Миссия и цели управления современной организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 05:36, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы является организация, как одно из звеньев экономики и менеджмента.
Предметом данной работы является разработка миссия и цели управления современной организацией.
Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации, определить их свойства;
- рассмотреть разработку миссии компании, привести примеры миссий некоторых крупных компаний.

Оглавление

Введение 3
1 Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства 3
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении 3
1.2 Цели формулирования миссии 3
1.3 Цели организации и их классификация 3
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации 3
1.5 Характеристики целей организации 3
2. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией 3
2.1 Разработка миссии и целей компании 3
2.2 Ошибка при формировании миссии 3
2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 138.75 Кб (Скачать)

- сформулировать основу или  стандарт для распределения ресурсов;

- создать или изменить климат, или культуру организации;

- обеспечить трансформацию целей  организации в рабочую структуру;

- ввести систему формального  планирования в организации.

Поскольку степень детализации  миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где  она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать  четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой  компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:

  1. Общественная. Вклад компании в местное сообщество и решение компанией конкретных общественных проблем.
  2. Клиентская (потребительская). Удовлетворение конкретных запросов конкретных клиентов. Учет потребностей поставщиков и партнеров.
  3. Организационная (административно-территориальная). Удовлетворение запросов конкретной организационной (или административно-территориальной) системы, в структуре которой работает данная организация.
  4. Предпринимательская. Выполнение условий устойчивого развития бизнеса компании, путем удовлетворения потребностей его участников и совладельцев.

Особенно активно подход четырех  стратегических целей используют российские промышленные компании и банки, поскольку  их работа в значительной степени  затрагивает жизнь и финансовую деятельность населения регионов, в  которых эти компании работают, и  сопряжена с нанесением вреда  окружающей среде. Многие российские компании при формулировке миссии с учетом четырех указанных стратегических целей, делают особенный акцент на перечислении сфер своей ответственности, а также  целевых групп, перед которыми эта  ответственность возникает. Таким  образом, с помощью миссии, компании сообщают местному сообществу, какой  конкретно вклад они готовы внести в его развитие и за какие аспекты  своей деятельности они готовы отвечать собственной репутацией и потенциальным  доходом. [23, С.26]

Примерами удачной формулировки каждой из четырех стратегических целей  в миссии компании могут служить  фрагменты миссий ЮКОС, Сибнефть, и  Альфа-Банк.

ЮКОС - общественная цель.

Мы ответственны:

-друг перед другом как сотрудники  Компании за качество работы  и следование нормам и принципам  деятельности Компании;

-перед потребителями за качество  продукции и услуг;

-перед партнерами за выполнение  своих обязательств;

-перед регионами деятельности  за рост их благосостояния  и разумное природопользование;

- перед страной за использование  природных ресурсов в целях  ее процветания;

- перед международным сообществом  за сохранение экологии регионов, в которых Компания ведет свою  деятельность своего персонала.

Альфа-Банк – клиентская цель.

Мы видим своей основной целью  предоставление каждому клиенту  полного комплекса самых современных  банковских продуктов и услуг  при постоянном внедрении новейших достижений в области информационных технологий, совершенствовании бизнес-процессов  и повышении уровня сервиса.

Все клиенты банка - как частные  лица, так и крупнейшие корпорации - могут всегда рассчитывать на получение  первоклассных банковских услуг.

Дорожа безупречной деловой  репутацией, мы будем и впредь выполнять  все обязательства перед своими клиентами.

Газпром - организационная цель.

Высшей целью экономической  стратегии ОАО "Газпром" является повышение капитализации Общества. Предполагается реализовать эту  стратегию через совершенствование  законодательства Российской Федерации, либерализацию рынка акций ОАО "Газпром", сближение уровня цен  на акции в России и за рубежом, предоставление возможности увеличения иностранного участия в уставном капитале Общества до 20%, облегчение процедуры  купли-продажи акций. Этому будет  способствовать также совершенствование  корпоративного управления посредством  разработки нормативных документов Общества, регламентирующих процедуры  принятия управленческих решений и  взаимоотношения с различными социальными  группами.

Сибнефть - предпринимательская цель.

Быть устойчивым лидером в секторах разведки и добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов за счет использования внутреннего потенциала компании и приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании и доходов  акционеров.

Когда стратегические приоритеты компании и ее ответственность перед целевыми группами определены, возникает вопрос – как избежать превращения миссии компании в "дайджест" ее прошлых  достижений и мечтаний о светлом  будущем, не отражающий реальное положение  вещей? Для соблюдения баланса между  реальностью, стремлениями компании и  требованиями рынка, руководству компании, после определения подхода к  формулировке миссии и четырех стратегических целей, имеет смысл "протестировать" полученную миссию на предмет соответствия трем требованиям. Для удобства запоминания, эксперты российского консультационного  центра "Бизнес-Инжиниринг" определили их как "МОГУ", "ХОЧУ" и "НАДО":

- Определяется ли миссия компании  ее конкурентными преимуществами ("МОГУ");

- Отражает ли миссия компании  ее ожидания, принципы и ценности ("ХОЧУ");

- Основана ли миссия компании  на потребностях рынка ("НАДО").4

1.2 Цели формулирования миссии

         Прежде  чем приступить к целям формулирования  миссия, необходимо рассмотреть,  для чего же все-таки формулируется  миссия, что она непосредственно  дает для деятельности организации  (рисунок 2).

 

Рисунок 2  Предпосылки для формирования миссии

         

          Во-первых, миссия дает субъектам внешней  среды общее представление о  том, что из себя представляет  организация, к чему она стремится,  какие средства готова использовать  в своей деятельности, какова  ее философия и т.п. Кроме  того, она способствует формированию  или закреплению определенного  имиджа организации в представлении  субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

- миссия делает ясными для  сотрудников общую цель и предназначение  организации. В результате сотрудники  ориентируют свои действия в  едином направлении;

- миссия способствует тому, что  сотрудники могут легче идентифицировать  себя с организацией. Для тех  же сотрудников, которые идентифицируют  себя с организацией, миссия выступает  отправной точкой в их деятельности;

- миссия способствует установлению  определенного климата в организации,  так как, в частности, через  нее до людей доводятся философия  организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения  и осуществления деятельности  организации.

В-третьих, миссия создает возможность  для более действенного управления организацией в силу того, что она:

- является базой для установления  целей организации, обеспечивает  непротиворечивость набора целей,  а также помогает выработке  стратегии организации, устанавливая  направленность и допустимые  границы функционирования организации;

- дает общий подход к распределению  ресурсов организации и создает  базу для оценки их использования;

- расширяет для работника смысл  и содержание его деятельности  и тем самым позволяет применять  более широкий набор приемов  мотивирования. 

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки  следует делать организации. Она  задает основные направления движения организации и отношение организации  к процессам и явлениям, протекающим  внутри и вовне ее.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с организацией, в особенности  всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность  неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для  творческого и гибкого развития организации.

Миссия организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем  организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в  организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения  о миссии. Для того чтобы можно  было реально считать, что в организации  существует миссия, необходимо, чтобы  сформулированные в положении о  миссии утверждения разделялись  если не всеми, то большинством сотрудников  организации. Поэтому формирование миссии - это отнюдь не только выработка  положений миссии, а доведение  этих положений до сотрудников и  принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей  деятельности ее положениям.

После того, как миссия сформулирована, хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую "пирамиду целей" (рисунок 3). Здесь добавлено  разделение целей на стратегические, тактические и операционные, в  соответствии со временем достижения этих целей в обозримом будущем, в пределах интервала планирования (чаще всего, год три или пять лет) и в пределах осуществления текущих  или даже повседневных операций. Кроме  того, задачи разделены на операционные и текущие, а далее выделены инструменты  или средства для достижения целей  и задач на различных уровнях.

В реальной практике менеджмент компании должен пройти по всем этапам "пирамиды целей", после чего проверить "нижние этажи" этой "пирамиды" на соответствие практике компании, здравому смыслу и  имеющимся ресурсам, после чего можно, если необходимо, произвести корректировку  на всех ступенях "пирамиды целей".

Проверка положений, связанных  с миссией, в особенности, последствий  корректного или некорректного  формулирования миссии, в том числе, и с использованием предложенного  подхода, очень сложна, и, вообще говоря, требует десятилетий для полноценного анализа.

Рисунок 3  Пирамида целей

1.3 Цели организации и их классификация

Общая цель организации образует фундамент  для установления ключевых целей  и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские  работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически  вытекающие из миссии как общей цели организации.

Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его  целями являются определение потребности  населения и производства в продукции  и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой  продукции. Спецификация – один из основных документов технической конструкторской  документации (на изделие, продукты и  т.д.), выполняемый обычно в виде таблицы, в которой указываются название изделия, его составные части  и элементы масса и другие данные. Кроме того, в круг обязанностей маркетинговых служб входят освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, сбор и обработка информации о  товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.

Постановка целей маркетинга связана  с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую  на данный момент, и на новую. Спрос  – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят, прежде всего, от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств  производства. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут  быть реализованы на рынке.

Кроме того, предприятием должна быть тщательно изучена ситуация на уже  освоенных и новых рынках. Поэтому  работу должны выполнять специалисты  по исследованию рынка, по прогнозированию  и планированию, владеющие соответствующей  информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить  эту сложную и требующую высокого профессионализма работу. Если такие  возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже сформированы в нашей  стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.

Производство охватывает такие  виды деятельности организации, как  получение, хранение и распределение  средств производства, превращение  исходных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а  также послепродажное облуживание.

Информация о работе Миссия и цели управления современной организацией