Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
 изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирского городского поселения»;
 проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время
 определить сущность и значение руководителя в новых условиях;
 разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10
1.1 Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10
1.2 Требования к профессии ………………………………………………….13
1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13
1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17
1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23
1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28
1.2.5. Самопрезентация библиотечного менеджера……………………38
1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41
1.3.1. Личностные характеристики руководителя …………………….41
1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44
1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45
1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение». Опыт исследования. Практические рекомендации……………53
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение»………53
2.2. Результаты дипломного исследования…………………………………55
2.3. Практические рекомендации……………………………………………..67
Заключение……………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………73
Приложения…………………………………………………………………….81

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 492.00 Кб (Скачать)

В связи с постоянно изменяющимися требованиями к библиотечному руководителю и методам работы, можно выделить работы Качановой Е.Ю. (31.32,33,34,35). В ее работах рассматриваются основные понятия инновационной деятельности библиотек, характеризуются этапы инновационных процессов, технология изучения, управления инновационной деятельностью и о роли руководителя в инновационной работе современных библиотек.

Таким образом, анализируя отечественный документально-информационный  поток, по теме «Библиотечный менеджер: требования к профессии и личности», можно сказать следующее: не смотря на созданную достаточно обширную базу данных по вопросам управления современной библиотекой, этот вопрос остается актуальным и требует дальнейшего изучения.

 

 

 

 

 

 

1.2.           Требования к профессии

В условии демократии и рыночных отношений к библиотечным профессиям, как и любым другим, предъявляются определенные требования – библиотечная профессия не может существовать отдельно от окружающего ее мира. Меняется техническое оснащение библиотек, меняются взгляды и понятия, меняются традиционные устои. Поэтому и библиотечная профессия претерпевает изменения – приходят новые специалисты, умеющие обращаться с новой техникой, внедряющие инновационные технологии и методы в свою работу. Меняется парадигма управления коллективом, для таких изменений необходим поиск новых подходов к профессии и управлению. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает теория и практика современного менеджмента.

1.2.1.     Профессия и библиотеки России в XXI веке.

В наше время информация стала основной движущей силой общества, что заставляет вносить значительные изменения в развитие библиотечного дела. Современный библиотекарь должен уметь прогнозировать и уметь эффективно работать в команде, быстро адаптироваться к изменениям, обладать инновационным мышлением.

В XXI веке библиотеки являются не просто местом хранения и пользования документами, но и социальным институтом, не менее важным, чем другие учреждения и в какой-то степени гораздо более важным. В связи с все более усиливающейся интеграцией библиотечного дела с другими науками, сферами информационной деятельности, библиотечная профессия приобретает особую социальную значимость и содержание. От состояния библиотечного дела  зависит уровень развития нации, страны, человечества. Библиотеки организуют хранение и пользование документами и информацией. В условиях возрастающей информатизации общества библиотечная профессия приобретает особую социальную значимость и новое содержание. Современный библиотечный специалист в наше время обладает глубокими знаниями в различных областях гуманитарных, экономических, естественнонаучных дисциплин. А также имеет навыки профессиональной работы с источниками информации, новыми технологиями в библиотечной среде, развитой коммуникативной культурой, стремлением к творческой деятельности.

              Библиотечная деятельность (ее информационные ресурсы и технологии) изменяются, и это не может не отразиться на библиотекаре. Профессия библиотекаря в настоящее время претерпевает изменения. В ней резко усиливается библиографическая составляющая, библиотекарь все более становится информационным брокером. Иными словами в информационном обществе его медитативная функция (посредник между документом и пользователем) видоизменяется, сущность же ее не только полностью сохраняется, но и получает гораздо большие возможности для проявления (8).

              Раньше библиотекари имели дело с документами на бумажных носителях. Сейчас все изменилось – приходится работать с аудио – и видеоматериалами, дискетами, электронными изданиями, Интернетом. Одним словом, научно-технический прогресс не обошел стороной библиотеки и поэтому, современный библиотекарь обязан владеть соответствующими техническими средствами.

Появляются новые библиотечные профессии, такие, как библиотекарь-технолог, администратор баз данных, менеджер информационных систем, маркетолог, социолог, исследователь.

Менеджер информационных ресурсов – новая грань библиотечной профессии. Цель деятельности менеджера информационных ресурсов – организация работы библиотеки или другого информационного учреждения. Основные задачи профессиональной деятельности специалиста – стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и организация основных направлений библиотечно-информационной работы (информационно-библиотечного обслуживания, комплектования и организации фондов, библиографической деятельностью библиотек и др. (8).

Информационные технологии, применяемые сегодня в библиотеках, открывают широкие возможности для деятельности менеджеров. «Областью их профессиональной компетенции как дипломированных специалистов высшей квалификации является теория и практика управления библиотечно-информационной деятельностью» (9). Менеджер должен свободно ориентироваться в печатных и электронных ИР. Для этого необходимо знать особенности ИР федерального уровня, понимать, как формируются ИР отраслей и регионов.

Современный библиотечный менеджер обладает обширными знаниями в различных областях науки, при этом он сочетает эти знания с навыками профессиональной работы с источниками информации, технологией процессов, высокой коммуникативной культурой, творчеством. Во многом успех деятельности библиотеки будет зависеть от того, какими качествами обладает руководитель. Руководитель библиотеки в наше время должен мыслить глобально, уметь решительно действовать, находить рациональные пути выхода из сложившихся ситуаций. Все это не значит, что руководитель не должен развиваться, что у него узкая специфика - руководить коллективом по какому-то определенному шаблону. В его деятельности есть место для творчества, для саморазвития, для самореализации. И современный руководитель не должен пренебрегать этим в угоду своим амбициям. Иначе жизнь все расставит по своим местам. Закоснелый в своем мирке руководитель не будет иметь уважения у своих подчиненных, выпадет из ритма жизни и, соответственно, потеряет у пользователей своего региона престиж и сама библиотека.

Поэтому современный руководитель библиотеки несет большую ответственность перед своими подчиненными и перед читателями - какой будет библиотека в его регионе, и каким будет мнение о библиотечной системе в целом у пользователей. Будет ли профессия «умирающей» или жизнеспособной, зависит от ее представителей, от ученых, от желания общества видеть эту профессию среди других.

              И во многом, какой будет библиотека, как плодотворно она будет работать, зависит от руководителя, от его профессионализма.

 

 

1.2.2.     Управление библиотекой. Функции менеджера. Управление коллективом.

По своему содержанию управленческая деятельность – это деятельность, связанная с организацией, координацией и контролем деятельности других людей. Она подчинена целям общего дела и поэтому управление как способ обеспечения наиболее целесообразной деятельности библиотек  является необходимостью и общей закономерностью библиотечного дела. Любые проблемы не могут быть решаемы без управления. В свою очередь, управление может стать мощной движущей силой библиотечного развития, если в библиотечном деле будут накоплены достаточные научные знания, и они будут применяться на практике.

Мы считаем, что если рассматривать наработки ученых в области управления, то будет неправильным считать отрицание предшествующего опыта работы в библиотечном управлении и внедрение методов только библиотечного менеджмента. Только системный подход к процессам формирования и развития базирующейся на новой информационной технологии (НИТ) библиотечной системы должен стать основой управления библиотечным делом в современном обществе. 

Управление библиотекой – это деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности ее работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.

Новая модель управления позволяет развивать управленческую деятельность по планированию стратегии, определению перспектив развития библиотеки, изучению факторов, влияющих на ее развитие, эффективное управление коллективом. А для решения этих непростых задач нужен руководитель, который сможет их выполнить.

Понятие «менеджер библиотеки», казавшееся поначалу непривычным, стало в последнее время все более часто и с уважением применяться в определении руководителя библиотеки. Так чем же они занимаются?

Анри Фойоль говорит о том, что менеджер – это плановик, организатор, координатор, контролер. Следовательно, можно сказать, что содержание управленческой деятельности менеджера библиотеки  составляет совокупность функций.

Наиболее часто называют такие функции:

                  Планирование – это обозначение целей библиотеки и действий ее сотрудников для достижения этих целей. В процессе планирования оценивается состояние библиотеки, выявляются сильные и слабые стороны; уровень развития библиотеки, учитываются сильные и слабые стороны.

Планирование – это непрерывный процесс, который требует корректировки в течение всего года.

                  Организация – библиотечная деятельность требует порядка и систематизации, впрочем, как и любая другая деятельность. Поэтому следует четко обозначить разделение труда различных отделов и структур библиотеки, создать иерархию уровней управления или структуру. Определить, кто конкретно будет выполнять ту или иную работу (определить делегирование полномочий).  

                  Координация – это объединение всех видов библиотечной деятельности в рамках организационной структуры. Благодаря координации элементам организационных структур (отделам, секторам, группам, сотрудникам) придается необходимый статус, а ресурсы приводятся в соответствие с целями, достижению которых они служат. Координация и организация позволяют менеджеру использовать ресурсы в соответствии с поставленными целями.(51)

                  Мотивация – это создание моральных и материальных стимулов для того, чтобы сотрудники выполняли делегируемые им полномочия в соответствии с поставленными задачами и целями. Определение мотивации значительно расширил современный менеджмент. Мотивация трактуется, как результат сложной совокупности человеческих потребностей (физиологических, социальных, власти, самовыражения, уважения и т.д.), которые постоянно меняются. Руководителю необходимо установить эти потребности и обеспечить их реализацию.

Существуют различные способы мотивации: побудительный (убеждение, внушение, информирование); принудительный (основывается на власти и угрозе неудовлетворения потребностей работников; стимулирование – воздействие на работника с помощью благ-стимулов… (43)

                  Контроль выполняет важную задачу, обеспечивая выполнение поставленных целей. Он направлен на то, чтобы выявить и отреагировать на ошибки при выполнении поставленных целей.

                  Принятие решений – это умственная, творческая черта характера управленческого труда, когда руководитель, анализируя ситуацию, выбирает оптимальное и наиболее приемлемое решение.

                  Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между руководителем и подчиненным. А также созданием каналов обратной связи, связями с общественностью, неформальными связями. Процесс обмена информацией предоставляет средства для выработки и исполнения управленческих решений

Многие полагают, что труд руководителя ненамного отличается от труда других работников, что не является верным. Если работнику какого-нибудь сектора достаточно хорошо изучить свою работу и этого будет достаточно для исполнения своих обязанностей (так как они повторяются изо дня в день), то руководителю не приходится наедятся на постоянство. Управленческий труд весьма переменчив – по периодам, непредсказуемости, продолжительности. Много времени тратится на улаживание конфликтов, проблем, составлению отчетов, разъяснению заданий, контактам с общественностью.

              Выполняя межличностные, информационные, организационные роли, менеджер выступает в разных качествах: официального главы, лидера трудового коллектива, связующего звена межличностных отношений, потребителя и распространителя информации, инициатора и координатора действий. (51)

Управлять коллективом – непростая задача. Библиотечный коллектив является разновидностью социальной группы и характеризуется совместной общественно необходимой деятельностью, разделением функций между членами коллектива, обменом информацией, наличием межличностных отношений профессионального, коммуникативного, личностного характера. Каждый библиотечный коллектив имеет свою структуру, свои специфические признаки формирования, развития.

Поэтому важно максимально рационально исползовать возможности определенного сотрудника в  определенном направлении. Профессионально-квалификационное разделение труда основывается на распределении обязанностей и разграничении ответственности между работниками с учетом занимаемой должности, степень сложности поручаемых работ, необходимой для этого квалификации в целях обеспечения максимально возможного их соответствия. Один из важнейших принципов разделения труда служащих – недопущение их загрузки работами или операциями, которые могут быть выполнены менее квалифицированными работниками.  Для регулирования распределения труда создаются должностные инструкции, в которых четко определяется, какие обязанности должен выполнять данный сотрудник в соответствии со своими профессиональными качествами, умениями, навыками, образованием.

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, предполагающего и самостоятельность, и ответственность и инициативность, а с другой, самоуправление коллектива, для него руководителю необходимо мыслить и действовать творчески, умножая свои интеллектуальные за счет коллективных сил подчиненных (36).

О вопросах управления коллективом говорится в работах Н.В. Збаровской (26), Л.С. Ежовой (21), Э.Р. Сукиасяна (50), И.М. Сусловой (51), А.Н. Ванеева (12) и Н.И.   

Информация о работе Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности