Исторические аспекты возникновения НДС, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Однако, несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Причем на повестке дня остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев, проявивших себя не эффективно.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Исторические аспекты возникновения НДС, его сущность и значение....6
2. Плательщики, объекты, ставки, их характеристика……………………...11
3. Порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет. Счета-фактуры по НДС…………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………..21

Файлы: 1 файл

контрольная НДС - копия.docx

— 52.16 Кб (Скачать)

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Исторические аспекты возникновения НДС, его сущность и значение....6

2. Плательщики, объекты,  ставки, их характеристика……………………...11

3. Порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет. Счета-фактуры по НДС…………………………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………...19

Список  использованной литературы…………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налог на добавленную стоимость  играет ведущую роль в косвенном налогообложении и поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1995 - 1998 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

Однако, несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Причем на повестке дня остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев, проявивших себя не эффективно.

Российское законодательство по НДС  характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и  разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка  исчисления и уплаты налога.

Налог на добавленную стоимость  широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 - 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики.

НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщика. Во-первых, от него труднее уклониться. Во-вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В-третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

Но, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.

В России НДС взимается с 1992 г. на основе Закона «О налоге на добавленную  стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1. Для  России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Он принадлежит к числу федеральных  налогов. Последнее означает, что  НДС взимается на всей территории страны и устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом процесс взимания НДС в нашей  стране обладает целым комплексом особенностей, отражающих реалии российской экономики, финансов, процедуры бухгалтерского учета, уровень готовности к новому налогу финансовых кадров и налогоплательщиков, а также целый ряд проблем, связанных с современным процессом формирования российского рынка.

В этих условиях доскональное изучение обобщенной концепции НДС, успешно  применяемой и в других странах  мира (естественно с учетом соответствующих  особенностей данной национальной экономики) имеет большое значение. Так как  только осознание философских и  логических постулатов концепции этого  налога дает возможность отделить детали, особенности и нюансы, неизбежные при применении НДС в любой  стране, в силу ее уникальности, от сущностной основы, без которой налог на добавленную  стоимость перестает быть таковыми, превращается в очередную модификацию налога с оборота.

Опыт введения НДС в России выявил все положительные свойства этого  налога на потребление. С помощью  этого налога удается более успешно  решать чисто фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные  с созданием более эффективной  системы сбора налогов. Вместе с  тем, целый ряд насущных проблем  еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования  российского законодательства об НДС. Среди них - реализация принципа нейтральности; более последовательное осуществление  принципа равенства и обеспечения  прогрессивного характера НДС; повышение  его роли в стимулировании роста  производства, внутренних и иностранных  инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исторические аспекты возникновения НДС, его сущность и значение

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) - налог, которым облагается вклад предприятия в рыночную ценность производимого ею товара или услуги. Вследствие такого способа обложения суммарный налог на каждое потребляемое благо или услугу собирается на всех стадиях производства. В этом смысле НДС является не столько особым видом налога, сколько способом сбора налоговых платежей. В зависимости от того, как трактуется амортизация (износ основного капитала), НДС оказывается эквивалентным пропорциональному подоходному налогу, налогу на потребление, или на конечный продукт, или на валовую добавленную стоимость. Более того, в своей разновидности налога на потребление НДС, если он существует достаточно долгое время, приближается к пропорциональному налогу на заработную плату. Эти утверждения об эквивалентности справедливы, только если НДС применяется в чистой форме. Однако соображения, имеющие политический характер или связанные с налоговым администрированием, делают наиболее вероятным отклонение от чистых форм налога. В той степени, в какой это имеет место, НДС становится особой разновидностью налога. Этот факт приобретает особое значение в случае введения НДС региональными правительствами в рамках конфедерации.

Налог на добавленную стоимость взимается на всей территории, где формируется государственный бюджет и является обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

В законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

НДС охватывает все стадии производства и продажи  продукции, включая стадию розничной торговли, но это не совсем обязательно.

Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли - это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта - наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.

Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента  акта продажи (НДС добавляется к  продажной цене товара, но указывается  отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке  товаров. Разница между этими  налогами выплачивается государству.

Смысл компенсации  НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и  других факторов производства. Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам. Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель.

В отличие  от прочих видов налога с оборота  НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.

Основной  функцией НДС является - фискальная или распределительная, т. е. реализуется главное назначение данного налога - формирование финансовых ресурсов государства. В среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется. При этом для НДС характерен ряд свойств:

- фискальное (пополнение государственной казны);

- регулирующее (осуществляемое через налоговый механизм);

- стимулирующее (осуществляемое через систему льгот и предпочтений).

 

На сегодняшний  день налогообложение Российской Федерации находится в стадии  становления, поскольку ранее оно фактически отсутствовало. Раньше система косвенного налогообложения была направлена на пополнение бюджета и перекачки средств из фонда потребления в фонд производственного накопления посредством введенного в 1930 г. налога с оборота. Он представлял собой комплексный налог, объединяющий и заменяющий собой целый ряд косвенных и прямых налогов, приняв форму надбавки с оптовой цены и взимаемой с населения при продаже товаров и услуг в сети розничной торговли. И это стало мощным и весьма эффективным инструментом, и мог существовать только в рамках этой системы. С переходом нашей страны на путь рыночных отношений возникла потребность в новой системе косвенного налогообложения. И эта потребность реализовалась в принятии новых налогов, в настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так ив составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарообмен на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Часто НДС  называют “европейским” налогом, отдавая  должное его роли в

становлении и развитии европейского интеграционного процесса. Идея формирования доходной части бюджета за счёт налога на добавленную стоимость возникла ещё в начале ХХ века.

Первое  предложение о введении в Германии налога под названием “Veredelte Umsatzsteuer” (облагороженный налог с оборота) внёс в 1919г. Вильгельм фон Сименс. Начало практическому внедрению НДС положило описание французским финансистом  М. Лоре схема действия налога. Во Франции он был фактически введен с 1968 г. В российскую практику хозяйствования НДС был введён Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 как составная часть цены с целью урегулирования спроса и предложения на товарном рынке. Оценка роли и песта НДС неоднозначна: практики полагали, что налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критиковали этот налог за излишнюю фискальность, неотработанная налоговая база и чрезмерно высокие ставки. НДС, считали они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления НДС. Трактовка базы обложения НДС содержащийся в Законе РСФСР № 1992-1 совершенно не совпадает с методическими положениями относительно этой базы, которыми руководствуется практика.

Актуальность  решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей

налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений  между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров, работ и услуг подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения. Вступившая в силу с 1 января 2001г. глава 21 “Налог на добавленную стоимость” части второй Налогового кодекса РФ, даже с учётом  внесённых изменений и дополнений Федеральным законом от 29.12.2000г.№166-ФЗ, не устранила по ряду существенных вопросов функционирования налога на добавленную стоимость серьезных проблем, не позволяющих однозначно и твердо руководствоваться налоговым законодательством.  В этом смысле нельзя говорить о Налоговом кодексе РФ как о законодательном акте прямого действия, дающим ответы на все вопросы, возникающие в практике определения налогооблагаемой базы, исчисления и уплаты НДС в бюджет. Но также просчеты законодателей, стремление налоговых органов пролоббировать свои интересы и незначительный срок практики применения данного налога вызвали отдельные спорные моменты. От решения этих споров значительно зависит справедливость   и экономическая обоснованность данного налога.

Информация о работе Исторические аспекты возникновения НДС, его сущность и значение