Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 08:13, доклад
Законами субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены льготы по налогу на прибыль в виде понижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков (статья 284 Налогового кодекса Российской Федерации).
Льготы по налогу на прибыль
Законами субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены льготы по налогу на прибыль в виде понижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков (статья 284 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно Закону N 2116-1 налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы, направляемые предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая и проценты по таким кредитам.
Для
получения данной льготы организациям
сферы материального
-
капитальные вложения должны
быть направлены на развитие
собственной производственной
- денежные средства, направленные на финансирование капитальных вложений, должны быть фактически израсходованы в отчетном периоде;
- затраты следует производить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и учитывать на счете 08 "Капитальные вложения";
-
организация должна полностью
использовать суммы
- если затраты на капитальные вложения были произведены в основные средства, не требующие монтажа, то данные основные средства должны быть приняты на баланс (дебет 01 "Основные средства", кредит 08).
Несмотря на то что льгота по налогу на прибыль в части затрат на капитальные вложения была призвана создать экономические стимулы для обновления материально-производственной базы предприятий сферы материального производства, на практике эта цель не всегда достигалась. Применение данной льготы порождало многочисленные нарушения, выявляемые налоговыми органами в ходе камеральных и выездных проверок. Организации часто стремились как можно больше произвести затрат в форме капитальных вложений, не заботясь об их завершении, поскольку для применения льготы не имел значения срок окончания строительства и ввод в эксплуатацию основных средств. В результате объемы незавершенных капитальных вложений постоянно возрастали. Кроме того, из-за нечеткого разграничения в законодательстве понятий "капитальные вложения" и "капитальный ремонт" организации стремились как можно больше расходов отнести к капитальным вложениям, что в свою очередь порождало многочисленные судебные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Кроме того, при исчислении льготы из суммы капитальных вложений вычиталась амортизация за период с начала года до отчетной даты. Следовательно, если капитальные вложения ежегодно не осуществлялись, а амортизация, как известно, начисляется ежемесячно, льгота завышалась на сумму неиспользованной амортизации, начисленной за предыдущие периоды.
Наконец,
из сферы льготирования прибыли
выпадали капитальные вложения, осуществляемые
социально значимыми
С принятием гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ все льготы были отменены. Тем не менее глава содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инвестиций. Вносимые в последние годы изменения в НК РФ были направлены на активную поддержку налогоплательщиков в области осуществления научных исследований (НИОКР), снижения налогового бремени. В частности:
-
отменено ограничение по
-
введен повышающий коэффициент
(1,5) для учета фактических
-
появилась возможность
- разработан новый (нелинейный) метод начисления амортизации, позволяющий существенно увеличить сумму начисленной амортизации в первые годы использования основных средств;
-
отменено ограничение при
- расширены условия для принятия в расходы затрат на подготовку и переподготовку кадров.
В
отношении отдельных видов
┌─────────────────────────────
│ Вид дохода │ Налоговая │ Бюджет │
│
├─────────────────────────────
│Доходы иностранных организаций, не связанные с │ 20% │федеральный│
│деятельностью в РФ через постоянное │ │ │
│представительство (за исключением доходов, │ │ │
│перечисленных в пп. 2 п. 2, п. п. 3 и 4 ст. 284 │ │ │
│НК РФ)
│(пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ) │ │ │
├─────────────────────────────
│Доходы иностранных организаций, не связанные с │ 10% │федеральный│
│деятельностью в РФ через постоянное │ │ │
│представительство, от использования, содержания │ │ │
│или сдачи в аренду подвижных транспортных средств│ │ │
│или
контейнеров в связи с
│международных
перевозок
│(пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ) │ │ │
├─────────────────────────────
│Доходы, полученные в виде дивидендов российскими │ │федеральный│
│организациями от российских и иностранных │ │ │
│организаций <1>:
│- общая ставка (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ) │ 9% │ │
│- ставка при соблюдении определенных условий │ 0% │ │
│(пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) <2> │ │ │
├─────────────────────────────
│Доходы, полученные в виде дивидендов иностранными│ 15% │федеральный│
│организациями от российских организаций │ │ │
│(пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ) │ │ │
├─────────────────────────────
│Доходы в виде процентов по государственным и │ 15% │федеральный│
│муниципальным ценным бумагам, указанным в пп. 1 │ │ │
│п. 4 ст.
284 НК РФ
├─────────────────────────────
│Доходы в виде процентов по муниципальным ценным │ 9% │федеральный│
│бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет │ │ │
│до 1 января 2007 г., а также иные доходы, │ │ │
│указанные в пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ │ │ │
├─────────────────────────────
│Доходы в виде процентов по государственным и │ 0% │ - │
│муниципальным облигациям, эмитированным до │ │ │
│20 января 1997 г. включительно, и иные доходы, │ │ │
│указанные в пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ │ │ │
├─────────────────────────────
│Прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления │ 0% │ - │
│деятельности,
связанной с выполнением
│предусмотренных
Федеральным законом
│"О Центральном банке Российской Федерации │ │ │
│(Банке России)" (п. 5 ст. 284 НК РФ) │ │ │
├─────────────────────────────
│Прибыль
сельскохозяйственных
│товаропроизводителей, не перешедших на уплату │ │ │
│ЕСХН (ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 │ │ │
│N 110-ФЗ с учетом изменений, внесенных │ │ │
│Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ) <3>: │ │ │
│2004 - 2012
гг.
│2013 - 2015
гг.
│
├─────────────────────────────