Управление миграционными процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 17:27, доклад

Краткое описание

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначила важнейшим направлением государственной политики «управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов», которое включает в себя как создание условий для повышения миграционной привлекательности нашей страны, так и противодействие нелегальной миграции, что способствует реализации стратегического курса Правительства Российской Федерации в части стабилизации общей численности населения и содействия становлению инновационной социально ориентированной экономики

Файлы: 1 файл

Концепция долгосрочного социально.docx

— 18.05 Кб (Скачать)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначила важнейшим направлением государственной политики «управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов», которое включает в себя как создание условий для повышения миграционной привлекательности нашей страны, так и противодействие нелегальной миграции, что способствует реализации стратегического курса Правительства Российской Федерации в части стабилизации общей численности населения и содействия становлению инновационной социально ориентированной экономики. Основными целями миграционной политики выступают: 1 а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации; б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации; в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей. Миграционная политика является важной частью социальной политики и способствует достижению таких общественных целей, как развитие рыночных отношений, обеспечение демографическими ресурсами рынка труда, соблюдение прав и свобод человека. Однако миграционная политика в России обладает достаточно серьезными проблемами. На данный момент миграционные процессы носят стихийный характер. Это обуславливает возрастание диспропорции региональных рынков труда, увеличение социальной напряженности, формирование условий для распространения среди населения нашей страны идей национальной нетерпимости. Сегодня миграционная привлекательность России по сравнению с другими странами невысока и распространяется в основном на граждан государств постсоветского пространства. При этом в 2013 году большинство мигрантов приезжали из стран СНГ: Узбекистан, Украина, Казахстан, Таджикистан, Армения и др. Как правило, для мигрантов, прибывающих на территорию нашей страны из государств - участников Содружества Независимых Государств, характерен более низкий уровень образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. Мигрантами все чаще становятся сельские жители, социально незащищенные слои населения. В России механизмы привлечения (отбора) иностранных граждан с востребованными в стране профессионально-квалификационными, демографическими образовательными характеристиками находятся в начальной стадии формирования. Миграционное законодательство не в полной мере учитывает текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития, интересы работодателей и российского общества в целом. В основном оно направлено на привлечение временных иностранных работников и не включает меры, стимулирующие переезд на постоянное место жительство, а также адаптацию и интеграцию мигрантов. Наличие большого числа незаконных мигрантов свидетельствует о несовершенстве функционирующей системы управления миграционными процессами в настоящее время. В соответствии с докладом департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, в 2013 году Россия занимала второе место в мире после США по числу мигрантов. Согласно утверждениям экспертов организации, количество приезжих в России составляете 11 млн  (против 45,8 млн в США). Из них, по данным ФМС, законно трудятся лишь 1,5млн, а разрешение на временное проживание или вид на жительство имеют только 720 тыс. человек.3 Негативные последствия неконтролируемой миграции сегодня – это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.4 Недостаточное внимание в нашей стране уделяется учебной (образовательной) иммиграции в Россию. Необходимо привлекать молодежь из различных стран и занимать активную позицию в этом направлении. Пока Россия находится на восьмом месте в мире по численности иностранных студентов – около 80 тыс. человек. 5 Данная позиция России является очень низкой в сравнении с численностью населения и потенциалом системы образования. Образовательная миграция - одна из самых желательных для страны, так как вызывает положительные социальные последствия: пополняет численность трудоспособного населения и высококвалифицированных специалистов на рынке труда, стимулирует культурный обмен и развитие национальной системы образования. Тем не менее, при всей значимости данного явления, эффекты учебной миграции в настоящее время остаются недооцененными на разных уровнях. В настоящее время в России нет четкой государственной политики в сфере продвижения российских образовательных услуг на зарубежных рынках, отсутствует эффективная миграционная политика в сфере привлечения образовательных мигрантов. Существующая практика по привлечению учебных мигрантов в Россию не увязана с геополитической стратегией, миграционной политикой, вопросами занятости и демографической политикой страны. К сожалению, учебная миграция пока не рассматривается как стратегический ресурс России. Резервы российской системы образования не исчерпаны, тем более что вузы нуждаются в средствах и абитуриентах. Многие вузы самостоятельно пытаются выходить на правительства зарубежных стран с предложениями обучать иностранных студентов в России. Однако, в условиях усиления конкуренции в мире, в этом вопросе требуется государственная политика продвижения за границей российской системы образования и русского языка, которая учитывала бы позитивный опыт зарубежных стран. Неблагоприятные тенденции наблюдаются и во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. На фоне огромного числа международных мигрантов в России внутренняя миграционная подвижность российского населения остается очень низкой. Данные переписи населения свидетельствуют о том, что 97% жителей России живут в месте рождения,. т.е. никогда не перемещались в пределах своей страны. Во внутренних миграциях участвовали только 2 млн человек, или 1-2% населения.6 Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации. В Центральном округе относительно высокий уровень естественной убыли населения, самое старое население, и сокращение трудоспособного населения идет наиболее интенсивно. Именно ЦФО соперничает с Дальним Востоком за трудовые ресурсы. Таким образом, в нашей стране сформировались два миграционных «полюса»: Центральный округ, «стягивающий» население, и Дальний Восток, отдающий население. Согласно данным, большинство населения переезжает в Центральный федеральный округ. Под воздействием иммиграции и в условиях оттока российских граждан многие регионы и города России постепенно меняют этнический, социальный состав своего населения. Это чревато социокультурными рисками для страны. Ключевой проблемой для России становится эмиграция. Эмиграционный потенциал среди ученых и высококвалифицированных специалистов в России остается очень высоким. По примерным оценкам, 200-250 тыс. российских программистов хотят эмигрировать из России. Около 10% российских ученых ищут рабочее место за границей, 40% работают с зарубежными организациями и фондами, 20% ориентируются на временную трудовую эмиграцию за рубеж. Проблема высококвалифицированной миграции приобретает глобальный характер. Российская наука теряет не только отдельных ученых и высококвалифицированных специалистов, но и целые научные школы, исследовательские коллективы и перспективные направления в математике, физике и генетике и др.

 

–Рассмотрим опыт регулирования миграционных потоков и развития миграционной политики в зарубежных странах. В Великобритании существуют определенные механизмы дифференцированного привлечения и отбора иностранных граждан. Так, в 2008 г. были приняты Иммиграционные правила, в соответствии с которыми все иностранные граждане, не являющиеся гражданами государств - членов Евросоюза, подразделяются на пять категорий: · высококвалифицированные мигранты, обладающие исключительными знаниями; · квалифицированные работники; · низкоквалифицированные работники, используемые для выполнения временной работы; · студенты; · молодежь. Иностранный гражданин, который изъявил желание работать в Великобритании, в соответствии с одной из пяти категорий должен получить определенное количество баллов для того, чтобы ему был разрешен въезд в Великобританию и было выдано разрешение на работу. Баллы для каждой из категорий иностранных граждан исчисляются исходя из образования, профессии (специальности), опыта работы и других деловых качеств иностранного гражданина - потенциального работника в Великобритании. Например, если иностранный гражданин хочет въехать в Великобританию в качестве высококвалифицированного специалиста, то, если у него есть степень бакалавра, он получает 30 баллов, если степень магистра - 35 баллов, а если степень доктора наук - 50 баллов. Достаточно интересен опыт Швеции в регулировании миграционных процессов. В разработку миграционной политики широко привлекаются бизнес-структуры. На совместных конференциях представители властей и бизнес-сообщества обсуждают план по интеграции иностранных работников на местах. Бизнес в первую очередь заинтересован в получении прибыли от наемного труда, в том числе иностранного, а поэтому и в создании условий, способствующих более быстрой адаптации мигрантов, что будет напрямую отражаться на их эмоциональном состоянии, а следовательно, и на качестве труда. Также в стране издается информационный буклет для мигрантов, который содержит ответы на все основные вопросы, связанные с интеграцией в принимающее общество. Буклет является не просто очередной рекламной брошюрой, а полноценным изданием, которое распространяется в странах, откуда приезжают мигранты, а также доступно в сети. В ближайшие несколько лет особое внимание будет уделяться эффективному рассмотрению прошений о предоставлении убежища. В качестве ответа на последние тенденции по увеличению притока беженцев. Данный вопрос назван одним из приоритетов, в то время как традиционно Швейцария делала упор на привлечение трудовой миграции (в частности, высококвалифицированной). С 1 июля 2012 года вступил в силу новый план по регулированию предоставления убежища. Документы мигрантов из безвизовых европейских стран рассматриваются теперь в течение 48 часов, что сильно ускорило процедуру. При этом депортация нелегальных иммигрантов приобрела более централизованный характер: она была перенесена исключительно в аэропорты Цюриха и Женевы. В целом, согласно статистическим данным, количество мигрантов в стране (тех, кто получил легальный статус) сейчас составляет 1,82 миллиона, т. е. более 23% от общего числа населения. За последний год 26 тысяч человек обратились с просьбой о предоставлении убежища (среди стран лидируют Эритрея, Нигерия, Танзания, Сербия и Афганистан). По сравнению с отчетом за 2011 год, в 2012-м доля выходцев из неевропейских государств выросла на 0,9%, из европейских — на 4,1%. В 2012 года 64% мигрантов прибыло в Швейцарию из стран ЕС (104 350 человек) по линии трудоустройства. В целях сдерживания потоков прибывающих работников в 2012 году действовала квота — не более 5000 краткосрочных разрешений на работу и не более 3500 долгосрочных (для граждан третьих стран). 85% всех прибывших по линии трудоустройства обладали высокой квалификацией.8 Как показывает анализ текущей ситуации и обобщение опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира, фундаментальной основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе. Они должны быть основаны прежде всего на экономических и геополитических интересах России.


Информация о работе Управление миграционными процессами