Классические концепции налогов и налогообложения, направления их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть Классические концепции налогов и налогообложения, направление их развития.
Для достижения цели поставлены задачи:
Изучить предпосылки формирования и основные черты классических концепций налогов;
Ознакомиться с системой и методами функционирования классических концепций налогообложения;
Определить пути развития классических концепций налогов и налогообложения.

Оглавление

Введение 3
1. Предпосылки формирования и основные черты классических концепций налогов 5
2. Система и методы функционирования классических концепций налогообложения 18
3. Пути развития классических концепций налогов и налогообложения 22
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Василов Марат Курсовая. Классические концепции налогов. 75%.docx

— 145.96 Кб (Скачать)

Развитие налогообложения  в России

Исторический опыт в сфере  налогообложения не теряет своей  актуальности и в современных  условиях. Так, вполне сравнима бюджетная  реформа России 1862 г. с преобразованиями в финансовой системе России в начале 1990-х гг. по схожести задач, обусловленных переходом к капитализму.

С практической точки зрения исследование исторических рубежей  развития налогов в Российском государстве  необходимо для выведения закономерностей  развития фискальных отношений, что  в дальнейшем дает возможность выработать концепции налогового реформирования.

Российская система налогообложения  на протяжении всего времени ее существования  практически всегда развивалась  и претерпевала те или иные изменения  вместе с изменениями в ее политическом устройстве и историческими событиями.

В отечественной истории  развития налогов исследователи  налоговеды выделяют четыре крупных  периода:

I — ранний период (конец  IX — вторая половина XVII в.);

II — дореволюционный период (вторая половина XVII в. —1917 г.);

III — советский период (1917—1991 гг.);

IV — период развития  рыночных отношений (1991 г. — настоящее время).

Рассмотрим основные исторические рубежи развития налогообложения в  России, основываясь на исследованиях  А.В. Брызгалина, В.М. Пушкаревой, Д.Г. Черника  и других налоговедов.

Ранний период. Исторические факты свидетельствуют, что финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. — в период объединения древнерусских племен и земель [6, с. 9]. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер — в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и ремесленными изделиями. Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служили: дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве; «плуг», или «орало», или «количество пашни» и др.[6, с. 9].

Косвенное налогообложение  существовало в форме торговых и  судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки и др.

В XII—XIII вв. получает распространение  натуральный оброк — один из видов феодальной ренты, который после реформы 1861 г. был заменен выкупными платежами. Натуральный оброк возникал везде, где крепостному крестьянину вменялась обязанность выполнять определенные работы или предоставлять личное имущество в распоряжение властей, и именовался натуральной повинностью.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная  дань являлась формой регулярной эксплуатации русских земель.

Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань» — взимался с каждой души мужского пола и со скота); торговые и таможенные сборы («мыт»,»тамга»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

В качестве главного прямого  налога был введен подушный налог  с черносошных крестьян и посадских  людей, а также восстанавливается  оброк. Затем последовали новые  налоги: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек-укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т.д. [10].

Ведущее место в налоговой  системе продолжали занимать акцизы и таможенные пошлины, т.е. косвенные  налоги. В качестве неналоговых доходов  возникают государственные регалии (право государства на получение  определенных доходов).

Особое место в налоговой  системе Древней и Средневековой  Руси занимал такой вид налога, как церковная десятина, взимаемая в размере десятой части доходов князя и уплачиваемая в пользу церкви.

В царствование Ивана III закладываются  первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится  и введение первой налоговой декларации — «сошного письма». Площадь земельных угодий переводилась в условные податные единицы — «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов1.

Большую часть всех прямых налогов собирали приказы — центральные  органы управления России конца XV —  начала XVI в.

Даже после политического  объединения русских земель, финансовая система России в XV—XVII вв. оставалась чрезвычайно сложной и запутаной. Каждый приказ (ведомство) российского  государства отвечал за взимание какого-либо одного налогового платежа.

В царствование Алексея Михайловича (1629—1676) система налогообложения  России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган — Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также за исполнением доходной части российского бюджета [3, с. 111].

В связи с постоянными  войнами, которые Россия вела в XVII в., налоговое бремя было непосильным.

1 Название этого вида  налогообложения произошло от  слова «соха» — единица обложения в Московском государстве. Соха как финансовая единица использовалась для взимания подати в городе и означала величину капитала, облагаемого налогом по определенной ставке. В различные периоды истории на отдельных его территориях значение понятия «соха» неоднократно менялось и могло означать: количество труда, определенный размер обрабатываемой земли, самостоятельные хозяйственные единицы (кузницы, лавки).

Введение новых прямых и косвенных налогов, а также  повышение в 1646 г. акциза на соль в 4 раза привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Для того чтобы ликвидировать  промахи в финансовой и налоговой  политике государства, настоятельно требовалось  подвести теоретическую базу деятельности государства на фискальном поле.

Таким образом, в период становления  русского централизованного государства (XV—XVII вв.) широкое распространение  получила подать, взимаемая в виде посошного обложения (прямой налог) и поступавшая в казну Великого московского князя.

Но система посошного обложения была весьма несовершенной (нечеткость в распределении категорий налогоплательщиков, злоупотребления при составлении писцовых книг и др.). Поэтому единицей для исчисления прямого обложения в тот период стал двор (1646 г.).

В период царствования Федора Алексеевича (1676—1682) произошла окончательная  замена посошного обложения подворным, которое расширяло количество плательщиков податей и в основном было направлено на обложение ремесленников и купечества. Благодаря учетной деятельности созданного в этот период Счетного приказа стал известен объем бюджета 1680 г. (он был с профицитом 7%). Прямые налоги обеспечивали 44% его доходов, косвенные — 53%, чрезвычайные сборы и прочие доходы — 2,7%.

Дореволюционный период охватывает развитие налоговой системы Российской империи со времен правления Петра I до Октябрьской революции 1917 г. Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер хозяйственной жизни, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672—1725).

Эпоха реформ Петра I (1689—1725) характеризовалась постоянной нехваткой  финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов  и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые  и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог (подать), которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы) [13, с. 13]. Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности — прибыльщика, обязанного «сидеть и чинить государю прибыль», т.е. изобретать новые источники доходов государственной казны, — количество налогов регулярно увеличивалось.

Так, были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, горная подать, драгунские деньги, корабельные деньги, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных поступлений также взимался соответствующий налог.

Если говорить о становлении  российской налоговой системы, то необходимо отметить, что в России допетровского  времени сформировался азиатский  тип государства и к европейским  нормам ведения хозяйства, торговли, формирования доходов государственной казны Россия выходит только начиная с реформ Петра I. Именно поэтому петровский период преобразований структуры источников формирования государственной казны имеет важное значение для исследования основ становления российской налоговой системы.

В эпоху правления Екатерины I размеры подушной подати были снижены, введена система рассрочек по уплате штрафов.

В это же время была отменена государственная монополия на табак, что компенсировалось установлением  пошлин — акцизов (по 1 копейке с фунта табака).

Правление императрицы Анны Иоанновны отмечено новыми налоговыми реформами: обязанность по сбору  подушной подати была передана армии, рекрутская повинность заменена денежной повинностью, изменена система взимания горнойподати, расширена сфера косвенного налогообложения.

В период правления Екатерины II система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в  1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок.

Заслугой Екатерины II можно  считать ослабление налогового бремени  на крестьян и перенос его части  на купечество. Екатерина II внесла кардинальные изменения также в налогообложение  купечества: отменила все частные  промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них— процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого» [13, с. 19].

Характерной чертой российской налоговой системы XVIII в. являлось преобладание косвенных налогов по сравнению  с прямыми налогами. Косвенные  налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы  приносили питейные налоги [13, с. 19].

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения  государственных сборов использовалось слово «подать».

Термин «налог» в отечественной экономической литературе употребил впервые в 1765 г. известный русский историк А. Поленов (1738—1816) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» в России стал основным при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства [10, с. 14–15].

Александр I, внук Екатерины II продолжил преобразовательную деятельность и в дополнение к екатерининской реформе местного самоуправления осуществил реформу учреждений центральной  власти.

В 1810 г. Государственным Советом Российской империи была утверждена программа финансовых преобразований государства — знаменитый «план финансов», создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М.М. Сперанский (1772—839). Данный план предусматривал ряд неотложных действий по упорядочению государственных доходов и расходов. По этому плану временно повышаются практически в 2 раза подушный оклад и оброчная подать, купечеству устанавливается прогрессия на гильдейский сбор (от 2,5% объявленного капитала —для купцов третьей гильдии до 4% —для купцов первой гильдии), увеличиваются таможенные пошлины [13, с. 22].

Отдельные принципы налогообложения  и идеи организации государственных  расходов и доходов, изложенные в  этой программе, не потеряли актуальности до сих пор.

Начало XIX в. характеризуется  развитием российской финансовой науки. Именно в этот период в России появляются первые трактаты по финансовой науке.

В 1818 г. в России появился первый значительный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов», автором которого выступил выдающийся русский экономист Н.И. Тургенев (1789—1871). Данное издание и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения и истории российского податного дела. В 1841 г. вышла монография «Теория финансов» коллектива авторов, возглавляемого профессором И.Я. Горловым.

В период правления Николая I (1796—855) кардинальных нововведений в  практику налогообложения не было, хотя исторические факты свидетельствуют  о некоторых изменениях в налоговой  и таможенно-тарифной политике.

Александр II, вступивший на престол в 1855 г., вошел в историю как царь —освободитель крестьян от крепостной зависимости. Крестьянская реформа 1861 г. повлекла за собой преобразование налоговой системы.

Во второй половине XIX в. большое  значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений.

Полная отмена подушной подати началась в 1882 г. Вторым по значению налогом стал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей.

Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д. [13, с. 23].

Во второй половине XIX в. развивается  система регионального и местного налогообложения. Земские повинности взимались в денежной и натуральной формах.

 

 2. Система и методы функционирования классических концепций налогообложения

 

Как известно, центральным  звеном в кейнсианской модели является «эффективный спрос» как средство реализации продукции и стимулирования инвестиций и производства. Поэтому бюджетная  политика, налоги — инструменты  влияния на склонность к потреблению. Прогрессивная шкала налогообложения  рассматривается в качестве стимулятора  риска капитальных вложений и  обеспечения сбалансированности экономики  с помощью бюджета.

Налоги являются регулирующим средством уровня сбережений. При  наличии больших сбережений в  условиях неполной занятости они  рассматриваются в качестве пассивного источника доходов, не используемого  в производстве. В связи с этим излишние сбережения следует изымать  с помощью налогов. Изъятие части  доходов, получаемых от сбережений, путем  налогообложения открывает возможность  государству финансировать за счет этих средств инвестиции и государственные  расходы. В рамках экономического цикла  налоги выполняют роль встроенных стабилизаторов: в фазе подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые  сборы; а при спаде налоги уменьшаются  быстрее, чем сокращаются доходы.

Информация о работе Классические концепции налогов и налогообложения, направления их развития