг. На поясе  имеется стальная петля – карабин. С его помощью пожарный прикрепляется  к спасательной веревке, может зацепиться за ступеньки лестницы. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи веревки и карабина может выбраться  через окно вместе со спасенным человеком.

     -Какие  орудия труда вы знаете, которые  необходимы в работе пожарного? (Топор, багор, лом, песок, лопата). Зачем пожарному топор, багор,  лом, лопата? Им разбирают стены  и потолок, открывают запертые  окна и двери, удерживаются  на крутых крышах и т.д. топор  носят в кобуре на поясе.

     -Какого  цвета пожарная машина и почему? Что есть у пожарной машины? Пожарная лестница предназначена  для подъема пожарных на этажи  горящих зданий, через окна, балконы,  а также для работы на крышах. Что такое пожарные рукава? Трубы,  по которым пожарные качают  воду(они длинные, по нему можно  подавать воду издалека). что такое  ствол и как им пользуются? Это металлическая трубка особого  устройства. Она присоединяется  к рукаву. Они тяжелые, их держат  руками. В чем пожарные перевозят  воду? Воду перевозят в автоцистерне. В ходе беседы показываю детям  картинки на эту тему. Какой  враг у пожарного, кроме огня  и как с ним бороться? Это  дым. Пожар небольшой, а войти  в помещение невозможно - нечем  дышать. Поэтому пожарные возят  с собой кислородные баллоны.

Информация о работе Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи: педагогический аспект