Классические концепции налогов и налогообложения, направления их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть Классические концепции налогов и налогообложения, направление их развития.
Для достижения цели поставлены задачи:
Изучить предпосылки формирования и основные черты классических концепций налогов;
Ознакомиться с системой и методами функционирования классических концепций налогообложения;
Определить пути развития классических концепций налогов и налогообложения.

Оглавление

Введение 3
1. Предпосылки формирования и основные черты классических концепций налогов 5
2. Система и методы функционирования классических концепций налогообложения 18
3. Пути развития классических концепций налогов и налогообложения 22
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Василов Марат Курсовая. Классические концепции налогов. 75%.docx

— 145.96 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Казанский (Приволжский) федеральный  университет»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Теория и история налогообложения»

На тему: «Классические концепции налогов и налогообложения, направления их развития»

 

 

 

 

 

Автор курсовой:

Василов М. Р.

Группа:

429

Научный руководитель:

Акчурина И. Р.


 

 

 

 

 

 

Казань 2012

Содержание

 

 

Введение 3

1. Предпосылки  формирования и основные черты  классических концепций налогов 5

2. Система  и методы функционирования классических  концепций налогообложения 18

3. Пути развития  классических концепций налогов  и налогообложения 22

Заключение 31

Список использованной литературы 34

Приложения 37

 

Введение

 

Налоговая система любого современного демократического государства, экономика которого основана на рыночных принципах, ориентирована на финансирование потребностей общественного сектора, которые рыночные механизмы самостоятельно удовлетворить не способны. Кроме  того, необходимы средства на содержание государственного аппарата управления, обеспечение внешней обороноспособности страны и внутренней безопасности, преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, строительство инфраструктурных и социальных объектов совместного  пользования.

Налоги выступают важным инструментом экономической политики государства, которая может преследовать разные цели [24, с.140]:

  • максимизацию налогообложения по принципу «взять все, что можно»;
  • установление разумного уровня налогообложения для стимулирования развития предпринимательства;
  • обеспечение социальной защиты населения при относительно высоком уровне налогообложения.

В действующем налоговом  законодательстве РФ [1] под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого выступает одним из условий совершения в отношении его плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Актуальность темы обусловлена  тем, что система налогообложения в Росси еще окончательно не сформировалась. Слабость обоснования и недостаточная четкость в изложении принципиальных позиций системы налогообложения продолжает оставаться причиной необоснованной критики налогов и требований введения различных льгот. До сих пор на всех уровнях господствует, несомненно, преувеличенное мнение о возможностях налогов, желание возложить на них не свойственные им функции. А ведь согласно теории общественных благ, часть экономических агентов склонны получать доступ к общественным благам, не принимая участия в их оплате. Данный эффект широко известен как «проблема безбилетника». Решить эту сложную задачу ученые пытаются с начала ХХ в. Очевидно, необходимо с помощью различных механизмов финансирования производства общественных благ минимизировать долю не желающих платить за них. Однако в отечественной экономике складывается принципиально иная ситуация. Российские рыночные агенты не заинтересованы в осуществлении налоговых выплат не столько потому, что хотят получить бесплатный доступ к общественным благам, сколько вследствие того, что не получают тех, которые добросовестно оплачивают. Между тем, очень важно правильно определить область применения налоговых механизмов.

Цель работы – рассмотреть  Классические  концепции налогов и налогообложения, направление их развития.

Для достижения цели поставлены задачи:

Изучить предпосылки формирования и основные черты классических концепций  налогов;

Ознакомиться с системой и методами функционирования классических концепций налогообложения;

Определить пути развития классических концепций налогов  и налогообложения.

Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три  главы, и заключения. Работа сопровождается рисунками и таблицами.

  
1. Предпосылки формирования и основные черты классических концепций налогов

 

Налоги появились на очень  ранних стадиях развития человеческого  общества, когда предпосылки к  возникновению первых цивилизаций  только начали формироваться. Исторические факты свидетельствуют, что уже  в XIII—XII вв. до н.э. в Вавилоне был  введен подушный налог. Примерно к этому  времени относятся первые известия о поголовном налоге в Персии и  Китае. Во времена первых династий фараонов в Египте взимался земельный налог  [6, с. 59] .

Т.Ф. Юткина совершенно справедливо  отмечает, что с формированием  первых государственных образований  налоговые формы из разрозненных и случайных постепенно трансформируются в системообразующие элементы, адекватные потребностям той или иной власти. Государство порождает не налоги как таковые, а системное образование  — налоговую систему. От характера  государства зависит, насколько  полно будет реализовано общественное предназначение налогов в конкретной налоговой системе. Становясь на позиции изначального предопределения  налогов возникновением государства  и его финансовыми потребностями, мы тем самым оправдываем любые  действия государственной власти при  формировании налоговой системы  и установлении величины совокупного  налогового изъятия[25, c.23].

В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов  в государственные бюджеты. Как  часть распределительных отношений  общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических  формаций, изменения функций и  роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий: при  феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения; с расширением функций  феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в  формировании государственной казны. Прудон писал: «..В сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве...»[28, c.27].

Схематично основные направления  эволюции теории налогов представлены на рис. 1.1.

Рис.1.1. Основные теоретические  представления о сущности налогов.

 

Относительно периодизации в развитии налогообложения в  экономической литературе представлены различные точки зрения. В каждом случае речь идет о периодизации налогообложения, основанной на истории (исторической хронологии) преимущественного использования  тех или иных видов налогов, применения той или иной формы налогообложения. В качестве примера приведем одну из наиболее часто встречаемых классификаций  в экономической литературе:

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Возникновение налогов относят  к периоду становления первых государственных образований, когда  появляется товарное производство, формируется  государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в  содержании государства и его  институтов и было обусловлено возникновение  налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей преимущественно  в натуральной форме. Подданные  несли повинности личного характера (барщина, участие в военных походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.

Налог не являлся первой формой аккумулирования денежных средств  в бюджет. Введение налогов предполагало более высокий уровень развития экономики государства.

Обязательные платежи  Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном  понимании.

Это были скорее квазиналоги  наряду с другими источниками  государственных доходов [10, с. 36].

В историческом ракурсе существовали следующие виды поступлений в казну: дань с побежденных народов, контрибуции, пошлины с вывоза и ввоза товара, домены, регалии. Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимали  денежную форму, приобретая статус основного  источника фиска.

До XVII в. развитые системы  налогообложения отсутствовали. Но к концу XVII в. налоги стали основным источником доходной части бюджета  многих государств.

Следует отметить, что почти  до XIX в. налоги носили временный, нерегулярный характер и только в XX в. они превратились в регулярный основной источник доходов  бюджета государства.

Так, во Франции парламент  стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 г., после Великой французской революции.

Второй период (конец XVII — начало XIX вв.) развития налогообложения связан с появлением первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что для плательщика налоги есть показатель свободы, а не рабства.

Третий период развития налогообложения (начало XIX — середина XX в.) характеризуется как этап совершенствования налоговых систем. Данный период отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

В этот период отмечается прогресс финансовой науки. Наряду с развитием  финансовой науки происходит становление  научно-теоретических воззрений  на природу, проблемы и методики налогообложения. Впоследствии эти научные воззрения  были реализованы на практике. Так, после Первой мировой войны впервые  были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен  фундамент современной налоговой  системы.

Современный, четвертый период развития налогообложения (середина XX в. — по настоящее время) характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем и разработкой рекомендаций по преобразованию бюджетной и налоговой систем, которые были использованы в концепциях налоговых реформ и их реализации.

Дальнейшие реформы налоговых  систем определяются важнейшими историческими  событиями XX в. В связи с этим можно  выделить следующие этапы реформ налоговой системы западноевропейских стран [9, с. 82].

В конце 1940-х гг., после Второй мировой войны, экономика ведущих западноевропейских стран оказалась в тяжелом состоянии. Сложнейшая ситуация в экономике привела сначала к необходимости проведения денежных реформ, а затем и к последовательному осуществлению реформирования налоговых систем. Данные реформы были направлены на увеличение налоговых поступлений в бюджет, необходимых для скорейшего переоснащения производства и повышения роли налогов в перераспределении национального дохода.

В период 1950—70-х гг. налоги в рыночной экономике стали рассматриваться не только с позиции общественных и фискальных интересов, но и как инструмент регулирования рыночных отношений.

Основными направлениями  экономического развития того периода, на которые государства активно  влияли с помощью налогового механизма, являлись:

— развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно-технической  деятельности;

— преодоление циклических  спадов и стимулирование роста производства;

— стимулирование деловой  активности (создание благоприятных  условий частному предпринимательству  и крупным корпорациям);

— поддержка национального  сельскохозяйственного производителя;

— регулирование внешнеэкономических  и внешнеторговых отношений, повышение  конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

— создание в обществе благоприятного социального климата.

В 1980-е гг. в большинстве развитых индустриальных стран были проведены налоговые реформы. Основными причинами налоговых преобразований в этот период стали сложившаяся бюджетная ситуация, связанная с возросшим дефицитом бюджетов, инфляция, либерализация политики государственного регулирования экономики, а также необходимость снижения налогового бремени и унификация налоговых систем.

Целями этих налоговых  реформ являлись повышение эффективности  функционирования налоговой системы, ее упрощение, увеличение налоговых  поступлений, создание оптимальных  условий для деятельности предприятий.

Особенность налоговых реформ 1980-х гг. заключалась в том, что  они проводились постепенно, как  правило, в несколько этапов (имел место эволюционный характер преобразований в области налогообложения), например в Японии — после почти 15-летней теоретической подготовки. Налоговая  реформа была проведена только в  1988 г [9, с. 26].

Таким образом, страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые  реформы, направленные на совершенствование  систем прямых и косвенных налогов  и стимулирование деловой активности.

Если говорить о России, то начало 1990-х гг. — период возрождения  и формирования налоговой системы  Российской Федерации. Налоги заменили существовавшую систему планового  распределения прибыли предприятий, и государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством  налогообложения.

Следует отметить, что до настоящего времени человечество не придумало идеальной налоговой  системы. Во всех странах ведутся  теоретические поиски научного обоснования  налоговой политики и практические изыскания в отношении эффективной  и справедливой методики налогообложения.

Информация о работе Классические концепции налогов и налогообложения, направления их развития