Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах как источник налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налоговых источников, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика источников налогового права
Понятие источников налогового права………………………………..5
Особенности Законодательства РФ о налогах и сборах……………11
Глава 2. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
2.1 История развития кодификации источников на примере НК РФ…..15
2.2 Характеристика налогового кодекса РФ……………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………….30
Приложение

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 57.13 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

«Пермский финансово-экономический  колледж» - филиал Финуниверситета

 

 

Кафедра «Правоведение»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Налоговое право»

Законодательство РФ о  налогах и сборах как источник налогового права

 

 

                                                                      Выполнила: 

                                                                      студент 313 группы, 3 курса

                                                                      очной формы обучения

                                                                      специальности «Правоведение»

                                                                      Полушкина Юлия Петровна

 

 

                                                                      Научный руководитель:

                                                                      Ильинская Кристина Александровна

 

 

 

2012 год

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика источников налогового права

    1. Понятие источников налогового права………………………………..5
    2. Особенности  Законодательства РФ о налогах и сборах……………11

Глава 2. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права

2.1 История развития кодификации источников на примере НК РФ…..15

2.2 Характеристика налогового кодекса РФ……………………………...20

Заключение…………………………………………………………………..28

Список литературы………………………………………………………….30

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема источников права  лежит в основе любой отрасли  права, так как само существование  и эффективность юридических  норм во многом определяются формами  их выражения и закрепления. Налоговое  право в этом отношении не является исключением. Вопрос об источниках имеет  для него большое теоретическое  и практическое значение. Изучение указанной проблемы позволяет не только выявить сущность современного налогового права, но и в определенной степени прогнозировать пути его  развития.

Актуальность темы заключается  в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс  развития налоговых источников, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны. Ни маловажным является изучение законодательства о налогах и сборах, т. к.  именно в нем содержатся главные правовые нормы налогового права. 

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей законодательства РФ о налогах и сборах.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие источников налогового права
    2. Выделить особенности источников налогового права
    3. Изучить законодательство РФ о налогах и сборах
    4. Обозначить место законодательства РФ о налогах и сборах в общей системе источников налогового права
    5. Обозначить особенности законодательства РФ о налогах и сборах

Объект – законодательство РФ о налогах и сборах.

Предмет – особенности  источников налогового права.

Методы исследования:

    1. Анализ и изучение нормативно-правовых актов
    2. Сравнение нормативно-правовых актов
    3. Обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика законодательства РФ о  налогах и сборах

    1. Понятие источников налогового права

 

 

 Возникновение термина «источник права» связывают с римским правом. Определение данного термина в юридической литературе многозначно. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического значения [5, с.26].

Традиционно принято различать  три основных источника права - нормативный  юридический акт, санкционированный  обычай и судебный прецедент.

Юридический источник права  в виде письменного документа, закрепляющего  правотворческое решение законодателя, как носителя юридических норм, есть форма существования права. Нормативные  акты-документы в наибольшей степени  отражают свойства права, достоинства  и потенциальные возможности  правового регулирования. В числе  нормативных актов приоритетное значение имеют законы как акты высшей юридической силы.

Одним из существенных признаков  права в целом и налогового права, в частности, является формальная определенность. Налогово-правовые нормы  фиксируются уполномоченными органами в определенных источниках, издаваемых по установленным процедурам. Источники  налогового права - это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Посредством  источников права государственная  воля объективируется вовне, приобретает  материальное выражение, то есть документально  фиксируется.

Источники налогового права  образуют многоуровневую, иерархическую  систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.

Законодательство, регламентирующее порядок исчисления и уплаты налоговых  платежей, традиционно обозначается в научно-практической литературе как налоговое. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) же не содержит термина "налоговое законодательство", а использует понятие "законодательство о налогах и сборах". Это обусловлено тем, что в состав налогового законодательства, имеющего общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах, так и нормативные правовые акты государственного управления [10, с.35].

Источниками налогового права  в Российской Федерации являются:

1. Конституция РФ;

2. НК РФ;

3. Федеральные законы  о налогах и сборах, принятые  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ;

4. Законы о налогах  и сборах субъектов РФ, принятых  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ;

5. Нормативные правовые  акты органов муниципальных образований  о местных налогах и сборах, принятые представительными органами  муниципальных образований о  местных налогах и сборах в  соответствии с Налоговым кодексом  РФ;

6.Подзаконные акты органов  исполнительной власти и исполнительных  органов местного самоуправления  о налогах и сборах;

7. Международные договоры  по вопросам налогообложения;

8. Постановления высших  судебных органов РФ по вопросам  судебной практики, Конституционного  Суда РФ [2, с.10].

Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой  системы России. Статья 57 Конституции  РФ закрепляет в качестве конституционной  обязанности уплату каждым лицом  законно установленных налогов  и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, ее субъектами и местным  самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавливая основы конституционного строя России, Конституция РФ создает  правовые предпосылки для дальнейшего  налогово-правового регулирования, определяемого именно конституционными и правовыми основами государства [1].

Конституция РФ - это универсальный, межотраслевой нормативный акт учредительного характера, содержащий конституционные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются другими отраслями права. Конституционные нормы обладают высоким уровнем нормативного обобщения. Нормы иных отраслей (в том числе и налогово-правовые) относятся к ним как специальные, так и общие. Таким образом, Конституция РФ выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом, включая и налоговое право. В данном случае речь идет не о налогово-правовых нормах, а о конституционно-правовых нормах, регулирующих вопросы налогообложения.

Законодательство о налогах  и сборах не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации и поэтому включает три уровня правового регулирования - федеральный, региональный и местный. Каждый уровень имеет собственную структуру, закрепленную нормативно. Так, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Формулировка "законы о налогах и сборах" указывает на их отраслевую принадлежность к налоговому праву. Таким образом, законодательные акты иных отраслей права, содержащие налогово-правовые нормы, к законодательству о налогах и сборах не относятся. При этом НК РФ прямо не предписывает принятие каких-либо конкретных налоговых законов помимо НК РФ, хотя такая возможность и не исключается: например, ст. 25 НК РФ устанавливает, что права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов могут определяться, в частности, помимо НК РФ и иными федеральными законами.

Кроме внутреннего законодательства огромное практическое значение в налоговой системе имеют международные договоры по налоговым вопросам. Конституция РФ устанавливает приоритет международных соглашений перед внутренним законодательством: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

Исходя из этого общего правила НК РФ установил, что, «если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации» (ст. 7 части первой НК РФ).

Требование законодательной формы  установления, изменения и прекращения налоговых обязательств распространяется и на международные соглашения. С учетом ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Применение соглашения, заключенного Правительством РФ без надлежащей ратификации, означало бы вторжение в компетенцию законодателя, так как помимо его воли изменялся бы порядок исполнения принятых законов о налогах.

Можно выделить три группы международных соглашений по налоговым  вопросам.

1. Акты, устанавливающие  общие принципы налогообложения,  такие, как Европейская социальная  хартия (принята 18 октября 1961 г., вступила  в действие в 1965 г.), Заключительный  акт совещания по безопасности  и сотрудничеству в Европе (1975 г.), и др. Непосредственному применению  эти акты не подлежат, содержащиеся  в них принципы реализуются  во внутреннем законодательстве.

2. Собственно налоговые  соглашения. Эти двух- или многосторонние  соглашения заключаются в целях  избежание двойного налогообложения,  недискриминации налогоплательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность  на территории зарубежных стран,  предотвращения уклонений от  налогообложения. 

В этой группе соглашений можно  выделить три подгруппы.

1. Общие налоговые соглашения (конвенции). Они охватывают все  вопросы, относящиеся к взаимоотношению  государств по линии прямых  налогов (налогов на доходы  и на имущество) или косвенных  налогов (например, таможенных тарифов).

Россия имеет более 50 соглашений, касающихся прямых налогов, и интенсивно проводит переговоры о заключении соглашений об избежание двойного налогообложения  с рядом стран.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах как источник налогового права