Льготы по налогу на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. В России налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций» (глава введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ).

Файлы: 1 файл

Состав и назначение льгот по налогу на прибыль.docx

— 39.54 Кб (Скачать)

Введение 

     Прибыль для российского налогообложения  определяется согласно Налоговому кодексу РФ. В России налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций» (глава введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ).

    Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 %  — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    В данной контрольной работе будет  рассмотрены льготы по налогу на прибыль, то есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность налога на прибыль

     Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организаций. Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

    К вычетам относятся:1

  • производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • проценты по задолженности;
  • расходы на рекламу и представительство;
  • расходы на научно-исследовательские работы;

    Взимается на основе налоговой  декларации по пропорциональным (реже   прогрессивным) ставкам.

    Согласно  ст. 246 Кодекса налогоплательщиками  налога на прибыль организаций признаются:

         Российские организации;

    Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через  постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников Российской Федерации

    Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и  часто отличается от процедуры определения  доходов и расходов, принятой в  российском бухгалтерском учете. В  связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий — управленческий).

    В соответствии с п.1 ст. 289 Кодекса  налогоплательщики независимо от наличия  у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого  отчетного и налогового периода  представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

    Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых  не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении  налогового периода (п. 2 ст. 289 НК).

Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса).

    Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных  авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня  окончания отчетного периода.

    В конце 2010 года был принят Федеральный  закон от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ, который  внес немаловажные поправки во вторую часть Налогового кодекса. Разберемся в нововведениях.2

    Они коснулись налога на добавленную  стоимость, налога на доходы физических лиц в части налогообложения  доходов, полученных от ценных бумаг. В  главе 25 Налогового кодекса появились  две новые статьи, которые устанавливают  нулевые ставки для организаций, осуществляющих образовательную или  медицинскую деятельность, а также  льготное налогообложение операций с акциями ОАО и долями в  уставном капитале организаций.

    Льготы  можно рассматривать, как самый  нестабильный элемент налоговой  системы, но именно им надлежит воплощать  стимулирующую роль налога. И здесь  очень важно такое понятие, как  эффективность налоговых льгот  в целом и каждой в отдельности  для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более  эффективным средством поддержки  предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые  стимулы не способны оказать решающего  воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они  оказывают определяющее воздействие  на макроэкономический климат в стране.

    В качестве условий предоставления льгот  было бы оправданным принять соответствие предприятия целой системе критериев, среди которых и общие нормы  законодательства (гражданского, налогового, таможенного, банковского, бюджетного) и специально оговоренные условия, установленные государством (например, соблюдение определенного метода реализации продукции, целевое использование  амортизационных отчислений). Это послужило бы хорошим стимулом к соблюдению налогоплательщиком установленных государством норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Состав и назначение  льгот по налогу  на прибыль

    Необходимость назначения налоговых льгот возникла одновременно с самими налогами. Сначала  послабление в налогообложении  представлялось как акт справедливости по отношению к налогоплательщику, справедливое (дифференцированное) изъятие налогов и его невозможно было выделить в самостоятельную категорию. Однако, по мере развития государственной системы налогов, усложнялась и система льгот. Органы управления стали пользоваться налоговыми льготами в определенных целях. Так появилась функция косвенного регулирования хозяйственной деятельности со стороны государства через налоговое послабление.

    Развивалась система налогового регулирования экономики на базе естественного стремления налогоплательщика облегчить налоговое бремя.

    Налогообложение не страшно развитому, нормально  функционирующему предприятию. Но если предприятие только создается и  растет, то налоги способны замедлить  этот рост. Поэтому государство, заботясь о формировании источника налогообложения:

    во-первых, либо не облагает такое предприятие в определенный период налогом, либо облагает его в пониженных размерах.

    Если  предприятие переживает период реконструкции, переходит на выпуск новой продукции, несет повышенные затраты, то государство  дает ему отсрочку в платеже, с  условием последующего возврата невыплаченных  средств. Здесь реализуется принцип: «если хочешь собирать больший налог, дай предприятию набрать силу», поддержи его (хотя бы временно);

    во-вторых, поддерживает (временно освобождает от налогов) предпринимательскую активность, создание предприятий в каком-то секторе экономики, например, в малом бизнесе, так как возникновение и развитие новых предприятий расширит налоговую базу. Эта забота носит социальный оттенок: поддерживается обеспечение дополнительных рабочих мест;

    в-третьих, способствует решению чисто социальной проблемы: снижает налог на предприятия с большим числом работающих инвалидов (на постоянной основе). Производственные возможности инвалидов ограничены и, не будь стимулов, - их неохотно принимали бы на работу. Кроме того, есть просто предприятия, специально созданные для инвалидов, и они нуждаются в поддержке со стороны налоговой системы.3

     В Российской Федерации действуют  разнообразные налоговые льготы при обложении прибыли, которые  постоянно дополняются и изменяются. Нестабильность налоговых льгот  и их большое количество осложняют  расчеты налога на прибыль и работу налоговых органов. При обложении  прибыли юридических лиц налоговые  льготы имеют большое социально-экономическое  значение. С одной стороны, они  облегчают финансовое положение плательщика и даже при высокой ставке налога не препятствует его развитию, а с другой, выполняет регулирующую роль. Государство в условиях рынка с помощью изменения налоговых льгот оказывает воздействие (стимулирующие или сдерживающее) на процесс производства. Льготы дают плательщику дополнительный капитал для хозяйственных нужд, однако в России эта их роль заметно не проявлялась. Действующие налоговые льготы можно распределить на несколько групп. Первая группа льгот касается прибыли, расходуемой на инвестиции; вторая имеет социально-культурной направление; третья стимулирует развитие малого бизнеса и, наконец, четвертая группа относится к определенным группам плательщиков.

     К первой группе относятся налоговые льготы, создающие условия для увеличения капитальных вложений

     Прибыль предприятий, направленная на финансирование капитальных вложений производственного  и непроизводственного назначения, а также на погашение банковских кредитов, полученных и использованных на эти цели, освобождается от налогообложения. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленного взноса на последнюю отчетную дату. При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенных по счету "Капитальные вложения". Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств".

     Прибыль для целей налогообложения уменьшается  на сумму отчислений в резервные  и другие аналогичные фонды до достижения размеров этих фондов, установленных  учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. При этом сумма  отчислений в указанные фонды  не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли предприятия. Такие фонды  создают возможность предприятию  для расширения объема производства.

     Дивиденды, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае из инвестирования внутри предприятия на реконструкцию, расширение производства и другие исходные цели не подлежат обложению налогом на прибыль. Большое экономическое  значение имеет налоговая льгота, предоставляемая предприятиям на проведение и организацию НИОКР, а также  в Российский фонд фундаментальных  исследований, Российский фонд технологического развития, но не более чем в общей  сложности 10% от налогооблагаемой прибыли, и добровольные взносы в Фонд поддержки  предпринимательства и развития конкуренции. Государственные предприятия  имеют право исключать из налогооблагаемой прибыли суммы, направляемые на погашение  государственного целевого кредита, полученного  для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его погашения.

     Вторая  группа налоговых льгот включает освобожденную часть прибыли, которая затрачивается на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, детских дошкольных учреждений и детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, коммунально-бытовой сферы и жилого фонда. Из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы:на содержание находящихся на балансе предприятий объектов социально-культурного назначения, жилого фонда, а также на аналогичные цели при долевом участии предприятий в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами;взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям и учреждениям, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям, организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, но не более 3% облагаемое налогом прибыли, а госучреждениям культуры, искусства, кинематографии - не более 5% облагаемой налогом прибыли;отчислений государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

Информация о работе Льготы по налогу на прибыль