История развития налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:36, реферат

Краткое описание

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

Оглавление

1 Введение
2 налог экономический общество
3 Возникновение и развитие налогообложения в Древнем мире и древнем Риме
4 Налогообложение в Европе в XVI-XVIII вв.
5 Налогообложение в Европе XIX-XX вв.
6 Краткая история возникновения налогов в Казахстане
7 Заключение
8 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РК.docx

— 37.65 Кб (Скачать)

 

Во Франции парламент  стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 г. после Великой французской революции.

Интересно отметить, что  многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…»

Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775-1783 гг.) была во многом обусловлена принятием  английским парламентом закона о  гербовом сборе (1763), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т. к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т. д.

Начало непосредственных военных действий восставших историки относят к эпизоду так называемого  «Бостонского чаепития» (1773), когда  английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного  ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции  и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие  в Бостонский порт английские корабли  и выбросила в море большую  партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием  государственного налогообложения  начинает формироваться научная  теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства.

 

3. Налогообложение в  Европе XIX-XX вв.

Период развития налогообложения  в XIX в. отличается уменьшением количества налогов и большим значением  права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием  финансовой науки происходит становление  научно-теоретических воззрений  на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим  вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Данный этап в развитии был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией производства - укрупнением хозяйственных единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы налогообложения в течение достаточно длительного периода. Государство сменило приоритеты в обложении налогов. Главным объектом налогообложения стал оборот - переход ценностей от одного субъекта другому. Получили развитие налоги на оборот. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал - в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов. С этим этапом интерес к системам налогообложения гаснет. Налоговые системы в разных государствах становятся все более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно ограничена, с одной стороны, процедурами принятия решений, а с другой стороны - развитостью экономической теории в части налогообложения.

Венцом финансовой науки  начала XX в. явились налоговые реформы, проведенные после I Мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Наибольшее распространение  получили налоги на вновь создаваемую  хозяйствующим субъектом стоимость, в первую очередь налог на добавленную  стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. Это сочетание отличается от налога на добавленную стоимость в основном тем, что в первом случае облегчается  амортизацией. Наряду с налогами на создаваемую стоимость распространились целевые налоги- налоги, сбор которых предназначен для производства конкретных общественных благ, таких как социальное страхование, государственное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, строительство дорог, гарантирование мелких вкладов и т. п. Дифференциация налогов производится по четким критериям, которые связаны с результатами деятельности субъектов, а не с их неизменными качествами. В рамках этого принципа выделяют два подхода к налогообложению:

- принцип получаемых  выгод - различие в налогах  определяется различием в получаемой  полезности;

- принцип платежеспособности - различие в налогах определяется  различием в способности их  выплачивать, этот подход был  и остается ведущим, в силу  технических и технологических сложностей применения первого.

Вне зависимости от подхода  к налогообложению должен выполняться критерий справедливости. Равенство по горизонтали: равенство выплат для всех, кто находится в одинаковом положении с точки зрения выбранного подхода.

Получили развитие аудиторские, консультационные, инвестиционные компании, предоставляющие широкий спектр услуг собственникам капитала. Теория и практика общественного сектора  обогатили общество новыми формами  государственных, полугосударственных  и частных институтов, предоставляющих  общественные блага на понятной возмездной основе. Прежде всего, это государственные  и негосударственные пенсионные фонды, развитие прозрачных благотворительных  организаций и т. п.

 

Краткая история налогов Казахстана

В связи с неразвитостью  товарно-денежных отношений налоги взима­лись в натуральной форме. Например, в Казахстане до середины XIX века эквивалентом - заменителем денег был скот (преимущественно овцы, ло­шади), в переводе на стоимость которых оценивались другие товары.

Общинники-скотоводы кочевали на землях, принадлежащих феодалам и обязаны были платить им земельную  ренту - 20-ю часть скота в ското­водческих районах - зекет и 10-ю часть урожая в земледельческих районах - ушур. Кроме того, они делали так называемые «добровольные» подношения своему феодалу скотом - согым (наиболее упитанным, предназначенным для осеннего забоя) и мясом (сыбага). Большая часть зекета и ушура шла в пользу ханов. Они брали также судебную пошлину (ханлык) - 1/10 сумму судебного иска, пошлины с проходивших через кочевья караванов. Во время войн источником доходов феодалов была еще и военная добыча - ясырь.

Формой обогащения феодалов был сауын - «родовая помощь» - отдача ими своего скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться мо­локом и шерстью, но обязаны были потом возвращать скот с приплодом.

Кокандское ханство взимало с казахов-земледельцев харадж - 2/3 уро­жая.

В 1834г. была введена раскладочная система налогообложения - от име­ни хана указывалась предполагаемая сумма, которую должны казахские лица распределяли по своему усмотрению между плательщиками, а вла­дельцы феодально-родовой верхушки от уплаты были освобождены.

В 1841г. зекет взимался только в денежной форме (по принципу раскла­дочной системы) - серебром, а согым - деньгами или скотом (по желанию). Позже зекет взимался от количества скота, а согым - от числа кибиток. Раскладочная система не учитывала изменение во времени числа скота и кибиток (что быстро менялось) и не была уравнительной.

После отмены в 1855-56гт. специальными Манифестами недоимок са­модержавие ввело «окладочную подать», хотя в её основе лежала та же ханская раскладка.

Были и другие повинности: «кибиточная подать» - за проживание за пределами орды - на внутренних землях;

 «билетный сбор» - при найме в работники к линейным жителям;

акциз - за перепуск скота  за линию на казачьи земли и  др.

После установления Советской  власти, с 1917 года, финансовое обеспе­чение потребностей государства осуществлялось, в основном, путем кон­трибуций с имущих слоев населения, что, однако, не обеспечивало регуляр­ного поступления средств. Поэтому, начиная с 1918 года вводится высоко­прогрессивное подоходно-поимущественное налогообложение: подоходный налог, промысловый налог, налог на прирост прибылей торгово-промыш­ленных предприятий, налог с недвижимых имуществ, единовременный на­лог, акцизы на табак, спирт и некоторые другие товары. С 1919 года была введена продовольственная разверстка «зерновых хлебов и фуража» в свя­зи с резким обесценением денег в условиях военной интервенции. Прак­тически произошла натурализация экономических отношений (заработной платы, социальных выплат, налогов). Характерными для периода военной интервенции и гражданской войны (период «военного коммунизма») были натуральный и единовременные чрезвычайные революционные налоги. В 1918 году вводится продовольственный налог - «продналог».

С переходом, начиная с 1921 года к новой экономической политике - «нэп» возрождаются денежные формы  налогов: косвенные - акцизы и прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, с 1923 года для крестьянства введен единый сельскохозяйственный налог (объединивший продовольственный, трудгужевой, подворно-денежный, общегражданский налоги), который частично еще взимался в натуральной форме.

Финансовые реформы 1930-1932 годов унифицировали множествен­ность налоговых платежей в два основных платежа: для государственных предприятий - налог с оборота (объединены акцизы и промысловый налог) и отчисления от прибылей (концентрировавших накопления социалистиче­ских предприятий и хозяйственных организаций), для кооперации - налог с оборота и подоходный налог. Население в городах уплачивало подоходный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды культурно-бытового и жи­лищного строительства, сельское население - сельскохозяйственный налог с колхозов и населения, культжилсбор, единовременный налог с единолич­ных крестьянских хозяйств.

С началом Великой Отечественной  войны был введен для граждан  во­енный налог, надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам. В 1941 году введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1942 года установлены пять местных налогов и сборов: налог со строе­ний, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с вла­дельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.

Вплоть до конца 90-х годов  основными налоговыми источниками  оста­вались поступления от социалистического  хозяйства - до 92% всех доходов государственного бюджета: налог с оборота - до 30% доходов, отчисления от прибыли (в форме платы  за производственные фонды, фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка  прибыли) - до 29% поступлений в бюджет; кооперативно-колхозные предприятия  и предприятия обществен­ных организаций вносили в бюджет подоходный налог. К другим доходам бюджета относились: доходы от внешней торговли (монополия государства), лесной доход, плата за воду, отчисления предприятий добывающей промыш­ленности на погашение затрат по геологоразведочным работам и некоторые другие. Поступления от населения включали: подоходный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельхозналог, земельный налог (для сельских жителей), налог с владельцев строений, налог с инди­видуальных владельцев транспортных средств. Однако, налоги с населения занимали только 8% от всех поступлений в государственный бюджет.

С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.

С обретением независимости  в Казахстане начала создаваться  собствен­ная налоговая система.

Закон «О налоговой системе  в Республике Казахстан» от 24 декабря 1991г. практически являлся скопированным  вариантом налогового законо­дательства РФ, в результате чего в Казахстане сформировалась 3-х звен-ная налоговая система федеративного государства. Наличие множества платежей, расчетной базой которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему неэффективной и неуправляемой.

С 1992 по 1995 гт. (июнь) в Республике Казахстан функционировало 43 вида налогов и сборов:

16  - общегосударственных;

10 - общеобязательных местных налогов и сборов;

17  - местных налогов  и сборов.

Согласно Указу Президента Республики Казахстан «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» от 24 апреля 1995 г. количество налогом -11, а с учетом изменении  и дополнении с 1999г. по 2001г. их количество увеличилась до 18. В 1999г. был введен социальный налог по ставке 26% от объекта обложения (с 1.07.01г. ставка снижена до 21%, а с 2004 г. - действует регрессивные ставки - от 20% до 7%) вместо страховых взносов в размере 30% от ФОТ юридических лиц (в Пенсионный фонд - 23,5%; в Фонд обязательного медицинского страхования - 3%; Фонд социального страхования - 1,5%; в Государственный фонд занятости населения - 2%). Если в 1998 г. доля внебюджетных фондов в государственном бюджете составляла 18,4%, то доля социального налога в 1999 г. - 17,9%.

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен вместе налога с оборота  и налога с продаж с 1992 г. при ставке 28%, для предприятий общественно­го питания - 13%, по продуктам первой необходимости (в основном - пита­ния) - 10%. Ряд товаров и услуг освобождался от налогообложения: услуги по предупреждению и ликвидацию стихийных бедствий, услуги учрежде­ния культуры, искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительские мероприятия, продукция обществ инвалидов, строитель­ство жилья, товары детского ассортимента. С 1.01.03 ставки установлены в 20% и 16,67% (по товарам, услугам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим НДС). С 2002г. ставка НДС -16%, с 2004-15%.

Налог на прибыль введен с 1991 г. взамен платежей и отчислений от прибыли (плата за фонды, отчисления свободного остатка прибыли). Его  ставки устанавливались от 10 до 70%:

 

для предприятий, объединений и организаций - 25%;

для коммерческих банков и страховых организаций - 45%;

для потребительских кооперативов и коммунального хозяйства - 20%;

для общественных организаций, их предприятий, религиозных органи­заций и их предприятий -35%;

для производственных кооперативов - не больше 35% (установленные местными советами народных депутатов);

для сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельхозпродукции - 10% (мясной, молочной, хлебопекарной);

для остальных предприятий АПК - 25%;

для предприятий бытового обслуживания - 15%;

для фондовых и сырьевых бирж, брокерских контор и фирм, предпри­ятий посреднической и коммерческой деятельности - 55%;

доходы по дивидендам и  процентам от акций, облигаций, ценных бумаг

- 15%;

казино, видео салоны, прокат видео- и аудио кассет, игровых  автоматов, от массовых концертно-зрелищных мероприятий - 70%.

Эта система не обеспечивает равенства всех форм собственности  и ви­дов деятельности, имелось много льгот, что усложняло контроль. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1.01.1994 г. «О нало­гообложении прибыли и доходов предприятий» объектом налогообложения устанавливалась балансовая прибыль - сумма всех доходов, уменьшенная на сумму всех расходов. Ставка налога - 30%, а прибыль от банковской и страховой деятельности - 45%, доходы от дивидендов и процентов - 15%.

С 1995 г. введена основная ставка 30% для юридических лиц и дифференцированные ставки для отдельных категорий плательщиков и видов доходов (от 10 до 20%).

В 2001 году принят новый закон  «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (введен с начала 2002 г.), в котором дополнены и  из­менены положения и нормы налогообложения в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями в стране.

 

Заключение:

Информация о работе История развития налогов