История развития налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:36, реферат

Краткое описание

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

Оглавление

1 Введение
2 налог экономический общество
3 Возникновение и развитие налогообложения в Древнем мире и древнем Риме
4 Налогообложение в Европе в XVI-XVIII вв.
5 Налогообложение в Европе XIX-XX вв.
6 Краткая история возникновения налогов в Казахстане
7 Заключение
8 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РК.docx

— 37.65 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки  РК

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО, ФИНАНСОВОГО И

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

Реферат

На  тему: «История развития налогов»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Иманбердиев Данияр 318 гр.

                                           Проверила: Жатканбаева А.Е

 

 

«Алматы»

2013

План:

1 Введение

2 налог экономический общество

3 Возникновение и развитие налогообложения в Древнем мире и древнем Риме

4 Налогообложение в Европе в XVI-XVIII вв.

5 Налогообложение в Европе XIX-XX вв.

6 Краткая история возникновения налогов в Казахстане

7 Заключение 

8 Список использованной  литературы

 

 

Введение

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма  доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов  различных эпох. Ш. Монтескье (1698— 1755) с полным основанием полагал, что  ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той  части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

На самых ранних ступенях вместе с возникновением государства  начальной формой налогообложения  стали приношения, что позволяло  концентрировать и расходовать  средства на содержание наемных армий, строительство трубопроводов, дорог  и другие общественные цели. Старейшим  источником государственных доходов  являлись домены, или государственные  имущества, существовавшие в форме  собственности короля.

 

Многие стороны современного налогообложения зародились и возникли в Древнем Риме. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, проведена оценка налогового потенциала с целью более справедливого  распределения налогов. Государственные  чиновники были наделены правом уменьшать налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Главным источником доходов служил поземельный налог. Облагалась налогом и другая собственность. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота и особый налог при торговле рабами. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства.

В борьбе с сословиями новой  государственной власти возник новый  источник доходов — регалии, доходы казны, которые она брала в  свое исключительное пользование, изъяв  их из частного оборота, из сферы деятельности населения. В XVII веке насчитывалось  до 400 различных регалий. Регалиями  объявлялось то, что никому не принадлежало: найденные вещи и клады, выброшенные  морем и не спасенные при кораблекрушении  предметы. Отсюда вытекали крупнейшие регалии: горная, соляная, рыбной ловли, лесная, речная, морская и т. д., т. е. на недра земли, леса, моря, реки, крупнейшие озера, никому не принадлежащие

налог экономический 

Налоги как основной источник образования государственных  финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного  продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент  экономической культуры свойственен  всем государственным системам как  рыночного, так и нерыночного  типа хозяйствования. В связи с  этим о налогообложении можно  говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

История налогов насчитывает  тысячелетия. Они выступили необходимым  звеном экономических отношений  с момента возникновения государства  и разделения общества на классы, когда  нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников".

 

1.Возникновение и развитие  налогообложения в Древнем мире и древнем Риме

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Возникновение налогов  относят к периоду становления  первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат -- чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих  преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного  характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно  исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Обязательные платежи  древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном  понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

 

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

Первоначально все государство  состояло из города Рима и прилегающей  к нему местности. В мирное время  граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и  государством были минимальны; избранные  магистраты исполняли свои обязанности  безвозмездно, порой вкладывая собственные  средства, т.к. это было почетно. Главную  статью расходов составляло строительство  общественных зданий, а эти расходы  обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное  время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем  имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

В IV-III вв. до н.э. Римское  государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые  города-колонии. Происходили изменения  и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и  повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило  каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима взимались постоянно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой  системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским  легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация  часто сохраняла местную систему  налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.

Длительное время в  рим. провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.

Необходимость реорганизации  финансового хозяйства Римского государства, в том числе и  налоговая реформа , были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты).

Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)

На ранних этапах развития Римского государства налоговые  механизмы использовались исключительно  для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в  соответствии со своим достатком  на основании заявления о своем  имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV--III вв. до н.э. развитие налоговой  системы привело к возникновению  как общегосударственных, так и  местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

 

Развитие государственных  институтов Рима объективно привело  к проведению императором Августом Октавианом (63 годадо н.э. -- 14 годан.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота -- 1%, налог с оборота при торговле рабами -- 4% и др.

Уже в Римской империи  налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.

Общее же количество налоговых  платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые  системы в основном повторяли  в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что  многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых  сборов сохранились до наших дней.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных  условиях очень напоминает видоизмененное формирование фонда социального  развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги как сбор на золотой  венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати. Интересно отметить, что известный афоризм «Деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9-79 г.г.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос -- зачем ты берешь налог за это.

Многие хозяйственные  традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги : на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи.

 

2. Налогообложение в Европе в XVI-XVIII вв.

В Европе XVI-XVIII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи  имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

Однако развитие европейской  государственности объективно требовало  замены «случайных» налогов и  института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает  второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим  источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических  процессов в европейских странах  нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 г. в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия  не должны взиматься в королевстве  нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Данный принцип  был повторен и в 1648 г., а в 1689 г. «Билль о правах» окончательно закрепил за представительными органами власти утверждение всех государственных  расходов и доходов.

Информация о работе История развития налогов