Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах как источник налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налоговых источников, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика источников налогового права
Понятие источников налогового права………………………………..5
Особенности Законодательства РФ о налогах и сборах……………11
Глава 2. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
2.1 История развития кодификации источников на примере НК РФ…..15
2.2 Характеристика налогового кодекса РФ……………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………….30
Приложение

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 57.13 Кб (Скачать)

В течение 1994-1995 гг. содержательная работа над кодексом велась в направлении  совершенствования законодательства по налогу на прибыль, подоходному налогу, акцизам, налогу на добавленную стоимость  и налоговому администрированию.

С 1995 г. разработка НК стала осуществляться Министерством финансов РФ. В это же время Дума отклонила пакет законопроектов, касающихся отдельных незначительных изменений и дополнений существовавшей налоговой системы, подтвердив тем самым необходимость проведения радикальной налоговой реформы.

В феврале 1996 г., после почти трехлетней подготовки, проект Налогового кодекса  официально был передан в Думу. Ожидалось, что общая часть кодекса, о которой так долго говорили и Правительство и предприниматели, будет рассмотрена в течение  ближайших месяцев и введена  в действие либо с середины 1996 г., либо с начала 1997 г.

Специальную часть, касающуюся конкретных налогов, предполагалось ввести с 1998 г.

Однако в 1997 г. судьба НК РФ не сложилась. В специально созданную подготовительную комиссию поступило более 4000 поправок, указывающих на масштабы имевшихся разногласий, и очередное рассмотрение кодекса было отодвинуто на 1998 г., возродив дискуссии о том, что же все-таки нужно России - НК или свод налоговых законов.

Окончательно первая часть кодекса  была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. 3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении (Постановление N 2774-И  ГД), уже 16 июля - в третьем чтении (Постановление N 2813-II ГД). Сразу на следующий  день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент  РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.

6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального  издания, в котором и была  впервые официально опубликована  Первая часть НК РФ.

21 июля 1998 года документ был направлен  Госналогслужбой России для ознакомления  и использования в работе во  все инспекции.

1 января 1999 года Первая часть  НК РФ вступила в силу, за исключением ряда положений.

Летом 1999 года в Первую часть НК России были внесены существенные изменения. Речь идет о Федеральном законе от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, а именно 13 августа 1999 года.

После этого уже неоднократно принимались изменения и дополнения Налогового кодекса РФ[10, с.43].

 

2.2  Характеристика  налогового кодекса РФ

 

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК РФ. Пункт. 2 ст. 1 НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения  (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  субъектов Российской Федерации  и местных налогов;

4) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового  контроля;

6) ответственность за  совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК РФ. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную  Думу РФ, предполагалось, что НК будет  состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные  налоги, третья и четвертая –  соответственно региональные и местные  налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части  первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и  сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых  органов и действий или бездействия  их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.

Вступление в  силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения  были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения  большинства статей были связаны  с исправлениями допущенных при  принятии НК ошибок и пробелов и  носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения  вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения  вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения  и дополнения внесены с целью  совершенствования процедур государственной  регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения  и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы  полномочий между органами государственной  налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях  совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения  и уточнения, направленные в том  числе на повышение эффективности  налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Структура части  второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»,  гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена  и ее структура будет дополняться.

Вступление в  силу и изменения части второй НК. В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.

Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон  № 117-ФЗ).

Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в  силу ее отдельных глав различаются:

– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;

– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;

– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;

– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;

– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;

– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;

– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;

– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.

Терминология  НК. Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).

Перечень терминов, применяемых  в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК [18].

Принятый НК РФ (часть первая и главы части второй) систематизировал нормы налогового права, которые регулируют налогообложение, отнесенное Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов.

НК РФ является основополагающим нормативным  правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России, он распространяет свое действие на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо, им предусмотрено, способствует укреплению экономики России как федерального государства, защите интересов налогоплательщиков, привлечению иностранных инвестиций, соблюдению законности в сфере налоговых отношений.

НК РФ является основным нормативным  правовым актом, закрепившим основные положения о налогообложении.

Несмотря на разнообразие, законодательные  акты о налогах и сборах должны отвечать определенным требованиям, строиться  на принципах, изложенных в ст. 3 НК РФ:

  • каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
  • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством страны;
  • налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
  • не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны;
  • федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК РФ;
  • ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
  • при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах как источник налогового права