Исторические аспекты возникновения НДС, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Однако, несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Причем на повестке дня остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев, проявивших себя не эффективно.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Исторические аспекты возникновения НДС, его сущность и значение....6
2. Плательщики, объекты, ставки, их характеристика……………………...11
3. Порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет. Счета-фактуры по НДС…………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………..21

Файлы: 1 файл

контрольная НДС - копия.docx

— 52.16 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Плательщики, объекты,  ставки, их характеристика.

 

В данном параграфе перечисляются  субъекты, являющиеся плательщиками  налога на добавленную стоимость (НДС). Этот перечень исчерпывающий. В него входят организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации согласно Таможенному кодексу Российской Федерации.

Организации - юридические  лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст.11 части первой НК РФ).

Индивидуальными предпринимателями  являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (ст.11 НК РФ). Что касается лиц, признаваемых плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, то согласно п.2 ст.11 ТК РФ НДС относится к числу таможенных платежей, а в соответствии со ст.118 ТК РФ "Плательщики таможенных платежей" таможенные платежи вправе уплатить любое заинтересованное лицо, если иное не предусмотрено ТК РФ. Обычно таможенные платежи уплачивает непосредственно декларант либо иное лицо в соответствии с действующим таможенным законодательством.

В статье 145 закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от исчисления и уплаты НДС. Получение права на эту льготу зависит от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с которого налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки от реализации товаров (работ услуг) без учета НДС и налога с продаж не должна превышать 1 млн.руб.

Объект налогообложения - один из существенных элементов налогообложения, без определения которого налог не может быть установлен (п.1 ст.17 части первой НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.38 части первой НК РФ объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. При введении в России НДС была установлена единая ставка налога, равная 28%. Величина этой ставки была рассчитана исходя из необходимости поддержания бюджетных доходов на уровне, обеспечиваемом в предыдущем 1991 г. налогом с оборота и налогом с продаж, взамен которых и был введен НДС.

Единая ставка НДС, установленная  в России в момент введения этого налога, существовала недолго: уже в 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. В дальнейшем также происходили изменения уровня ставок с одновременным пересмотром перечня товаров, облагаемых по минимальной ставке.

На момент введения НДС в России его ставка была заметно выше, чем  в других странах. Так, в Австрии  данный налог взимался по ставке 20%, в Бельгии — 19, в Дании — 22, во Франции — 18,6, в ФРГ — 14, в Норвегии — 20, в Швеции — 23,5, в Великобритании — 15%.

В конце 1993 г. были установлены ставки НДС, действующие до настоящего времени: на продовольствие и детские товары по утвержденному Правительством РФ перечню — 10%, на остальные товары, работы, услуги — 20%. Среднеевропейский уровень этого налога составляет 14—20%, однако процентные ставки НДС, как правило, дифференцированы по видам продукции.

Например, в Италии действуют четыре ставки: нормальная — 19%, две пониженные — 4 и 9% на товары широкого потребления (продовольствие, вода, газ, электроэнергия для бытовых нужд, медикаменты и т. п.) и повышенная — 38% на предметы роскоши.

Аналогичная картина наблюдается  в других странах. Во Франции, например, в 1988 г. действовали четыре ставки НДС: предельная ставка на предметы роскоши, табак, алкоголь — 33,33%; сокращенная ставка на товары культурно-образовательного назначения — 7%; минимальная ставка на товары и услуги первой необходимости, включая продукты питания (кроме шоколада, медикаментов, жилья, транспорта), — 5,5%.

В настоящее время в России ставки НДС составляют 0, 10 и 18%:

- 0% — по товарам (кроме природного газа, который экспортируется на территорию государств СНГ), вывезенным в таможенном режиме экспорта, а также помещенным под режим свободной таможенной зоны, а также по работам (услугам), непосредственно связанным с производством и реализацией указанных товаров и иным подобным работам (услугам), а также по работам (услугам) по переработке товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории);

- по работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита;

- по услугам по перевозке пассажиров и багажа за пределы РФ при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

- по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) в космическом пространстве, а также по комплексу подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленному и неразрывно связанному с выполнением работ (оказанием услуг) в космосе;

- по драгоценным металлам налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, Госфонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам;

- по припасам, вывезенным из РФ в таможенном режиме перемещения припасов. Припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река — море) плавания;

По операциям реализации товаров, облагаемых по ставке 0%, в налоговые  органы плательщиком представляется отдельная  декларация. 10% — по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечням, содержащимся в ст. 164 НК РФ. 18% — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Ставке 10%, которую принято называть общей, соответствует так называемая расчетная ставка 9,09%, а общей  ставке 18% — расчетная ставка 15,25%.

В силу ст. 454 ГК РФ продавец и покупатель самостоятельно определяют цену реализуемой  вещи. Однако налоговое законодательство исходит из того, что согласованная сторонами цена подлежит увеличению на сумму НДС. 
Следовательно, если в договоре при указании цены продукции стороны не сделали оговорку о включении НДС, то согласованная ими цена должна быть увеличена на сумму НДС. Иными словами, косвенный налог — это нечто отдельное от цены, что-то вроде особой добавки к цене товара. Продавец, формируя цену, включает в нее НДС по ставке 18 или 10%, а в окончательной цене НДС составляет соответственно 15,25 или 9,09%.

Следует отметить, что расчетная  ставка не есть какая-либо самостоятельная (третья) ставка налога. Расчетная ставка является производной от основной и отличается от последней не величиной, а методом расчета.

  1. Порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет. Счета-фактуры по НДС

 

В соответствии с п.1 ст.154 НК РФ при  реализации налогоплательщиками товаров  налоговая база определяется как  стоимость этих товаров, исчисленная  исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров  и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС  и налога с продаж. Согласно п.1 ст.166 НК РФ сумма НДС исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Федеральным законом от 28.12.2001 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что с 1 января 2002 г. операции по реализации лекарственных средств облагаются НДС по ставке 10%. Таким образом, при реализации в 2002 г. лекарственных средств, приобретенных до 1 января 2002 г., общая сумма НДС исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров и 10%-ной налоговой ставки.

    В соответствии с п.2 ст.171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, облагаемых НДС, принимаются к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Учитывая изложенное, а также на основании п.1 ст.173 НК РФ при реализации указанных лекарственных средств сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как общая сумма налога, уменьшенная на суммы НДС, уплаченные поставщикам тары, услуг по транспортировке, аренды помещений, по тепло- и энергоснабжению и других товаров (работ, услуг), приобретение которых связано с реализацией этих лекарственных средств.

Поскольку счет-фактура является основным документом, дающим не только право на уплату НДС, но и право на его возмещение, поэтому следует более внимательно  подойти с вопросом правильности его оформления. Документами, регулирующими применение счетов-фактур, являются: часть вторая НК РФ (ст. ст. 168 - 169) и Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 451).

Счета-фактуры обязаны составлять налогоплательщики:

- по операциям,  подлежащим налогооблажению; по суммам полученной предварительной оплаты; по операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ; освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. 
Указанные в п. п. 3 и 4 (выше) налогоплательщики в счетах-фактурах делают надпись "Без налога (НДС)". На сумму предварительной оплаты счета-фактуры не составляются.

Лица, не составляющие счета-фактуры:

- лица, не являющиеся плательщиками НДС.

- организации розничной торговли и общественного питания, а также другие организации, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению при реализации товаров за наличный расчет, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (бланк строгой отчетности).

- налогоплательщики по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), освобождаемым от налогообложения. 
-  страховые организации по операциям, освобождаемым от налогообложения.

Согласно  п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается  руководителем и главным бухгалтером  организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации. Таким образом, приказом (доверенностью) по организации может быть утвержден перечень лиц, которым предоставлено право на подписание счетов-фактур.

При выставлении  счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной  регистрации этого индивидуального  предпринимателя.

Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом по организации или соответствующей доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя. Это положение введено Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и должно применяться с момента утверждения Минфином России порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде, а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, - форматов такого счета-фактуры.

По общему правилу счета-фактуры составляются в рублях РФ. Вместе с тем, согласно п. 7 ст. 169 НК РФ, в случае если по условиям сделки обязательство выражено в  иностранной валюте, то суммы, указываемые  в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Реквизиты счетов-фактур, составляемых при реализации: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров, наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания), количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых единиц измерения (при возможности их указания), цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога, стоимость товаров (работ, услуг), сумма акциза по подакцизным товарам, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога, страна происхождения товара, номер таможенной декларации.

Реквизиты счетов-фактур, составляемых при получении  предварительной оплаты: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя. По данной строке указывается полное или сокращенное наименование продавца (покупателя), их юридический адрес в соответствии с учредительными документами, номер платежно-расчетного документа, наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав, наименование валюты, сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.   В случае незаконного выставления счетов-фактур они могут являться основанием для взыскания НДС с лиц, которые их выставили.

Информация о работе Исторические аспекты возникновения НДС, его сущность и значение