Основные элементы корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 09:28, реферат

Краткое описание

Корпоративное управление - это процесс поиска баланса между интересами акционеров и менеджмента в частности и интересами отдельных групп лиц и компании в целом путем реализации участниками рынка определенной системы этических и процедурных стандартов поведения, принятых в бизнес-сообществе.
Корпоративное управление означает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым разным аспектам функционирования фирмы.

Файлы: 1 файл

Реферат Сафронова.docx

— 25.86 Кб (Скачать)
  1. Основные элементы корпоративного управления

Корпоративное управление - это процесс поиска баланса между интересами акционеров и менеджмента в частности и интересами отдельных групп лиц и компании в целом путем реализации участниками рынка определенной системы этических и процедурных стандартов поведения, принятых в бизнес-сообществе. 

Корпоративное управление означает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым разным аспектам функционирования фирмы.

Степень того, насколько акционеры полагаются на способность совета директоров реализовывать их интересы, зависит от эффективности альтернативных механизмов осуществления контроля над деятельностью компании, которые могут использовать акционеры. Прежде всего, это касается свободной продажи акций на финансовом рынке.

Враждебное поглощение. Акционеры, разочарованные в результатах деятельности своей компании, могут свободно продать свои акции. При массовом характере продаж, курсовая стоимость акций падает, открывается возможность другим компаниям скупить их и, получив, таким образом, большинство голосов на собрании акционеров, заменить прежних управляющих в надежде, что новые смогут полностью реализовать потенциал компании. Угроза поглощения заставляет менеджмент компании действовать в интересах своих акционеров и добиваться максимально высокой курсовой стоимости акций даже при отсутствии эффективного контроля со стороны акционеров.

Конкуренция за доверенности от акционеров.  Принятая в странах с развитым фондовым рывком практика предусматривает, что менеджмент, компании, извещая акционеров о предстоящем общем собрании, предлагает им передать доверенность на право голосовать принадлежащим им числом голосов (одна акция дает акционеру право на один голос).

Банкротство – этот способ контроля за деятельностью корпорации, как правило, используется кредиторами в том случае, если компания оказывается не в состоянии осуществлять платежи по своим долгам и кредиторы не одобряют план по выходу из кризисного состояния, предлагаемый менеджментом компании.

Рассмотренные механизмы управления функционируют на основе и в рамках определенных правил, норм и стандартов, выработанных государственными регулирующими органами, судебными органами, самими деловыми кругами.

Совокупность этих правил, норм и стандартов составляет основу корпоративного управления. К основным элементам корпоративного управления относят:

• нормы и правила статусного права (законы о компаниях, законодательство о ценных бумагах, законы о защите прав акционеров, инвестиционное законодательство, законодательство о несостоятельности, налоговое законодательство, судебная практика и процедуры);

• соглашения о добровольно принятых стандартах корпоративного поведения и внутренние нормы, регулирующие порядок его осуществления  на уровне компаний (требования к ведению корпоративных ценных бумаг, кодексы и рекомендации по корпоративному управлению);

• общепринятую практику и культуру ведения бизнеса.  
Необходимо особо отметить, что в странах с развитым рынком важную роль играют негосударственные институты. Их деятельность формирует и развивает культуру корпоративного управления, которая цементирует общий каркас системы корпоративного управления, созданный правом. Многочисленные объединения по защите прав акционеров, центры и институты,  занимающиеся независимым анализом деятельности менеджеров, подготовкой независимых Директоров, выявляют проблемы корпоративных отношений и в процессе их публичного обсуждения вырабатывают пути их решения, которые затем становятся общепринятой нормой, независимо от того, получают они закрепление в праве или нет.

Институциональная основа корпоративного управления призвана обеспечить реализацию таких принципов корпоративного управления, как прозрачность деятельности компании и системы ее управления, контроль над деятельностью менеджмента со стороны акционеров, соблюдение прав миноритарных акционеров, участие независимых лиц (директоров) в управлении компанией.

Таким образом, развитие акционерной собственности, сопровождавшееся отделением прав собственности от управления ею, поставило проблему контроля со стороны собственников над управляющими, в руках которых находится распоряжение собственностью, как условия максимально эффективного ее использования в интересах собственников. Организационная модель, которая призвана решить эту проблему, защитить интересы инвесторов, согласовать интересы различных заинтересованных групп, полутом название системы корпоративного управления. В зависимости от особенностей развития эта модель принимает в разных странах свои специфические формы; Функционирование этой системы опирается как на законодательные нормы, утвержденные государством, так и на правила, стандарты и образцы» формируемые в результате формальных и неформальных соглашении всех заинтересованных  групп.

 

http://www.std72.ru/dir/ehkonomika_organizacii/korporativnoe_upravlenie_lekcii/tema_1_sushhnost_i_soderzhanie_korporativnogo_upravlenija/191-1-0-3181

 

 

2. В зависимости от того, является ли корпоративная собственность сконцентрированной в руках немногих лиц или распыленной, на практике существуют две модели осуществления корпоративного контроля, то есть, корпоративного управления, характеризующиеся соответствующим набором методов и средств управления.

При концентрированной собственности используются механизмы внутреннего контроля; при распыленной - внешнего.

Механизм внешнего (аутсайдерского) контроля состоит из следующих элементов.

1. Корпоративного законодательства. В России оно представлено Гражданским кодексом, законами «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», нормативными актами ФКЦБ, Минюста и пр.

В странах, где преобладает внешний контроль, интересы владельцев акций, в том числе меньшинства, в более значительной степени защищены законодательно. Здесь ниже процент голосов, необходимый для созыва собрания, предусмотрено кумулятивное голосование, одна акция дает один голос. Действующее законодательство в России защищает интересы миноритарных акционеров в большей степени, чем в других странах.

    1. Контроля со стороны финансового рынка, основанного на угрозе (при неэффективной работе менеджеров) поглощения корпорации или перехода ее в чужие руки, что автоматически приводит к смене управляющей команды (к: этому ведет массовый исход недовольных действиями менеджмента акционеров и соответствующее падение рыночной стоимости акций с их последующей скупкой заинтересованными лицами). Это - практически неограниченный по своим возможностям метод контроля менеджмента со стороны акционеров.
    2. Контроля со стороны заемщиков, основанном на угрозе банкротства при невыполнении долговых обязательств вследствие той же неэффективной работы менеджеров (наиболее жесткий инструмент контроля).
    3. Механизма голосования по доверенности или по почте.
    4. Контроля со стороны независимых директоров, защищающих интересы акционеров и выстраивающих отношения между ними и топ-менеджментом.
    5. Всеобъемлющего информирования топ-менеджерами собственников.
    6. Эффективной системы оценки и вознаграждения управленцев.

Один из стимулов, заставить менеджеров работать - привязать их заработную плату к росту прибыльности компании и рыночной стоимости акций через вручение им определенного типа ценных бумаг номинальной стоимостью от 1\3 до 2\3 суммарной величины вознаграждения.

Чем большая доля акций принадлежит менеджерам (пороговое значение - 30%), тем ниже вероятность агентских конфликтов и труднее осуществлять поглощение.

Эти рычаги направлены на поддержание уверенности у инвесторов, не владеющих контрольным пакетом.

Аутсайдеры реально контролируют компанию, выбирая совет директоров, а через него - подотчетных акционерам менеджеров, могут влиять на решения по важнейшим вопросам ее деятельности.

Однако такая система в целом не стабильна, здесь больше риска.

Недостатки механизмов реализации внешнего контроля:

  • возможность попадания реальной власти в руки менеджеров из-за нежелания и невозможности ее осуществления аутсайдерами;
  • стремление поддержать высокий уровень котировок акций и большая вероятность их сброса владельцами при падении доходности (во многом вследствие отсутствия информации) приводит к ориентации менеджмента на сиюминутные проекты;

-существует большой набор инструментов, действующих против поглощения.

Инсайдерская (внутренняя) модель реализации корпоративного контроля характеризуется следующими основными особенностями:

-акции сосредоточены в руках  относительно небольшого числа  владельцев (высокая концентрация  капитала), тесно сотрудничающих с корпорацией, координирующих свои действия и стремящихся реализовывать единую стратегию;

  • им принадлежат рычаги власти, либо, на основе владения большинством голосующих акций, либо, на основе установления контроля над остальными акционерами (внешний контроль при этом не имеет существенного значения);
  • в управлении могут участвовать заинтересованные лица (миноритарные акционеры, рабочие, служащие, представители властей);
  • применяются дополнительные меры по закреплению руководящих работников на своих постах;
  • преобладает банковское финансирование.

К внутренним инструментам корпоративного контроля относятся.

  1. Ежегодные общие собрания акционерного общества, на которых ведущие акционеры, пользуясь наличием крупного пакета голосующих акций, могут проводить необходимые им решения (в то же время, этот рычаг не является достаточно эффективным, ибо здесь возможны значительные манипуляции голосами).
  2. Постоянный мониторинг и аудит менеджмента, воздействие на него со стороны совета директоров и крупнейших акционеров.

Если число акционеров велико,, они в основном - мелкие, никто из них не хочет брать на себя ответственность за управление корпорацией. При низкой концентрации собственности интересы вообще трудно защищать, и тогда ситуация может выйти из-под контроля.

Мелкие акционеры не могут эффективно осуществлять контроль и мониторинг, ибо это требует значительных затрат, например, на сбор информации, которые относятся к общественным издержкам (результатами пользуются все).

Поэтому данные функции могут выполнять только крупные или консолидированные акционеры. Но и выигрыш от контроля у них выше, чем мелких.

Однако они не владеют 100% акций. Кроме того, крупные акционеры (или их представители) за отказ от контроля могут выторговать у менеджеров выгоды для себя или сам стать менеджерами.

Высокая концентрация собственности может привести к ее монополизации, связанной с изменением, например, в свою пользу на формально законном основании финансовых потоков (частные выгоды контроля).

  1. Привлечение к управлению компанией как можно большего числа лиц, например, представителей трудового коллектива.
  2. Следование кодексам корпоративного поведения, отражающим принципы корпоративного управления.

Таким образом, инсайдерская модель предполагает, что корпорацию контролируют менеджеры; аутсайдерская - независимые члены совета директоров (правления).

Обеим моделям присущи риски, и корпоративное управление призвано их снизить.

Эффективность корпоративного управления как способа осуществления корпоративного контроля обеспечивается следующими факторами.

1. Оптимальной концентрацией собственности (числа акций, и к стоимости) в  руках отдельных субъектов, максимального  числа голосов (компании со значительным  числом акционеров пользуются  и большим доверием у инвесторов, хотя и не обязательно лучше управляются).

    1. Прозрачностью структуры собственности, доступностью информации о собственниках, особенно крупных, о числе акций, принадлежащих директорам и менеджерам, о наличии у них акций других крмпаний.
    2. Соблюдение принципа одна акция - один голос в отношении всех акционеров (у всех должны быть одинаковые права и равный подход к распределению прибыли), предоставлением возможности голосовать по доверенности.
    3. Отсутствием ограничений на обращение акций.
    4. Своевременностью уведомления акционеров о проведении собраний.
    5. Созданием совета директоров и возможностью досрочного прекращения его полномочий, его оптимальным составом (от 5 до 9 членов), ограничением представительства менеджеров (не более половины участников; другую половину должны составлять независимые директора), недопустимостью совмещения должностей председателя совета директоров и правления.
    6. Наличием формализованного свода правил корпоративного управления, отражающих видение компании, систему ценностей, правила стимулирования и вознаграждения менеджеров и пр.
    7. Формированием советами директоров независимых комитетов для аудита, внутреннего контроля, вознаграждения менеджеров и пр.
    8. Соблюдением принципа прозрачности деятельности корпорации, своевременностью раскрытия финансово-хозяйственной и иной, не составляющей тайну коммерческой информации, сведений о миссии, уставе, членах совета директоров.
    9. Использованием международных стандартов бухгалтерской отчетности.
    10. Привлечением независимых аудиторов с хорошей репутацией.
    11. Использованием специальных правил осуществления заинтересованных сделок (например, преимущественного права приобретения акций пропорционально числу уже принадлежащих голосующих акций).
    12. Четким распределением полномочий между различными органами управления корпорацией, соблюдением принципа квалифицированного большинства при принятии особо важных решений.

Информация о работе Основные элементы корпоративного управления