Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, рассматривая историю налогообложения, нельзя забывать трех моментов:
первоначальное негативное отношение к любому налоговому инструменту;
осознание необходимости уплаты налогов для функционирования государства;
использование налогов как рычагов управление экономикой.
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс налогообложения предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Предметом являются источники уплаты налогов и сборов.
Цель курсовой изучение экономической сущности налогов.

Оглавление

Введение 3
1. Экономическая сущность налогов 5
1.1 Налоговые платежи как статья расходов предприятия 7
1.2 Источники уплаты налоговых платежей 8
2. Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ 11
2.1 Налог на добавленную стоимость 14
2.2 Акцизы 17
2.3 Налог на прибыль организаций 18
2.4 Транспортный налог 21
Заключение 22

Файлы: 1 файл

Введение №1.docx

— 51.00 Кб (Скачать)

                               Содержание.

     Введение                                                                                                   3

     1. Экономическая сущность налогов                                                     5

     1.1 Налоговые платежи как статья расходов предприятия                  7

     1.2 Источники уплаты налоговых платежей                                         8

           2. Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ                                                                  11

     2.1 Налог  на добавленную стоимость                                                  14

     2.2 Акцизы                                                                                               17

      2.3 Налог на прибыль организаций                                                      18

     2.4 Транспортный налог                                                               21

     Заключение                                                                                   22

                                         Введение

 

                В процессе хозяйственной деятельности (т.е. производства и реализации готовых товаров, работ, услуг) любое предприятие сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты в бюджеты соответствующих уровней некоторых налогов и сборов. Налоги являются одним их основных финансовых инструментов рыночной экономики и представляют собой с одной стороны финансовую основу бюджетов разных уровней, а с другой они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли.

            Движущей силой налоговых инноваций было постоянное отставание государства от развития экономики и постоянной необходимости догонять и подстраиваться под новые условия. Государства во все времена стремились быть в центре экономической активности, экономическая же активность никогда не стояла на месте, ее центр принимал все новые и новые формы. Если в самом начале изучаемой истории главными экономическими ценностями были земля и труд по ее обработке (соответственно налог на лиц, налог на землю, барщина, рабство), то современное государство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов.

                   Первыми налогами были налоги на базовые ценности: землю, скот, работников. Другой источник налоговых поступлений— налог с побежденных — скорее можно отнести к «государственному предпринимательству», если рассматривать завоевание как проект со своими издержками (войско) и доходом (единовременный налог на побежденных и постоянная дань или налоги). К первым налогам иногда относят жертвоприношения. Все эти налоги были прямыми, т. е. взимались непосредственно с лиц, получающих доход, совершающих операции и владеющих имуществом. Взимали эти налоги соответственно светская и духовная власть самостоятельно

     История налогов начинается еще с древнейших времен, но довольно значительную роль в бюджете государств налоги приобретают лишь в пятнадцатом-семнадцатом веках.

     Что прежде всего бросается в глаза  при использовании налогов? Это  материальный ущерб для плательщика. Невольно возникает чувство жалости: как же так, заработал, а теперь надо отдать часть заработанного. На заработанное приобрел имущество и опять плати  – уже налог на имущество. Поэтому  для всех времен и для всех народов  характерно то, что сначала против налогов возражают. Затем начинают осознавать, что налоги являются источником государственных доходов. Общественное сознание постепенно успокаивается, налоги уже рассматривают как эквивалент плательщику за те выгоды, которые  он получает от государства.

     В конце девятнадцатого века приходят к выводу, что налоги, кроме финансовых целей, могут использоваться как  инструмент активной экономической  политики.

     Таким образом, рассматривая историю налогообложения, нельзя забывать трех моментов:

  • первоначальное негативное отношение к любому налоговому инструменту;
  • осознание необходимости уплаты налогов для функционирования государства;
  • использование налогов как рычагов управление экономикой.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является процесс налогообложения  предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Предметом  являются источники уплаты налогов  и сборов.

     Цель  курсовой изучение экономической сущности налогов.

                               1.Экономическая сущность налогов

 
 

                Многовековая история развития налогов свидетельствует о том, что они являются важнейшей составной частью финансовой системы. Само появление налогов в классическом виде было обусловлено прежде всего необходимостью получения доходов государств. Концентрация при помощи налогов части валового внутреннего продукта и распределение его через систему государственных расходов представляет важную часть финансовых отношений. Налоги носят объективный характер, имеют присущие финансам общие свойства и специфические, присущие только налогам, характерные черты и отличия.

            Возникновение  налогов обычно связывается с  возникновением государства: становление  его институтов, возложение на  государственный аппарат общественно-политических  функций неизбежно потребовало  формирования фондов финансовых  ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды  могли бы быть сформированы. Таким  инструментом и стали налоги, главное предназначение которых  изначально заключалось в формировании  материальной базы (фондов финансовых  ресурсов) для обеспечения функций  государства в интересах всего  общества. С развитием государства,  расширением его функций роль  налогов повышалась, однако суть  их осталась неизменной. Таким  образом, налог как объективная  экономическая категория выражает  постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между  государством, с одной стороны,  и физическими и юридическими  лицами, с другой стороны, возникающие  в процессе вторичного распределения  (перераспределения) вновь созданной  стоимости валового национального  продукта и отчуждения части  его стоимости в распоряжение  государства в обязательном порядке.  Объективная сторона налогов  проявляется на практике в  течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

           Субъективная сторона  налогов (конкретные их виды, уровень  ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяется именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в  данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние  на национальные «черты лица» налоговой  системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким  образом, в процессе их реального  использования (в виде подоходного  налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов  производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие  налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

           Налоговые отношения  структурно входят в систему финансовых отношений. Но как особый их вид имеют  отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками помимо обязательности (принудительности) налогов, являются их безвозмездность и безэквивалентность. (5)

           Уплата налогов  является обязанностью и не дает никаких  оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в  виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплательщикам в той или  иной форме (преимущественно в «неосязаемой»), хотя это и создает видимость  возмездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом на получение бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости. О возмездности налогов можно говорить, как о явлении, воспринимаемом общественным сознанием, а не как о реально существующих экономических отношениях.

           Налоги, как правило, не содержат также и целевого характера  их использования: основная их масса  не предназначена для финансирования конкретных расходов бюджета. Исключения в российском законодательстве составляют лишь такие налоги, как налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог, играющие в  общей сумме бюджетных доходов  незначительную роль. (10)

     1.1 Налоговые платежи как статья расходов предприятия

 
 

     В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет определенные затраты. Исходя из экономического содержания их можно классифицировать по группам:

     1) Расходы связанные c извлечением прибыли - включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.

     2) Расходы не связанные с извлечением  прибыли - это расходы потребительского  характера, а также на благотворительные  и гуманитарные цели. Сюда же  включаются поощрительные выплаты  работникам, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы хозяйствующего субъекта.

     3) Принудительные затраты включают - налоговые платежи, отчисления  в государственные внебюджетные  фонды, создание резервов, финансовые  санкции.

           Таким образом, налоговые  платежи представляют для предприятия  расходы, причем принудительного характера.

     Для предприятия существуют три наиболее значимых элемента в налоговой системе:

  • ставка налога (налоговая ставка) – величина налога на единицу измерения налоговой базы (мера измерения объекта обложения: рубль, тонна, кубометр, гектар и др.);
  • налоговая база – стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (прибыль от экономической деятельности; выручка от реализации продукции, работ, услуг; стоимость имущества и т.д.);
  • порядок и сроки уплаты налога в бюджет – законодательно установленная дифференциация сроков уплаты налогов отдельными категориями налогоплательщиков, например, в зависимости от объектов налоговой базы, места производства и реализации продукции и других факторов. (7)

                      1.2 Источники уплаты налоговых платежей

 
 

                 Как мы выяснили, налоговые платежи являются составной частью расходов предприятия. Естественно выплата их осуществляется из финансов предприятия. Финансы предприятий являются средством формирования денежных ресурсов в целях осуществления их хозяйственной деятельности. Финансы отражают отношения предприятий с другими субъектами экономической жизни по поводу потоков денежных средств в процессе производства и реализации продукции, образования собственных и привлечения внешних источников денежных средств, их распределения и расходования. Итогом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.

           На стадии формирования денежных доходов компании балансируются ее денежные отношения с компаниями – поставщиками сырья, материалов и оборудования, компаниями – потребителями товаров, между подразделениями компании в меру их участия в создании и реализации товара. На стадии распределения денежных доходов приоритетна увязка денежных отношений компании с ее персоналом, учредителями, государственной финансовой системой. Она направлена на оптимизацию пропорции этого распределения, обеспечение экономического развития компании. На стадии использования денежных доходов контролируется степень соблюдения принятых финансовых решений и оценивается их реальная эффективность.

Информация о работе Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ