Борьба с безработицей в городе Казани

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в анализе рынка труда г. Казани Республики Татарстан и предложении механизмов регулирования безработицы в современных условиях.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы безработицы и занятости населения на рынке труда, виды безработицы, проанализировать социально-экономические последствия безработицы и изучить систему а управления занятостью и регулирование безработицы
на муниципальном уровне;
исследовать рынок труда города Казани и Республики Татарстан в целом;
разработать меры для борьбы с безработицей в городе Казани.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..….3
Теоретические основы изучения безработицы и занятости населения
на рынке труда…….....................................................................................................6
Занятость как основополагающая характеристика рынка труда
и объект социальной политики…………………………………………….….6
1.2 Виды и социально-экономические последствия безработицы………...13
1.3 Система управления занятостью и регулирование безработицы
на муниципальном уровне……………………………………………………21
Анализ безработицы и занятости населения Республики Татарстан и
города Казань……………………………………………………………………….27
Трудовые ресурсы и занятость населения в Республике
Татарстан……………………………..……….………………..……..……….27
Борьба с безработицей в городе Казани…..……………….…….………36
Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности
по борьбе с безработицей в городе Казань ……....................................................45
Заключение……………………………………………………………….….……...52
Список использованной литературы…………………………..………………….54

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

  1. Теоретические основы изучения безработицы и занятости населения

на рынке труда…….....................................................................................................6

    1. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда

и объект социальной политики…………………………………………….….6

1.2 Виды и социально-экономические последствия безработицы………...13

1.3 Система управления занятостью и регулирование безработицы

на муниципальном уровне……………………………………………………21

  1. Анализ безработицы и занятости населения Республики Татарстан и 

города Казань……………………………………………………………………….27

    1. Трудовые ресурсы и занятость населения в Республике

Татарстан……………………………..……….………………..……..……….27

    1. Борьба с безработицей в городе Казани…..……………….…….………36
  1. Разработка  рекомендаций по совершенствованию деятельности

по борьбе с безработицей в городе Казань ……....................................................45

Заключение……………………………………………………………….….……...52

Список использованной литературы…………………………..………………….54

Приложения………………………………………………………….……………55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. В современных условиях проблема занятости и безработицы населения является одной из наиболее актуальных и все чаще выступает предметом научных исследований, и изучается в практике управления. Сложное положение с занятостью и безработицей в стране и регионах поставило перед экономической наукой проблему разработки теоретических основ, новых подходов к управлению занятостью населения, рекомендаций по регулированию рынка труда. При рассмотрении этой проблемы, на наш взгляд, следует обратить особое внимание на региональные особенности формирования и функционирования рынка труда. Для развития экономики необходимо обеспечивать адекватность трудовых ресурсов требованиям и спросу на современном рынке труда.

Сегодня безработица, как  научная проблема, связанная с  эффективностью использования трудовых ресурсов, еще не получила достаточного теоретического обоснования и практического  решения. Уровень безработицы считается одним из наиболее важных индикаторов национального благосостояния и стабильности любой территориальной единицы, индикатором состояния социума в целом, и, особенно, индикатором эффективности социально-экономических реформ. Поэтому, изучение места безработицы в системе экономических отношений, ее сущности, особенностей, причин и форм является, на наш взгляд, одной из наиболее актуальных тем современной экономической науки.

Рынок труда призван  решать важнейшие вопросы занятости  населения и устранения безработицы, а именно: распределение трудовых ресурсов, создание условий и стимулов для их эффективного использования, повышение мобильности рабочей силы, усиление экономической и иной мотивации труда, адаптация населения к меняющимся рыночным отношениям, создание условий для эффективного производства и воспроизводства квалифицированных кадров.

Новые условия хозяйствования, определяющиеся процессами глобализации и информатизации общества, предъявляют  особые требования к качеству рабочей  силы, к уровню подготовки и квалификации. Особую актуальность, в данной ситуации, приобретают исследования трудоизбыточных регионов России, характеризующихся слабой обеспеченностью квалифицированными кадрами ряда специальностей, являющихся приоритетными для развития экономики этих регионов [3, с.4-5].

Теоретико-методологическим вопросам регулирования рынка труда, занятости и безработицы посвящены  исследования крупнейших авторов.

В данной курсовой работе использованы труды таких авторов, как В.Н. Бобков, В.С. Буланов, Н.А. Волгин, Карташов С.А, Л.М. Низова и другие.

Цель курсовой работы состоит в анализе рынка труда г. Казани Республики Татарстан и предложении механизмов регулирования безработицы в современных условиях.

Задачи:

- рассмотреть теоретические основы безработицы и занятости населения на рынке труда, виды безработицы, проанализировать социально-экономические последствия безработицы и изучить систему а управления занятостью и регулирование безработицы

на муниципальном уровне;

  •   исследовать рынок труда города Казани и Республики Татарстан в целом;
  •   разработать  меры  для борьбы с   безработицей в городе   Казани.

Объектом курсовой работы является рынок труда в г.Казани.

Предметом курсовой работы являются социально-экономические отношения, формирующиеся в процессе обеспечения занятости, борьба с безработицей в муниципальном образовании «город Казань».

В данной курсовой работе использован статистический метод с последующей аналитикой данных.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из трех основных разделов:

В первом разделе рассмотрены теоретические основы безработицы и занятости населения на рынке труда.

Во втором разделе проведен анализ безработицы и занятости на рынке труда Республики Татарстан и города Казани.

В третьем  разделе курсовой работы выделяется комплекс целенаправленных мероприятий на  снижения уровня безработицы в городе Казани.

 

1. Теоретические  основы изучения безработицы и занятости населения на рынке труда

    1. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики

Социальная политика -

Занятость важнейшая  характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости — важный макроэкономический показатель. Но занятость  не только экономическое явление, она  зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория  занятость — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

В Законе «О занятости  населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.

Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий  круг трудоспособного населения: работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской  деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами [1, с.16].

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы.

  1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.
  2. Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.
  3. Учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых  в экономике можно разделить  на три подгруппы:

  1. Наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;
  2. Работодатели. К ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;
  3. Самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

В соответствии с Международным  классификатором статуса занятости  выделяются шесть групп занятого населения:

  1. Наемные работники;
  2. Работодатели;
  3. Лица, работающие за свой счет;
  4. Члены производственных кооперативов;
  5. Помогающие члены семьи;
  6. Работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей  анализа можно использовать разные классификации [3, с.14-19].

Переход России от экономики  административно-командного типа к  рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах— в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» — основные принципы занятости.

Первым принципом, закрепленном в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью.

Данный принцип позволяет  человеку свободно выбирать тот или  иной вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Проводимые реформы, в частности, приватизация средств производства, особенно приватизация жилья, права его продажи и обмена, замена прописки регистрацией, способствуют реализации этого принципа.

Второй принцип — это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость.

Третий принцип — учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

Четвертый принцип — комплексный подход к решению проблем занятости— включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ.

В новых экономических  условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется  новая система воздействия на занятость — система регулирования занятости. Главными звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Важная роль отводится инвестиционно-структурной, налоговой, финансово-кредитной политике. Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшения качественных характеристик рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий, создает рамочные условия для их функционирования [

Экономически целесообразное рабочее место — это продуктивное (общественно-полезное, обеспеченное оборотными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроизводство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям физическое рабочее место (определенная зона, предназначенная для производства работ или услуг) может использоваться в 2-3 смены. В этом случае экономически целесообразных будет 2-3 места. Рабочее место может быть индивидуальным и коллективным.

Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться  соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей  силы, это и будет означать полную занятость. Равновесие или сбалансированность на указанной основе позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики. Без постоянного совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным требованиям, и вывода из производственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразности мест нельзя добиться социального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности.

Информация о работе Борьба с безработицей в городе Казани