Бюджет и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм –финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет и государственный долг.docx

— 38.31 Кб (Скачать)

Государственный бюджет и государственный  долг

Курсовая  работа

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ)

УФА - 2009

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм –финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Объектом  настоящей курсовой работы является государственный бюджет. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и  многогранности.

Целью исследования является попытка анализа  сущности государственного бюджета, его  структуры и функционирования. Для  достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

описать основные черты и принципы бюджетной  системы Российской Федерации;

рассмотреть бюджетную классификацию;

охарактеризовать  отдельные звенья бюджетной системы  и описать межбюджетные отношения;

рассмотреть понятие государственного долга  и его динамику.

1) Сущность государственного  бюджета и государственного  долга.

1.1 Характеристика отдельных  уровней бюджетной  системы. 

Государственный бюджет (госбюджет) - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функции  государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным  органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового  года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный  бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития стран и  реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости  осуществления избранной социально-экономической  стратегии. Основными функциями  федерального бюджета являются:

перераспределение национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое  обеспечение социальной политики;

контроль  за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.[1]

Исключительно из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование  федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных  интересах;

национальная  оборона и обеспечение безопасности государства;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

официальный статистический учет и др.[3]

Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы. Бюджет субъекта РФ – это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ (БК РФ, ст.15)[4] .

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью  или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в  соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

Местные бюджеты составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет), как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления[7] . На местные  органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий  по социальному обслуживанию населения  в значительной части проводится за счет местных бюджетов. Так же в местные бюджеты зачисляются поступления от федеральных и региональных налогов и сборов.

Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства  – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных  или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются  в пределах показателей единой бюджетной  классификации – группировки  доходов и расходов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по однородным признакам  группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления  и исполнения бюджетов всех уровней.

Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии законодательством в  распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Виды  доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также штрафы и пени), неналоговые, а также доходы целевых  бюджетных фондов.

Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущие потребности  государства, местных органов власти, бюджетных учреждений. Также к  текущим расходам относится оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в виде дотаций  и субсидий.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и инвестиционную деятельность.

Доходы  и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости  от уровня бюджетной системы).

Законодательством установлены предельные размеры  дефицита бюджетов. Так, в соответствии со ст.92 БК РФ, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ; бюджета субъекта федерации – 5% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; местного бюджета – 3% от объема доходов без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации[12] .

1.2 Сущность государственного долга, его виды и формы.

Государственный долг — это сумма накопленных  за определенный период времени бюджетных  дефицитов за вычетом имевшихся  за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и  внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так  как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы  оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения, которых и предоставляется кредит.

Внутренний  долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства  могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска  ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние  долговые обязательства можно условно  разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и  выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Нарастание внутреннего  долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и  услуг при погашении внутреннего  долга не происходит, однако возникают  определенные изменения в экономической  жизни, последствия которых могут  быть весьма значительны.

Обычно  в государственном долге видят  две опасности: во-первых, возможность  банкротства нации, и, во-вторых, опасность  переложения долгового бремени  на будущие поколения.

Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические  последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной  части населения. Во-вторых, повышение  ставок налогов как средство выплаты  государственного внутреннего долга  или его уменьшения, может подорвать  действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к  вложениям средств в новые  рискованные предприятия, а также  усилить социальную напряженность  в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты  процентов или сумм основного  долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал.

За последние  годы произошли кардинальные изменения  в объеме и структуре совокупного  национального долга России (государственный  внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный  долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее  надежного корпоративного долга  обусловливают необходимость анализа  его тенденции и динамики.

Что касается государственного внутреннего и  внешнего долга Российской Федерации, то относительно ВВП он снижается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Бюджетное будущее Российской Федерации.

2.1 Основные черты  бюджетной системы.

Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Таким  образом, аккумулируя с помощью  государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном  виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они  обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования  общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и  расходов государства, согласованных  друг с другом, как по объему, так  и по срокам поступления и использования.

Информация о работе Бюджет и государственный долг