Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право"

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ответы УРГЮА.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

Ненормативные правовые акты часто называют также  актами применения права или индивидуальными  правовыми актами. В известном смысле в качестве ненормативных правовых актов можно понимать действия органов местного самоуправления, должностных лиц. Если, конечно, на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников муниципальных правовых отношений.

Система муниципальных правовых актов. Правовую основу МСУ, наряду с другими источниками, составляют уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Законодатель установил, что в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав МО;

2) правовые акты, принятые  на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа МО;

3) правовые акты главы МО, главы местной администрации, иных ОМСУ и должностных лиц МСУ, предусмотренные уставом МО.

По вопросам местного значения населением МО непосредственно и (или) ОМСУ и должностными лицами МСУ принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ ФЗ и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими ФЗ и (или) законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые ОМСУ, подлежат обязательному исполнению на всей территории МО. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица ОМСУ несут ответственность в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ. Следует подчеркнуть, что муниципальные правовые акты общеобязательны только на территории соответствующих МО. Государство санкционировало принятие на местном уровне только регулятивных актов. Муниципальные образования, их органы не вправе принимать охранительные акты, т.е. предусматривающие меры принуждения (ответственности). При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и иным НПА РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным НПА субъектов РФ.

Следует обратить внимание, что устав МО и оформленные в виде НПА решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории МО. В связи с этим иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу МО и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой МО, иными выборными ОМСУ, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом МО. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются НПА ОМСУ или должностного лица МСУ, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном  уставом МО, за исключением НПА представительных ОМСУ о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом МО и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено ФЗ.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами, должностными лицами МСУ, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. В части, регулирующей осуществление ОМСУ отдельных государственных полномочий, муниципальные правовые акты, как представляется, могут приостанавливаться, отменяться уполномоченными органами государственной власти РФ.

 

9. Европейская  Хартия МСУ как источник муниципального  права.

Для отечественного МСУ основополагающим международным актом является Европейская хартия МСУ. Существует точка зрения, согласно которой Хартия по юридической силе выше Конституции РФ, однако с этим вряд ли можно согласиться.

Совет Европы, признавая  роль местных сообществ в развитии демократии, создал в 1957 г. Постоянную конференцию местных и региональных властей европейских стран (с июня 1994 г. - Конгресс местных и региональных властей Европы). Конференция в 1968 г. выступила с предложением принять в целях защиты и усиления самостоятельности местных властей Декларацию принципов МСУ. Инициативу поддержала парламентская Ассамблея Совета Европы, и такая Декларация была принята. Постоянная конференция вынесла на рассмотрение Комитета министров Совета Европы подготовленный на основе Декларации проект Европейской хартии местного самоуправления. В окончательном виде Хартия была принята Комитетом министров в июне 1985 г. в форме конвенции и открыта к подписанию 15 октября того же года. В этот день Хартию подписали Австрия, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Португалия, Испания. В последующем к ним присоединились другие европейские страны. 28 февраля 1998 г. министр иностранных дел РФ подписал от имени РФ Европейскую хартию МСУ. 11 апреля 1998 г. Президент РФ подписал ФЗ о ратификации Хартии.

Европейская хартия МСУ содержит принципиальные положения об организации МСУ. Ряд из них странами, ратифицировавшими Хартию, обязательно должны вводиться во внутреннее законодательство. Среди названных положений:

признание и, по возможности, закрепление в конституции  государства принципа МСУ (ст. 2);

определение МСУ как права и реальной способности ОМСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Данное право реализуется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы;

допущение изменения  границ территорий, в которых осуществляется МСУ, только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом (ст. 5);

увязывание  административного контроля за деятельностью ОМСУ, как правило, целями обеспечения законности и конституционных принципов. Административный контроль может включать контроль целесообразности, но в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления (п. 2 ст. 8);

закрепление права ОМСУ при осуществлении своих полномочий в рамках закона сотрудничать и вступать в ассоциацию с другими ОМСУ для осуществления задач, представляющих общий интерес (п. 1 ст. 10);

закрепление права ОМСУ на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов МСУ (ст. 11).

 

10. Акты Конституционного Суда РФ  как источник муниципального  права. Правовые позиции Конституционного  Суда РФ по вопросам МСУ.

Важный источник муниципального права - правовые позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно обращался к проблематике МСУ.

Постановления

1. /Не соответствует статьям  12 и 131 (часть 1) Конституции РФ  закрепление в уставе субъекта  РФ предписания об избрании  иных, за исключением выборных, органов  местного самоуправления, поскольку решение вопроса об их создании федеральное законодательство оставляет на усмотрение самих местных сообществ/.

/Законодательный орган субъекта  РФ/ вправе в пределах принадлежащих  ему полномочий посредством закона  наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (Постановление Конституционного Суда от 1 февраля 1996 года N 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области; пункт 11 мотивировочной части).

2. /Действие оспариваемых положений  ФЗ"Об общих принципах организации  МСУ в РФ" о сроках выборов  органов местного самоуправления/ рассчитано только на переходный  период становления системы местного  самоуправления. Они призваны упорядочить  процесс ее формирования и не допустить затягивания создания выборных органов местного самоуправления...

3. ...Не могут быть созданы  органы представительной и исполнительной  государственной власти /территориальных  единиц, не имеющих согласно конституции  (уставу) субъекта РФ статуса административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в его состав, - район в городе, город районного подчинения и др./. На этом уровне публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти...

Определение уровня, на котором создаются  муниципальные образования, - с тем  чтобы это способствовало, насколько  возможно, приближению органов местного самоуправления к населению и  позволяло решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, и вместе с тем не препятствовало решению вопросов, которые выходят за эти рамки и как таковые по своему существу относятся к полномочиям органов государственной власти, - может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов РФ...

11.Устав муниципального образования:  признаки и значение.

Устав МО– основной НПА учредительного характера, регламентирующий жизнь МО и обладающий высшей юридической силой на его территории.

Основным НПА  МО является его устав. Устав регулирует отношения, которые касаются всех сфер жизни МСУ.

Содержание  устава. Уставом МО должны определяться:

1) наименование  МО;

2) перечень вопросов  местного значения;

3) формы, порядок  и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура  и порядок формирования ОМСУ;

5) наименования  и полномочия выборных и иных ОМСУ, должностных лиц МСУ;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий  представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных ОМСУ, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности  ОМСУ и должностных лиц местного МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных ОМСУ и выборных должностных лиц МСУ;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного  бюджета, а также порядок контроля  за его исполнением;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В то же время  законодательство устанавливает, что  уставом МО регулируются и иные вопросы организации МСУ в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ. Главное и единственное требование к уставам - их соответствие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Характерной особенностью уставов является также и то, что  они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется  правовой статус МО (предметы ведения, права, обязанности ОМСУ и т.д.).

Должностными  лицами ОМСУ являются выборные либо работающие по контракту (трудовому договору) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в ОМСУ и не относящиеся к категории государственных служащих. Для всестороннего обеспечения деятельности главы города, городского Совета депутатов и администрации города (организационного, документационного, юридического, материально-технического, финансового и др.) создаются аппарат городского Совета депутатов и аппарат администрации города.

Принятие, изменение, государственная регистрация  устава. Устав МО характеризуется особым порядком принятия, внесения в него изменений или дополнений.

Устав МО принимается представительным органом МО, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Закон от 28 августа 1995 г. наделил МО правом самостоятельно решать вопрос о том, как принимать устав: представительным органом, на референдуме, сходе. Очевидно, что правовые возможности населения по непосредственному принятию устава резко сокращены.

Проект устава МО, проект акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня их рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным ОМСУ порядка учета предложений по ним, а также порядка участия граждан в их обсуждении.

Устав МО, акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО.

Устав МО, акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном ФЗ.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава МО, акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть:

1) противоречие  устава Конституции РФ, ФЗ, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ;

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"