Исследование влияния корпоративной культуры на деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование влияния корпоративной культуры, оказываемого на деятельность организации.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- определить понятие корпоративной культуры;
- изучить элементы, модели и типы корпоративной культуры;
- выявить факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры, и пути ее формирования;
- рассмотреть методы оценки эффективности корпоративной культуры;
- проанализировать сложившуюся корпоративную культуру одной из корпораций и разработать рекомендации по улучшению ее состояния.

Файлы: 1 файл

Исследование влияния корпоративной культуры на деятельность предприятия.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

·          Практика дальнейшего осуществления комплекса коллективных мероприятий (совместные выезды на природу, походы в театр, на экскурсии, совместные банкеты) для поддержания «здорового» климата в коллективе и налаживания взаимоотношений между сотрудниками, начальством и подчиненными.

Конечно, данные рекомендации не являются совершенными и достаточно полными, так как они разработаны лишь на основе наблюдений, изучения нормативной документации, опросов некоторых сотрудников.  Однако их внедрение может стать одним из первых шагов на длинном и сложном пути к совершенствованию корпоративной культуры и использовании ее для дальнейшего повышения эффективности деятельности открытого акционерного общества «Строительная компания Трест №21».

 

Заключение

Проблема повышения эффективности управления постоянно возникает перед руководством любой организации. Особенно актуальны эти проблемы для российских предприятий, которые перешли к рыночным отношениям не так давно. 

Корпоративная культура представляет собой совокупность ценностей, принципов, норм, правил деятельности корпорации, которые разделяются большинством сотрудников, передаются из поколения в поколение и оказывают определенное влияние на характер реализации целей данной корпорации. В ее структуру входят такие элементы, как артефакты, провозглашаемые ценности и базовые представления.

Для описания корпоративной культуры было построено множество моделей, среди которых модель Г. Харрисона и Ч. Хенди, модель Т. Парсона и модель Г. Хофстеда. Также различают несколько типов корпоративной культуры: феодальная, «культура участия», акционерная, предприниматель-ская культура.

В процессе формирования и реализации корпоративной культуры следует учитывать, в первую очередь, такие факторы как культура руководителя  и национальная культура, миссия организации, отрасль, внешняя среда, структура и размер организации и др. Помимо них, необходимо изучить принципы и задачи формирования этой культуры вообще. Именно способность разрешать поставленные перед корпоративной культурой цели и задачи определяют ее эффективность, которая может быть измерена и оценена посредством различных – качественных и количественных – методов.

Качественная оценка состояния корпоративной культуры может быть дана на основе анализа реальных возможностей выполнить требования, вытекающие из ее функциональной роли. Характерным показателем в этом случае является сила корпоративной культуры – характеристика культуры, описывающая ее устойчивость и эффективность в противостоянии иным тенденциям.

Также в работе были проанализированы пути повышения эффективности деятельности корпорации на основе совершенствования корпоративной культуры и изучены основные методы диагностики корпоративной культуры, а именно: метод системного анализа, нормативный, сравнительный, конструктивно-критический методы, методы опроса (анкетирование, интервью) и др.

На основе анализа деятельности и сложившейся корпоративной культуры ОАО «СК Трест №21» были выявлены основные проблемы и предложены рекомендации по ее совершенствованию.

Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что корпоративная культура – это тонкий инструмент в руках менеджера, с помощью которого можно привести организацию к успеху, процветанию и стабильности, но при неумелом или неуместном использовании возможны прямо противоположные результаты. Поэтому корпоративную культуру необходимо изучать, следить за ее формированием, совершенствовать и регулировать ее изменения. Она должна стать органичной частью всей организации, быть адекватной современным требованиям, продиктованными экономическим и технологическим развитием, спецификой законодательства и менталитета, а также спецификой конкретной корпорации и содействовать достижению поставленных целей, а, следовательно, и повышению эффективности деятельности корпорации.

 

Список использованной литературы

1.         Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Питер, 1999. – 416 с.

2.         Бандурин А.В. Деятельность корпораций. – М.: БУКВИЦА, 1999. – 600 с.

3.         Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., – М.: Гардарики,  2005. – 296 с.

4.         Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с.

5.         Захаров А. «Корпоративное управление в России» // Аналитический банковский журнал. – 2001. - №6. – С. 40 – 43.

6.         Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер.  с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – 320 с.

7.         Козлов В.В., Козлова А.А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса» // Управление персоналом. – 2004. - №11. – С.15 – 17.

8.         Кубанейшвили А. «Преобразование компании – начните с корпоративной культуры» // Управление персоналом. – 2001. - №1. – С. 22 – 25.

9.         Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента: учеб. пособие. – М: ОЛБИС, 2003. – 185 с.

10.      Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992. – 702 с.

11.      Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. –Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990. – 318 с.

12.      Радченко Я. «Организационная культура руководителя» // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №4. – С. 13 – 19.

13.      Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 1998. – 373с.

14.      Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.

15.      Сухорукова М. «Ценности как ключевой элемент организационной культуры» // Управление персоналом. – 2000. - №11. – С. 11 – 14.

16.      Томилов В.В. Культура предпринимательства. – СПб: Издательство «Питер», 2004. – 368 с.

17.      Томилов В. «Формирование организационной культуры экономических систем» // Проблемы теории и практики управления. – 1995. - №1. – С. 27 – 29.

18.      Тренев Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 2005. – 288 с.

19.      Храброва И.А.  Корпоративное управление: вопросы интеграции. – М.: Издательский Дом «Альпина», 2005. – 198 с.

20.      Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М.: Дело, 2004. – 389 с.

21.      Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. – СПб: Питер, 2002. – 336 с.

22.      Янц Т. Измерение и формирование эффективной культуры труда: Фронтальный штурм или фланговый маневр. – М.: Экономика, 1991. – 181 с.

 

Приложение 1.

 

Рисунок 1.1. Структура уровней корпоративной культуры

предприятия

 

Приложение 2.

 

                          

 

                                

Рисунок 1.2. Х-окно Яна Хармса как иллюстрация к классификации Г. Харрисона и Ч. Хенди

где 1 – корпоративная культура, ориентированная на власть,

2 – корпоративная культура, ориентированная на роль,

3 – корпоративная культура, ориентированная на задачу,

4 – корпоративная культура, ориентированная на человека.

 

Пояснения.

1. Культура, ориентированная на власть изображена Я.Хармсом в виде паутины, так как в них существует только один центр власти, откуда исходят все приказы.

Эти организации контролируются главными членами, занимающими самые важные посты и несущими некоторую ответственность. Результаты являются главными критериями успеха. Человек, находящийся в центре власти, должен обладать интуицией и уметь мыслить большими категориями. Эти люди предпочитают устное общение письменному. Хороший сотрудник этой организации прилежно работает, следует всем указаниям и делает только свою работу в соответствии с интересами человека у центра власти.

2. Ролевая культура была изображена Я.Хармсом в виде греческого храма. Мощь такой организации заключается в колоннах – отделах, которые координируются верхушкой греческого храма. Информация от одной колонны к другой не передается сразу же с одного уровня на другой (с уровня одной колонны на такой же уровень другой колонны). Сначала эта информация идет наверх колонны первой колонны, затем к вершине следующей колонны, и, наконец, на соответствующий уровень этой колонны. Логика и рациональность доминируют в организациях такого типа. Поддержание дел и улучшение системы имеют большее значение, чем гибкость и находчивость. Специализация заданий, описание работы, процедуры играют огромную роль. Однако если окружающая среда неспокойна, то такие организации испытывают большие трудности.

3. Культура задания была изображена Я.Хармасом в виде плана-графика. Сотрудники организаций такого типа прагматичны и готовы приспосабливаться  к требованиям работы. Очень часто они называют себя профессионалами. Для них самое важное – выполнить работу. Для того чтобы улучшить качество работы, они объединяются в группы. Эта культура групп экспертов. Хороший сотрудник в таких организациях сам заставляет себя выполнять работу как можно лучше. Руководители таких организаций – неунывающие люди. Они любят давать советы, «делать указания».

4. Индивидуальная культура была изображена в виде протоплазмы. Основная проблема для руководителей организаций такого типа – это то, что члены организации не признают власть организации. Они пытаются вовлечь руководителя в свои личные дела, создать обстоятельства, в которых люди сами развиваются. В организациях с такой культурой структуры и технологические операции сведены к минимуму.

 

Приложение 3.

Таблица 2.1

Механизмы внедрения культурных основ лидерами

Механизмы внедрения культурных основ

первичные механизмы

вторичные механизмы

1.

на что обращают внимание, что оценивают и что контролируют лидеры

структура и устройство организа-ции

2.

как лидеры ведут себя в крити-ческих случаях и при организаци-онных кризисах

организационные системы и про-цедуры

3.

объективные критерии распреде-ления дефицитных ресурсов

организационные обычаи и ри-туалы

4.

сознательное ролевое моделиро-вание, обучение и наставничество

дизайн физического пространства, фасадов и зданий

5.

объективные критерии определе-ния уровня вознаграждения и ста-туса работника

истории, легенды и мифы об определенных лицах и событиях

6.

объективные критерии при найме, отборе, продвижении, пе-реводе и увольнении работников организации

официальное провозглашение ор-ганизационной философии, цен-ностей и убеждений

 

Приложение 4.

 

Рисунок 2.1. Задачи формирования (развития) корпоративной культуры

 

Приложение 5.

Таблица 2.2

Пример социометрической карточки

ФИО заполняющего карточку___________________________

Тип

Критерии

Выбор (ФИО)

1.

Работа

·       Кого бы Вы хотели выбрать своим начальником?

·       Кого бы Вы не хотели выбрать своим начальником?

 

2.

Досуг

·       Кого бы Вы хотели пригласить на Встречу Нового года?

·       Кого бы Вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

 

Информация о работе Исследование влияния корпоративной культуры на деятельность предприятия