Антропология и психология будущего: проблемы, поиски и решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:16, реферат

Краткое описание

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Особенности научного знания о человеке………………………………………….6
Отрасли психологии в изучении человека………………………………………….7
Антропологический принцип в психологии развития……………………………..8
Антропопсихология – область человекознания…………………………………...10
Воспитание личности как основная задача психолого-педагогической науки….11
Заключение…………………………………………………………………………...13
Список используемой литературы……………………………………………….....14

Файлы: 1 файл

Антропология и психология будущего проблемы, поиски и решения.doc

— 68.00 Кб (Скачать)


Реферат

по психолого-педагогической антропологии

на тему:

«Антропология и психология будущего: проблемы, поиски и решения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

Особенности научного знания о человеке………………………………………….6

Отрасли психологии в изучении человека………………………………………….7

Антропологический принцип в психологии развития……………………………..8

Антропопсихология – область человекознания…………………………………...10

Воспитание личности как основная задача психолого-педагогической науки….11

Заключение…………………………………………………………………………...13

Список используемой литературы……………………………………………….....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  складывается сложно разветвленная  система теоретического и практического  человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом. Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению прогресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития.

В ближайшее десятилетие  теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров  научного развития. Об этом можно судить по трем важным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой человека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития.

Выдвижение проблемы человека в качестве общей для  всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании. Однако интеграция этих наук, сочетающаяся с дальнейшим развитием их специализации, определяется, прежде всего, прогрессом философского учения о человеке. Потребность в едином фундаментальном учении о человеке остро ощущается в различных областях общественной практики. Стремление преодолеть частичность и односторонность в практической работе с людьми, связать воедино различные виды этой работы становится все более характерным для жизни нашего общества.

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу  человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины  человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Психолого-педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот – каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики.

Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом исследования различных наук: философии, социологии, истории, педагогики и психологии. Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт; социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно-воспитательных институтов; целей, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.

Во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности научного знания о человеке

 

Как понять поведение  другого  человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое  «душа», и какова её природа? Эти  и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общие представления о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, можно  отметить, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки  в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

 

Отрасли психологии в изучении человека

 

Связь психологии с этими науками изучающих человека и его деятельность обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики, и с полным основанием можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, её внедрение во все сферы практической деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много  отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.

 Возникновение отраслей психологии  обусловлено, во-первых, широким  внедрением психологии вовсе  сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появление новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего тем комплексом проблем и задач, которые решают то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные и прикладные.

Исходя, из этого в качестве основания  классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая  сторона:

- конкретной деятельности;

- развития;

- отношения человека (как субъекта  развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно  выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Антропологический принцип в психологии развития

 

Современная отечественная  психология переживает этапный момент своего развития. Идет интенсивное  проникновение психологии в различные  области человеческой деятельности - в политику, образование, бизнес, управление, рекламу; стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению.

Психология перестает  быть только академической наукой, областью занятий сравнительно немногочисленного  профессионального сообщества. Она все более обретает облик массовой деятельности, становится подлинно практико-ориентированной наукой, призванной решать конкретные человеческие проблемы в различных сферах жизни.

Происходящий парадигмальный сдвиг в системе ориентаций современной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых теоретических проблем, наиболее важные из которых центрируются вокруг, может быть, самой главной сегодня проблемы - психологии развития человека.

В данной проблеме необходимо выделить два категориальных словосочетания - "психология человека" и "психология развития"; несомненно, что эти категории - предельные для теоретической психологии и исторических перспектив ее становления. Однако, как парадоксально это ни звучит, до последнего времени сами эти словосочетания продолжают вызывать у психологов либо непонимание, либо недоумение.

Исторически первым предметом  научной психологии была "психика  человека", однако со временем весь ее интерес сконцентрировался только на психическом как таковом и  на его многочисленных свойствах, которые и стали базовой предметностью традиционных исследований.

Предельно обобщая, можно  сказать, что классическая интерпретация  психики сводилась, как правило, к двум основным моментам она понималась, во-первых, как механизм отражения объективной, противостоящей человеку реальности и, во-вторых - как механизм адаптации индивида к этому объективному миру. Сдвоенная работа именно этих двух механизмов как раз и задает все содержание психического - ее структур, функций, свойств, процессов. Подобная интерпретация фактически и определяет облик современной, если можно так сказать, "психологии психики", которая ставит в один ряд и психику человека, и психику дождевого червя, что по-житейски "душа не принимает".

Можно возразить, конечно, что все не так просто, что помимо всеобщей природной обусловленности психики человека всегда учитывались также ее социальная и общекультурная детерминированность. Отсюда и знаменитая проблема о соотношении биологического и социального в человеке, и поиск объяснительных принципов психического в других системах знания: в логике, биологии, философии, культурологии, кибернетике и др. Сегодня в связи со снятием обязательного для всех материалистического мировоззрения этот поиск осторожно перемещается еще и в область религиозно-духовных детерминант психического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антропопсихология область человековедения

 

Антропопсихология –  это не только последовательно и  обосновано выстроенная психологическая  модель человеческой реальности, но и  система общенормативных представлений о траектории и динамике человеческой жизни. Согласно концепции развития субъективной реальности в онтогенезе жизненный путь человека представляет собой последовательность двух этапов (биографических эпох). На первом этапе человек овладевает внутренними (телесными, психическими) и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования, только становится субъектом собственной жизнедеятельности. Апогеем и одновременно переломным моментом первой фазы является точка «обретения души», открытия собственного Я. Социальной фиксацией вступления человека в новое качество в традиционных обществах являлись обряды инициации и посвящения, символизирующие переход от «безответственного детства» к необходимости самоопределения и полноте ответственности за свою жизнь.

Информация о работе Антропология и психология будущего: проблемы, поиски и решения