Защита прав и интересов налогоплательщиков при проведении налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

В странах с развитой рыночной экономикой защита прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе выступающих в качестве налогоплательщиков, обеспечивается правовыми формами, в частности путем закрепления в нормах материального и процессуального права их статуса. Потребность в защите прав граждан и юридических лиц, как правило, обусловлена разногласиями и спорами по применению законодательства, в том числе и налогового, между субъектами соответствующих правоотношений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы налоговых проверок………….……………….5
Камеральные налоговые проверки…………………………………5
Выездные налоговые проверки…………………..………………..10
Иные мероприятия налогового контроля…………………………16
2. Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки или иного мероприятия налогового контроля…………………………………………………………….……………24
2.1. Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе……………………………………………………..………….24
2.2. Обжалование решения налогового органа в арбитражном суде. Анализ арбитражной практики……………………………………………….28
2.3. Обжалование постановления по делу об административном правонарушении………………………………………………………………..34
3. Перспективы развития налогового контроля………………….……41
3.1. Зарубежный опыт защиты налогоплательщиков…………….…..41
3.2. Направление совершенствования налогового контроля…….….46
Заключение………………………………………………………..………51
Список использованных источников…………………………………....55
Приложения……………………………………………………………...58

Файлы: 1 файл

курсовая 5 курс. защита прав.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     Особое  значение настоящий документ приобретает  в условиях завершения реализации срочных  антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики.

     В трехлетней перспективе 2011 - 2013 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее - создание эффективной налоговой  системы, обеспечивающей бюджетную  устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

     Налоговая политика, с одной стороны, будет  направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а  с другой стороны - на создание условий  для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности.

     В соответствии с определенными Президентом Российской Федерации целями и задачами налоговая политика должна быть направлена не только на решение задачи обеспечения необходимого уровня доходов бюджетной системы, но и учет иных приоритетов развития Российской Федерации.

     В современных условиях с учетом поставленных целей и задач повышается степень ответственности бизнеса при выполнении обязанности по уплате налогов, а также требования по пресечению уклонения от уплаты налогов.

     Совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения является одним из важнейших направлений развития законодательства о налогах и сборах. В условиях глобализации экономики, концентрации капитала и появления крупных транснациональных корпораций трансфертное ценообразование представляет собой явление, существование которого объективно вызвано такими процессами.

     При осуществлении налогового контроля одной из основных задач налоговых  органов является недопущение потерь бюджетной системы Российской Федерации  от использования трансфертных цен. Новое законодательное регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием направлено, с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения, с другой стороны, не должно создавать препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний. Такой контроль предполагается осуществлять преимущественно в отношении налогоплательщиков, признаваемых крупнейшими, а также крупных операций.[29]

     В настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, – это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово – хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена несколькими обстоятельствами: во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля, а во-вторых, данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков (в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков).

     Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. В настоящее время разработки в этой области еще только начинаются, однако в ряде регионов уже накоплен значительный позитивный опыт в этой области. Используемая в этих регионах программа позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки. 
Важную роль при проведении камеральной проверки играет процесс автоматизации заполнения или формирования налоговой отчетности. Предоставление налоговой отчетности в электронном виде заметно упрощает процедуру проверки и предоставления дополнительных материалов по телекоммуникационным каналам.

     Таким образом, развитие автоматизации в  налоговой сфере является приоритетным направлением. Однако обзор бухгалтерских программ показывает, что их возможности далеко опережают возможности информационных систем налоговых органов, которые продолжают использовать устаревшие технологии. Совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить, в том числе посредством повышения эффективности камеральных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

    • создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;
    • разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
    • разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
    • совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;
    • создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д. [24, стр.146-154]
 
 
 
 

    Заключение.

     В настоящее время камеральные  налоговые проверки остаются основным инструментом налогового контроля, так  как отличаются своей массовостью, порядок проведения, которых недостаточно полно урегулирован Налоговым кодексом, что приводит к возникновению у налогоплательщиков многочисленных вопросов. В связи с чем, на основании работы и поведенного анализа по организации и проведению камеральных налоговых проверок автор работы пришел к следующим выводам.

     Если  налогоплательщик будет неизменно  руководствоваться методическими  рекомендациями и разъяснениями  МНС и Минфина (которые, как известно, не являются источником права), то в  принципе он сможет существенно снизить  риск возникновения налоговых споров. Однако тогда ему необходимо решить дилемму: платить законно установленные налоги или переплачивать налоги. При выборе второго варианта налогоплательщик должен будет также отказаться от эффективных законных способов налоговой оптимизации.

     Единственно верный способ решения ежедневно возникающих спорных, сложных и актуальных налоговых вопросов: систематическое обобщение, анализ и изучение устойчивой судебной практики по налоговым спорам. Практика – есть критерий истины и этим все сказано. Признаемся, что наши доводы в судах, подкрепленные многочисленными примерами из судебной практики, звучат более убедительно. Именно поэтому мы при оценке правомерности доводов налоговиков всегда помимо толкования норм права основываемся на анализе судебно-арбитражной практики и обязательно на официальном толковании норм налогового права Конституционным и Высшим Арбитражным судом РФ.

     Необходимо  постоянно вести контроль над  схемами гражданско-правовых сделок, используемых в работе, избегать способов заманчивых оптимизаций налога в десятки и сотни раз (наверняка это уже не оптимизация, а наказуемое уклонение от уплаты налогов). Не помешает сохранять переписку с налоговыми органами, их письменные официальные разъяснения в вашу пользу. Акты налоговых проверок и решения суда следует хранить столько, сколько работает ваш бизнес или организация, — это значительно облегчает диалог с налоговыми инспекторами в последующих проверках.

     Необходимо  исключить отмену судами постановлений  налоговых органов из-за несоблюдения должностными лицами требований КоАП РФ к порядку производства дел об административных правонарушениях.

     В целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам и исключения принятия судебных решений  не в пользу налоговых органов, ФНС  России поручает УФНС России по субъектам Российской Федерации:

    1. проанализировать изложенное, довести до нижестоящих налоговых органов и учитывать при проведении контрольных мероприятий;
    2. при решении вопроса о привлечении организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ руководствоваться сложившейся устойчивой судебно-арбитражной практикой по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам;
    3. на систематической основе осуществлять анализ сложившейся в регионе судебно-арбитражной практики с целью своевременного выявления имеющихся недостатков и выработки рекомендаций для нижестоящих налоговых органов;
    4. обеспечить взаимодействие юридических отделов и отделов контрольного блока, осуществляющих процессуальные действия по делам об административных правонарушениях, в целях строгого соблюдения процессуальных норм, установленных КоАП РФ;
    5. незамедлительно направлять в Контрольное управление копии значимых судебных актов по делам об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

     Развитие автоматизации в налоговой сфере является приоритетным направлением. Однако обзор бухгалтерских программ показывает, что их возможности далеко опережают возможности информационных систем налоговых органов, которые продолжают использовать устаревшие технологии. Совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить, в том числе посредством повышения эффективности камеральных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

    • создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;
    • разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
    • разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
    • совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;
    • создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. № 7 – ФКЗ)
  2. Гражданский Кодекс РФ: Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г. №352-ФЗ)
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 09.03.2010 г. № 20 – ФЗ)
  4. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 05.04.2010 №41-ФЗ, вступающим в силу с 07.04.2010)
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»
  6. Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  7. Федеральный закон от 19.07.2009 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
  8. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е. и др. Налогообложение юридических и физических лиц. - СПб: Политехника, 2010.
  9. Бирючев О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения // Финансы. – 2010. - № 2
  10. Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок, Изд-во Юстицинформ, 2009 г.
  11. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. С-Пб., Судостроение. 2009.
  12. Бурилов Е. В. Совершенствование процедур налоговых проверок.. //Юстицинформ,2010.
  13. Дадашев А.З., Лобанов А.В. - Налоговое администрирование в РФ. М.: Высшая школа, 2010.
  14. Иванова Н.Г., Вайс Е.А. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.
  15. Киселев Е.А. Макроэкономика: курс лекций. – М.: Эксмо, 2010-2011гг.
  16. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2008.
  17. Налоговые системы зарубежных стран. / Под ред. В.Г. Князева. М.:Финансы и статистика,2008.
  18. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2010.
  19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2009.
  20. Русаковский И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  21. Селезнева Н.Н. Налоги и налоговая система России. Схемы, комментарии, тесты, задачи: Учебн. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011.
  22. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009.
  23. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  24. James S., Nobes C. The economics of taxation. 7th ed. Pearson Education Limited, 2009, 367 с.
  25. Солякин И. Истребование документов в рамках камеральной налоговой проверки: что говорит закон //Журнал "Главный бухгалтер. Chief accountant", №6/2009 - специальный выпуск.
  26. Ильина Т. О проведении налоговых проверок //Журнал "Юридический справочник руководителя", №5/2011
  27. Калгин В. Камеральная проверка: предъявите документы // Практическая бухгалтерия. 2010. Октябрь. N 10
  28. www.nalog.ru
  29. www.r63.nalog.ru
  30. www.minfin.ru

Информация о работе Защита прав и интересов налогоплательщиков при проведении налогового контроля