Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Ц е л ь исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания учащихся посредством техники аппликации.
Г и п о т е з а – мы предполагаем, что уроки по технике аппликацией будут успешны при следующих условиях:
- если будут соответствующие материалы;
- если учитель будет хорошо подготовлен;
- если будет благоприятная психологическая обстановка;
- если у детей будет соответствующая мотивация.

Оглавление

Введение…………………………………………………….. 3

Глава I. Аппликация как отрасль декоративно-прикладного
искусства……………………………………………………. 5

1.1. Сущность эстетического воспитания………………………….. 5

1.2. Понятие «аппликация», её виды и технические приемы… .. 8

1.3. История происхождения бумаги……………………………. 11

1.4. Материалы и оборудования, применяемые в аппликации .. ... 16

Глава II. Методика обучения технике аппликации в школе…………. 19

2.1. Аппликация из бумаги как средство эстетического
воспитания школьников………………………………………… 19

2. 2. Кружковая работа «Очумелые ручки»
(по технике аппликация)……………………………………….. 29

2.3. Планы конспектов уроков по технике аппликации…………. 34

Заключение………………………………………………………………. 50

Литература……………………………………………………………….. 52

Файлы: 1 файл

Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

              Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.

- ребенок подражателен, поэтому учитель должен давать только положительные примеры для подражания.

              Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

                 Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.

              Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок. Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       1. 2.  Понятие «аппликация», её виды и технические приемы.

         

          Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

          Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.  Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается  на бархатную бумагу.

          Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий  к различным играм, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, стендов, выставок и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

             Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

             Аппликация может быть п р е д м е т н о й, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево и т.д.); с ю ж е т н о й, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Наша Родина» и т.д.);   д е к о р а т и в н о й, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсит различные предметы.

              Всем известна и доступна п р е д м е т н а я   а п п л и к а ц и я, которая представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный образ окружающих предметов. Изображаются предметы с отчетливой, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

            Чего проще на листе цветной бумаги нарисовать предмет, вырезать его и наклеить на фон. Если форма и цвет соответствуют действительности, ваша работа обречена на успех.

            Намного сложнее из целого листа бумаги или из нескольких получить полуобъемное изображение этого же объекта даже без использования ножниц. Такая техника изображения называется п л а с т и ч е с к о й   а п п л и к а ц и е й    из мятой бумаги.

           Лист цветной бумаги сначала скомкаем, чтобы он стал пластичным и податливым к механическим воздействиям. Затем легкими движениями выпрямим его и начнем формировать из него изображаемый объект. Края листа постепенно сминаем вовнутрь до получения нужной формы, оставляя внешнюю площадь изображения ровной. Внутренняя часть скомканного образа намазывается клеем и приклеивается к фону. Общее изображение готово. Осталось добавить мелкие элементы, подчеркивающие его образ. Необходимо постараться создать их так же в объеме и приделать к основной форме путем приклеивания.

           В момент приклеивания на плоскость возможна корректировка: создание дополнительных складок, выравнивания, растягивания или сжатия и т.д.

          Начните такую работу с изготовления фруктов и овощей. Дети имеют представление о их форме и цвете, что поможет успешно выполнить работу. Коллективно созданный натюрморт на большом листе ватмана может стать украшением помещения.

          Более сложные изображения животных и людей позволят получить в данной технике сказочный зоопарк.

            Д е к о р а т и в н а я   а п п л и к а ц и я связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т.п.).

              Работа начинается с выжигания всех деталей рисунка аппликации по их контуру. Для этого используют в ы р е з а н и е   п о   р и с у н к у (эскизу) и в ы р е з а н и е   п о    т р а ф а р е т а м и   ш а б л о н а м. Можно использовать бумагу либо ткань. На занятиях прикладным творчеством дети очень часто работают в технике аппликации, вырезая из бумаги по шаблонам различные формы и наклеивая их на основу. Полученные плоскостные изображения радуют не только юных авторов, но и взрослых.

            Мы настолько привыкли к этому виду изобразительной техники, что даже не задумываемся о том, что художественные возможности аппликации намного шире и интереснее, чем традиционное наклеивание на плоскость кусочков цветной бумаги.

              Приходилось ли вам составлять узор и з    о б ъ е м н ы х     б  у м а ж н ы х   э л е м е н т о в: катышков, комочков, кулечков, гармошек, пружинок, спиралей и т.д.?

            Если не приходилось, тогда из различных цветных кусочков бумаги необходимо сделать объемные формы путем скручивания, сжатия, комканая, свертывания и т.д. Посмотрите внимательно на эти формы, это и есть элементы будущего узора или орнамента.

            Для начала составьте схематический узор на бумаге, подготовьте все необходимые элементы, разложите на фоне и только после этого приклеивайте.

             Для усложнения работы можно попробовать полученными элементами изображать стилизованные растения, животных.

             Особый интерес вызывает у детей и взрослых создание с ю ж е т н о  -  т е м а т и ч е с к о й   а п п л и к а ц и и. Она представляет собой наклеенные на фон изображения, связанные между собой темой или сюжетом (событие, ситуация, явление).

            Обычно дети выполняют такого вида аппликацию с использованием шаблонов. Последовательно вырезая детали изображения, они приклеивают их на фон. Дети, имеющие хорошую подготовку по созданию аппликации, могут создавать композиции самостоятельно, без шаблонов.

              Не понадобятся шаблоны, если попробовать создавать сюжетно-тематические аппликации и з  б у м а ж н о г о  м у с о р а: обрывков, обрезков. Вот где для детей предоставляется возможность «подключить» образное, абстрактное мышление и пофантазировать.

              Разнообразие геометрических форм позволяет создавать г е о м е т р и ч е с к и е    а п п л и к а ц и и. Традиционно они представляют собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

            Другой вариант использования геометрических форм — конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию.

           Из геометрических форм легко получить п л о с к о с т н ы е    к о н с т р у к т о р ы, которые открывают перед детьми дополнительные изобразительные и конструкторские возможности.

           Основные геометрические фигуры симметричны. Сложим, например, квадрат пополам и от линии сгиба вырежем внутреннюю часть. Получим квадрат меньшего размера, при этом предыдущая форма будет выглядеть в виде рамочки. Вырезания можно продолжить. Таким образом, получится набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки.

         Таких наборов можно сделать несколько и составлять из них различные изображения. Возможен вариант создания таких конструкторов из различных по форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник. Тогда работа по составлению изображения упрощается.

Очень интересным в данной технике будет являться выстригание фигур с неровными краями: в виде зубчиков, волны, лепесточков и т.д. Тогда у полученных фигур не только внутренняя часть будет выглядеть декоративной, но и внешняя тоже.

          Возможен вариант вырезания из одной геометрической фигуры другой. Например: из квадратной формы вырежем круг, а из полученного круга — треугольник.

          Как видите, возможности для совершенствования безграничны. Все рассматриваемые виды создания плоскостных конструкторов позволят получить оригинальные работы.

           Все те аппликации, которые не претендуют на вид геометрической, относятся к  н е г е о м е т р и ч е с к и м. Их преимущество в том, что они не накладывают на творчество детей каких-либо ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она очень часто присутствует в детском творчестве.

           К негеометрической аппликации относится аппликация с использованием текстуры бумажных салфеток. Полученные путем обрывания кусочки имеют пушистые, неровные края, которые и позволяют получить мягкую, пушистую поверхность, так необходимую для получения объектов, имеющих в природе пушистый покров: котенок, щенок, цыпленок, одуванчик, цветок и т.д.

             При формировании из бумажных кусочков пушистой поверхности важно приклеивать их к плоскости только серединкой, чтобы неровные, пушистые края смотрели вверх.

             Рассмотрим создание аппликации   с   к о н т у р н о й   п р о р и с о в к о й. Как известно, контурная линия используется для четкой прорисовки рисунка. Точно так же и в аппликации. Для начала по шаблонам получим цветные заготовки для аппликации. Затем на фоне (который впоследствии будет являться цветом контурной линии) сложим полное изображение из цветных заготовок. Те края заготовок, которые соприкасаются с краями других заготовок и требуют контурного очерчивания, с помощью ножниц уменьшим на несколько миллиметров и поместим на то же место. Когда все заготовки будут обработаны с помощью ножниц и на фоне расположены таким образом, чтобы контурная линия между ними стала одинаковой по размеру, можно поэтапно приклеивать. Наклеенные заготовки на контурный фон образуют целостное изображение аппликации и требуют обрезки ножницами по внешнему контуру с соблюдением толщины контурной линии.

             Иногда для получения дополнительных эффектов мы получаем детали аппликации без помощи ножниц, а путем обрывания, такая аппликация называется р в а н а я,  и л и   о б р ы в н а я. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

            Существует два способа получения изображения:

             Обрывание из целого куска бумаги без предварительной прорисовки.

             Обрывание по линиям, предварительно прорисованным. Для получения изображения необходимо лист цветной бумаги положить на газету, сложенную в несколько раз, с помощью шариковой ручки создать необходимое изображение, четко прорисовывая (продавливая) линии. Затем аккуратно, по прорисованной линии прорвать изображение.

              Выйти за рамки плоскости позволяет  о б ъ е м н а я аппликация, которая при создании предусматривает крепление изображения предметов или их деталей на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.

                аппликация с использованием оригами;

                аппликация с подвижными элементами;

                аппликация с  с е к р е т о м.

             На полученном плоскостном изображении можно вырезать кармашки-дверцы, в отверстия которых сзади необходимо подклеить нужные изображения. В результате получится плоскостная аппликация с потайным изображением. Для того чтобы его увидеть, необходимо открыть кармашек-дверцу.

             Такая техника изображения позволяет создать наглядные пособия, где возможно использование сюрпризного момента.

              М о з а и к а выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает

Информация о работе Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах