Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования – разработка механизма антикризисного управления на примере конкретного предприятия ООО «Карплаза».
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы антикризисного управления;
- провести анализ антикризисного управления на предприятии;
- разработать механизм антикризисного управления предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, цели, задачи антикризисного управления
1.2. Механизм антикризисного управления предприятием
2. МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Карплаза»
2.2. Работа по антикризисному управлению на ООО «Карплаза»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление системами  в состоянии неравновесия и дисбаланса требует от руководителей освоения практических навыков предвидения и распознавания кризисов, устранения отрицательных последствий возникающих в результате негативных факторов. Антикризисное управление включает в себя комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, разработка сложных инвестиционных проектов и антикризисных программ, планов реструктуризации и реорганизации — применяются в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов. Антикризисное управление представляет собой совокупность знаний антикризисного управляющего и результаты его практического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявление скрытых ресурсов организации, ее потенциала развития на сложном этапе развития. Специфика антикризисного управления связана с необходимостью принятия сложных управленческих решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска. Менеджер, решающий подобные задач и, сталкивается с необходимостью действовать своевременно и быстро, возрастает уровень его ответственности.

Любое предприятие, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла предприятия. Жизненный цикл предприятия представлен следующими этапами: появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация. Предприятие может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить существование.

В связи с этим особое значение приобретают проблемы антикризисного управления, определения механизмов оздоровления предприятий, их содержания и способов проведения соответствующих работ.

Цель курсового исследования – разработка механизма антикризисного управления на примере конкретного предприятия ООО «Карплаза».

Задачи исследования:

- раскрыть теоретические  основы антикризисного управления;

- провести анализ антикризисного  управления на предприятии;

- разработать механизм  антикризисного управления предприятия.

Объект курсового исследования – ООО «Карплаза»; предмет –антикризисное управление на ООО «Карплаза».

Проблемам антикризисного управления уделяется достаточно большое внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей. Однако, существует целый ряд проблем и задач, которые до настоящего момента не получили удовлетворительного решения. В первую очередь, это относится к проблеме антикризисного управления на  отечественных предприятиях. Поэтому исследования, связанные с разработкой теоретических и методических основ антикризисного управления представляются актуальными и своевременными.

В современной экономической  литературе различным аспектам теории и практики антикризисного управления уделяется значительное внимание. Элементы разработок в этом направлении отражены в работах И.К. Ларионова, К.В. Балдина, Т.Н. Беляцкой, В.А. Баринова, Р.А. Попова, А.М. Тавасиева и др. В процессе работы были использованы статьи таких авторов, как Л.А. Бердючина, О.В. Вишневский, Е.И. Иванова, А. Киреева, А.П. Смольский и др. 

Методы исследования: методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, экономического анализа, метод статистической обработки данных и др.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие, цели, задачи  антикризисного управления

Под антикризисным управлением в широком смысле понимаются меры по предотвращению и преодолению кризисов в деятельности предприятий. С этой точки зрения в качестве антикризисного может рассматриваться обычное эффективное управление деятельностью любой организации, т.е. правильное планирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, учет, контроль и анализ работы во всех сферах.

В данной работе антикризисное управление будет рассмотрено более узко — как деятельность по выводу предприятия из кризиса, в котором оно находится, переходу на более высокий уровень развития [1, с. 31]. Исходя из этого, целесообразно выделить особенности, определяющие специфическое содержание именно такого понимания антикризисного управления, основываясь на, рассмотрении основных фаз кризиса предприятия.

Условно можно выделить четыре фазы развития кризисной ситуации, каждая из которых характеризуется соответствующими внешними проявлениями. В первой фазе кризиса происходит снижение показателей абсолютной и относительной доходности деятельности предприятия (прибыль, рентабельность), что препятствует его дальнейшему развитию. При продолжении этих тенденций наступает следующая фаза, характеризующаяся убыточностью деятельности и прекращением расширенного воспроизводства. Третья фаза проявляется в неспособности осуществления простого воспроизводства, «проедании» созданных ранее фондов. И, наконец, четвертая фаза — невозможность расплатиться по долгам в течение длительного времени, устойчивая неплатежеспособность, приводящая предприятие к банкротству [2, с. 83].

Руководители и специалисты  многих предприятий, находящихся в  кризисной ситуации в течение  длительного времени, зачастую свыкаются с таким положением, не видят иных возможностей оздоровления, кроме получения государственной поддержки или банковских кредитов. Однако в большинстве случаев именно эти люди, знающие, что делать, и желающие работать, могут вывести предприятия из кризиса. Более того, государство требует от них такой деятельности, предусматривая это не только в трудовых договорах и контрактах, но и в специальном законодательстве. Так, ст. 15 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) и подп. 1.6 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ) установлена обязанность руководителей, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), улучшению финансового состояния, созданию условий для стабильной и эффективной деятельности предприятий [8]. Невыполнение этих требований влечет ответственность. Так, согласно подп. 1.35 Указа, если банкротство должника — юридического лица вызвана собственником его имущества, участниками или другими лицами, имеющими возможность определять его действия, то на них при недостаточности имущества должника возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам; подп. 6.1 Указа устанавливает, что непринятие своевременных мер по предупреждению банкротства, а также принятие мер, приведших к нему, впекут наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — в размере от 50 до 500 базовых величин [13]. Кроме гражданско-правовой и экономической в ряде случаев предусмотрена также уголовная ответственность, в частности за ложное и преднамеренное банкротство, сокрытие банкротства, срыв возмещения убытков кредитору.

Особенность антикризисного управления проявляется в объединении в систему диагностики, предупреждения, преодоления кризиса, стратегии реструктуризации и применения нестандартных методов в управлении персоналом. С этих позиций антикризисное управление представляется как конструктивная реакция на выявленные в результате диагностики изменения, угрожающие банкротством или нарушением нормального функционирования. Правомерность такого подхода можно подтвердить эффективностью результатов управленческих решений путем сопоставления уровня затрат ресурсов и степени достижения целей.

При этом важно подчеркнуть, что одной из целей антикризисного управления является сохранение своей идентичности и нивелировка диспропорции внутренних и внешних параметров предприятия. Это выступает необходимым условием его дальнейшего развития и адаптации к динамике внешних условий [1, с. 96].

Существует, как минимум, четыре отличающиеся точки зрения на категорию «антикризисное управление»

Точка зрения первая. Отечественные  экономисты отмечают необходимость реализации антикризисных процедур только на той стадии, когда организация получает систематические убытки, наносящие угрозу ее экономической безопасности, «при ее оздоровлении или ликвидации». Наиболее общие отечественные и российские подходы определяют антикризисное управление как совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику.

Точка зрения вторая. Отдельные  авторы не придают особого значения выделению мер, связанных с управлением в условиях кризиса в отдельную категорию и отмечают, что «применяемое и в период досудебной санации и в процессе банкротства ни в какой мере не противостоят методам регулярного менеджмента». Особенности управления в ситуации кризиса рассматриваются ими в таких сферах менеджмента как стратегическое управление и управление персоналом.

Точка зрения третья. Еще  одна точка зрения, прослеживаемая в отечественной литературе, опирается  на то, что антикризисное управление — это явление, обусловленное наличием кризиса, а антикризисный менеджмент рассматривается как особый тип управления.

Точка зрения четвертая. Ряд авторов рассматривает антикризисное управление шире. Предполагается, что антикризисное управление должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия, а в стратегическом плане — обеспечить предприятию в течение длительного времени такое конкурентное преимущество, которое позволит производить востребованную рынком продукцию и выручать достаточные денежные средства для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и продажах. Понимание антикризисного управления с данных позиций в наибольшей степени ориентируют его на будущее развитие организации. Из этого определения вытекает необходимость прогнозирования, планирования, активного использования технологий маркетинга, финансов, психологии управления [11, с. 10].

Очень важная особенность  западных трактовок антикризисного управления состоит в том, что такое управление направлено на развитие организации и ее экономический рост, оно носит опережающий характер и ориентирован на процессы самовыживания.

Отечественное же определение  в большей степени предполагает разработку и исследование внешних инструментов управления организацией. Это влечет за собой некоторые отрицательные последствия для организации, переживающей кризис, так как исключает механизм мотивации поиска внутренних источников саморазвития и «выживания» [6, с. 11].

Антикризисное управление — это понятие, отражающее необходимость: во-первых, осознания кризиса или определения степени отклонений в параметрах, характеристиках какой-либо системы. Здесь речь идет о диагностике, анализе состояния системы, то есть получении достоверной информации. Во-вторых, выработки целей, задач и соответствующего комплекса мер, действий, решений, направленных на преодоление кризиса, практической реализации поставленных целей, задач и комплекса антикризисных мер, обеспечение «обратной связи».

Понятие «антикризисное управление» можно рассматривать  с трех сторон: как система экономического управления, как орган управления, как форма предпринимательской деятельности.

Как экономическая категория антикризисное управление — это совокупность экономических отношений, возникающих между кредиторами, аппаратом управления, государственным регулирующим органом, хозяйственным судом и внешним управляющим по поводу преодоления кризисной ситуации (восстановления платежеспособности). Как философия бизнеса антикризисное управление представляет собой деятельность, направленную на преодоление, предотвращение кризисной ситуации при которой основным вопросом становится выживание. Антикризисный менеджмент как метод управления, представляет собой систему последовательных шагов, техник, методик (финансовых, маркетинговых и др.), позволяющих эффективно управлять организацией в ситуации кризиса, а также прогнозировать ее и управлять изменениями после преодоления ее наиболее острой фазы [3, с. 121].

По вопросу о целях и задачах антикризисного управления достигнуто относительное единство мнений. В стратегическом плане антикризисное управление должно обеспечить предприятию в течение длительного периода такое конкурентное преимущество, которое позволит иметь востребованную рынком продукцию и достаточно денежных средств для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и продажах.

Объектом антикризисного управления могут быть любые элементы системы, подверженные кризису, рассматриваемые в самом широком контексте.

Как видно из выше изложенного  антикризисное управление имеет  разнообразные цели и задачи, определяемые факторами развития организации, горизонтами планирования и т. д.

К субъектам антикризисного управления можно отнести органы государственного управления (Государственная организация по санации и банкротству, система хозяйственных судов). Основными субъектами антикризисного управления являются доверенные лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования [5, с. 13].

Информация о работе Антикризисное управление