Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:26, лекция

Краткое описание

Монополизм имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, монополии имеют возможность:
• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
• выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

Файлы: 1 файл

Антимонопольная политика.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Антимонопольная политика 

     Монополизм  имеет свои положительные и отрицательные  стороны. С одной стороны, монополии  имеют возможность:

     • применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

     • выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой  продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

     •  противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия. 

       В то же время монополии  имеют возможность:

     • увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

     • «эксплуатировать» потребителей, завышая  цены против их равновесного уровня;

     • ослаблять или даже устранять  конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

     Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

     Поэтому защита свободной конкуренции и  ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

     Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

     Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

     •  поощрение создания товаров —  заменителей;

     •  поддержка новых фирм, среднего и  малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

     •  привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

     •  финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на рынке отдельных хозяйствующих субъектов;

     • государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

     Административные  меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеются законы:

     •  запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;

     •  не разрешающие слияния, которые  ведут к установлению контроля над  предложением;

     •  предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление). 

     Наиболее  разработанным принято считать  антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же наиболее давнюю историю. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Параграф 2 Закона Шермана гласит: «Любое лицо, которое будет или пытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли, будет считаться виновным в совершении преступления...».

     Система антимонопольного законодательства имеется  и в странах Западной Европы, однако следует отметить, что западноевропейское законодательство более либерально.

     Весьма  сложной проблемой является определение  факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех — 50%, на долю пяти — 66,6% рыночного оборота. Вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурируют не менее 10 продавцов.

     Для определения степени монополизации рынка используется индекс концентрации рынка, или индекс Харфиндела— Хиршмана (ИХХ):

     ИХХ =∑ni=1 qi2 = q12 + q22+ q3 +…. + qi2 

     где qi – доля фирмы в рыночном объеме продаж в %;

     п — общее число фирм на рынке. 

     Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10 х 102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1300 (102х 9 + 202).

     Для каждого отраслевого рынка государством определяются нормативные значения ИХХ, отклонения от них — это сигнал о необходимости демонополизации рынка. 

     Антимонопольная деятельность государства  в России. С одной стороны, демонополизация российской экономики — одно из важнейших условий перехода от командной экономики к рыночной. С другой стороны, в настоящее время все сильнее становятся тенденции централизации, появляются государственные корпорации –монополисты.

     В конце 1991 г. в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан Государственный комитет по антимонопольной политике (в дальнейшем — Антимонопольное министерство).

     Согласно  российскому законодательству доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Однако доминирующим может быть признано по решению соответствующих органов и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение. Закон предполагает целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение. В то же время Законом предусматриваются меры по развитию конкуренции.

     Антимонопольная политика, направленная против монополизации  рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем  и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона «О естественных монополиях», который «определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий».

Информация о работе Антимонопольная политика