Безнадзорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии………….3
Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности……………………………………..3
Классификация категорий беспризорных детей…………………….11
Социально-педагогическая работа с беспризорниками………………..18
Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………18
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

педагогика перед - копия.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии………….3
    1. Правовые и социально-политические характеристики детской        беспризорности и безнадзорности……………………………………..3
    2. Классификация категорий беспризорных детей…………………….11
  2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками………………..18
    1. Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………18
    2. Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы……………………………………………………………....38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 Детская беспризорность  – это полный отрыв несовершеннолетнего  от семьи, сопряжённый с утратой  постоянного места жительства  и занятий. Является наиболее  острой формой безнадзорности  — ослабления попечения о несовершеннолетних  со стороны родителей или заменяющих  их лиц (недостаточность воспитывающего  влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.). Беспризорность  и безнадзорность создают угрозу  правильному формированию личности  детей и подростков, условия для  появления и укоренения у них  социально негативных навыков.  Этим определяется актуальность  темы курсовой работы.

 Основной причиной  возникновения и роста беспризорности  и безнадзорности является разрушение  государственной инфраструктуры  социализации и общественного  воспитания детей без формирования  новой эффективной структуры  социализации и досуга детей  в условиях рыночных отношений.

 Другой причиной безнадзорности  является кризис семей: рост  бедности, ухудшение условий жизнедеятельности  и разрушение нравственных ценностей  и воспитательного потенциала  семей.

Среди беспризорников распространены различные формы девиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, ранние половые контакты. Не имея средств к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальных реформ и т.п.

 Безнадзорные дети  и подростки требуют особого  внимания. Для них нужны не  только Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся  в системе МВД, но и специальные  социально-воспитательные приюты, которые  давали бы им возможность, при  необходимости, относительно длительного  пребывания, консультирования, обучения, отдыха, занятия трудом, получения  общего и профессионального образования.

 Цель исследования  – исследовать сущность беспризорности  как социально-педагогической проблемы.

 Задачи курсовой работы:

- исследовать социально-психологические  аспекты беспризорности;

- классифицировать категории  беспризорных детей;

- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической  работы с беспризорниками.

 

  1. Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии

 

1.1 Правовые и  социально-политические характеристики  детской беспризорности и безнадзорности

 

 Безнадзорные дети  являются одной из категорий  детей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации. В основу  безнадзорности в социальной  педагогике положено такое определение,  что беспризорные дети – это  дети, контроль за поведением  которого отсутствует вследствие  неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей по их  воспитанию, обучению и (или) содержанию  со стороны родителей или законных  представителей либо должностных  лиц.

 

 Следует различать  понятия "безнадзорность" и  "беспризорность". Безнадзорность, в основном, определяется с помощью  правил педагогики. Не случайно  ее сущность, признаки входят  в сферу внимания педагогической  науки, обращавшей внимание на  правильно понимаемый надзор  за несовершеннолетним, который  не сводится к контролю за  его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении  внутренней духовной связи с  ребенком, подростком. Такой связи,  которая позволяет сохранять,  даже на расстоянии, контакт родителей,  заменяющих их лиц со своим  воспитанником. Отсутствие именно  такого надзора чревато всякого  рода неприятностями, иногда вовсе  небезобидными, даже трагическими, когда уже возникают проблемы  правового характера, в том  числе, связанные с детской беспризорностью.

Под беспризорными детьми понимается более широкий круг детей - таких детей, у которых связь  с семьей или детским учреждением, в котором они воспитывались  или числятся, оказалась полностью  либо большей части утраченной в  связи с уличным образом жизни; либо которые вместе с бездомными родителями проживают на улице, вокзале  или иных неприспособленных для  проживания местах.

 Между безнадзорностью  и беспризорностью, несомненно, существует  прочная связь, поскольку, по  общему правилу, безнадзорность  служит благоприятной почвой  для беспризорности.

 В Законе Республики  Казахстан "О профилактике  правонарушений среди несовершеннолетних  и предупреждении детской безнадзорности  и беспризорности" в ст. 1 "Основные  понятия" даны следующие определения:

1) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого  отсутствует вследствие неисполнения  или ненадлежащего исполнения  обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию  со стороны родителей, или лиц,  их заменяющих, а также педагогов,  воспитателей и других работников  учебного, воспитательного и иного  учреждения, обязанного осуществлять  надзор за несовершеннолетними.

2) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места проживания.

Таким образом, в Законе определена грань между понятиями "беспризорный" и "безнадзорный", которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном  Законе присутствуют оба термина, упора  на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

 Сохраняется отсутствие  четких границ между данными  дефинициями не только в законодательных  актах, но и в современной  юридической литературе. Кроме того, в последнее время все большее  распространение приобретает термин "безнадзорность", объединяющий  оба понятия.

 Так, например, в работе  доктора юридических наук, профессора  Мельниковой Э.Б., беспризорные и  безнадзорные дети объединены  в общую категорию безнадзорных. Причем предложена следующая  классификация детской безнадзорности:

- полностью лишенные родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;

- частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;

- не лишенные родительского попечения, но в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки, и наличием видимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся в наблюдении за ними и педагогическом воздействии и помощи.

 Смешение понятий "безнадзорность" и "беспризорность" свойственно  не только многочисленным исследованиям,  посвященным различным аспектам  детской преступности. Оно имеет  место и в официальных правительственных  документах.

В связи с тем, что ни в действующем законодательстве, ни в документах государственных  органов, ответственных за социально-правовую защиту этой категории несовершеннолетних, ни в юридической литературе нет  четкого обозначения этих понятий, прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо четко разграничить эти термины.

 Как справедливо отмечается  в юридической литературе, говоря  о несовпадении терминов "беспризорный" и "безнадзорный", следует учитывать,  что безнадзорность в основном  определяется с помощью правил  педагогики.

Не случайно ее сущность, признаки входят в сферу изучения педагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком. Такой связи, которая  позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц  со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики  ребенка, заставляя его пополнять  ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью  существует прочная связь, поскольку  безнадзорность служит благоприятной  почвой для беспризорности.

В правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматривать  как стадии одного процесса, одной "социальной болезни".

Согласно П.И. Люблинскому, беспризорность, "будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития". Начальную фазу этой социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной стадией, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Наиболее полную отличительную  характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук A.M. Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению автора, относятся:

- полное прекращение  всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого  жилья;

- добывание средств к  жизни способами, не признаваемыми  в обществе (попрошайничество, воровство  и пр.);

- подчинение "неписаным"  законам, продиктованным признаваемым  среди беспризорников авторитетом. 

Таким образом, основной отличительной  чертой беспризорного ребенка от безнадзорного является не столько  наличие (отсутствие) места жительства (пребывания), сколько полное прекращение  связей с семьей, родителями, родственниками, опекунами. Относить к беспризорным только безнадзорных детей, не имеющих  места жительства (места пребывания), как это предусмотрено в статье 1 Закона от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности, не совсем правильно. Как заметила A.M. Нечаева, "если нищий  бродяга, не имеющий постоянного  места жительства, "путешествует" со своими детьми, их нельзя считать  беспризорниками, несмотря на то, что  качественный надзор за ними, как правило, отсутствует". Таких детей правильней всего было бы относить к категории  безнадзорных.

С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в  настоящее время появилась категория  беспризорников, тесно связанных  с криминальным миром, которые могут  позволить себе снимать достаточно комфортное жилье. Таких детей, не имеющих  связи с семьей и опекунами, необходимо относить к категории беспризорных, несмотря на наличие места пребывания, отвечающего санитарно-гигиеническим  условиям содержания ребенка, поскольку  эти дети практически лишены социальной защиты со стороны семьи либо органов  опеки.

Поскольку основной функцией государства с точки зрения либертарной теории является обеспечение свободы, безопасности и собственности граждан, в том числе и несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации отсутствие должного правового регулирования, и, в частности, пренебрежительное отношение к понятиям "беспризорность" и "безнадзорность" на государственном уровне не допустимо.

В связи с этим на законодательном  уровне необходимо более тщательно  проработать различие между терминами "беспризорность" и "безнадзорность", четко определив для каждой из этих категорий несовершеннолетних свои меры и способы социально-правовой защиты. Без четкой понятийной базы разработка эффективной профилактики детской беспризорности и безнадзорности на государственном уровне не представляется возможной. Особенно это актуально  на сегодняшний день, когда и в  Мажилисе, и на страницах печати не прекращаются дебаты о необходимости  повышения социально-правовой защищенности несовершеннолетних, в частности, выделения  ювенальной юстиции в отдельный  правовой институт.

 В настоящее время  в Республике Казахстан происходит  процесс гуманизации уголовной политики. В связи с этим повышенное внимание в настоящее время отводится проблеме ювенальной юстиции. Понятие "ювенальная юстиция" во всем мире связывается с главным ее звеном - судом по делам несовершеннолетних, что определяет понятие юстиции как правосудия.

Информация о работе Безнадзорность как социально-педагогическая проблема