Антикризисное управление на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - на основании теоретических и практических данных раскрыть антикризисную стратегию предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть теоретические вопросы по антикризисному управлению предприятием.
2.Провести анализ антикризисной стратегии ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь».
3.Предложить пути усовершенствования стратегии завода.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1.Антикризисная стратегия предприятия………………………………………...6
1.1 Кризис предприятия: понятие, формы, причины……………………………6
1.2.Этапы разработки и реализации антикризисной стратегии организации………………………………………………………………………..10
Виды стратегических альтернатив предприятия………………………….…23
2.Антикризисная стратегия ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……27
Характеристика ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……………..27
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……………………………………………………………….
2.3.Анализ процесса разработки и организации антикризисной стратегии ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……………………………………………32
3.Направления совершенствования антикризисной стратегии ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……………………………………………35
3.1 Разработка предложений по антикризисному управления на ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……………………………………………35
3.2 Расчёт эффективности осуществления мероприятий……………………….37
Заключение…………………………………………………………………..........41
Список литературы………………………………………………………………..42
Приложения ………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Антикризисная стратегия предприятия.doc

— 218.00 Кб (Скачать)
">      Фондоемкость  – это показатель, обратный фондоотдаче. Он характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на 1 рубль товарной продукции. Наблюдаемое снижение фондоемкости в 2007 г. на 33% означает экономию капитала, участвующего в производстве, хотя в 2008г. данный эффект был снижен.

     Показатель  фондовооруженности характеризует  стоимость основных средств, приходящуюся на одного работника предприятия. Уровень  данного показателя увеличивается из года в год (2007 г. – 175; 2008 г. – 186; 2009 г. – 376,84).

     Материалоемкость  товарной продукции имеет тенденцию  к уменьшению и в 2008 г. ее величина составила 0,25, т.е. ее уровень снизился по сравнению с предыдущими годами на 15%, это говорит о более экономичном использовании материалов в производстве продукции.

     Вследствие  увеличения объемов реализации продукции  увеличилась и прибыль от реализации на 88% в 2007г. и 55% в 2008г. Увеличение уровня внереализационных доходов и  снижение внереализационных потерь привело к повышению уровня балансовой прибыли до 6 052 тыс. руб. в 2008г.

     Отрицательное относительное отклонение показателей  рентабельности производства, оборота  в 2006 г. свидетельствует о небольших  затруднениях в осуществлении хозяйственной  деятельности предприятия, хотя эти затруднения были преодолены и показатели рентабельности в 2008 г. стали положительными.

      Таким образом, проведя анализ технико-экономических  показателей финансово-хозяйственной  деятельности ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь», можно сделать вывод, что предприятие в настоящий момент функционирует достаточно стабильно, постоянно наращивает темпы производства, увеличивается заработная плата сотрудников. То есть завод пытается занять твердую позицию на рынке промышленности. 
 

      2.3 Анализ процесса разработки и организации антикризисной стратегии ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь» 

    Завод «Электродеталь» в настоящее  время использует одну из четырёх  основных альтернатив стратегии - рост. Последние несколько лет завод  находился в предбанкротном состоянии. Но, так как завод является государственным предприятием, окончательно обанкротиться ему не дали. И поэтому с одобрения и с поддержкой государства вместо менее рискованного ограниченного роста, генеральный директор и его заместители выбрали более рискованный рост производства. Стратегия роста является второй, наиболее часто выбираемой альтернативой. Стратегия роста осуществляется путем значительного ежегодного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей прошлых лет. Рост бывает внутренний и внешний. Завод выбрал внутренний рост. Этот рост происходит путём расширения ассортимента товаров и вообще всего производства. Но, так как территории у завода огромны, рост в основном, происходит в ассортименте товаров. Итак, предприятие 2-3 года произвело увеличение с 3000 наименований изделий до 5000 изделий.

    Ежегодные темпы роста производства руководство  надеется осуществлять с помощью  государственного финансирования и  собственных денежных ресурсов. Темпы  роста по решению руководства не должны быть ниже 20% в год. Конечно, данный рост производиться за счет проведения НИОКР при государственной поддержке.

    Для     этого     руководство     завода     предпринимает     различные     меры: экономические, технические и другие.

    Экономические меры:

  • формирование учётов производства с учётом новых изделий;
  • уменьшение кредиторской задолженности;
  • реализация излишнего оборудования;
  • передача в аренду ненужных помещений (спортзал, общежитие, лыжная база, свинофабрика);
  • реализация неиспользованных материальных ресурсов со складов ОМТС и ЦИСа;
  • расширение продаж инструментального производства и продажи специального цеха «Машиностроения»;
  • решение вопросов по получению кредитов на льготной основе;
  • определение политики ценообразования в зависимости от заказчиков (государственный заказ - 30% и частный заказ - 30% и т. д.)
  • проведение строгого упорядочения численности рабочих на предприятии;
  • повышение заработанной платы (на 30%);

применение  новых методов мотивации - доплат при работе в сфере НИОКР;

  • повышение квалификации работников;
  • в расширении продаж за счёт: увеличения участия в выставках, предоставлении в Интернете и задействовании специальных фирм по рекламе.

    Технические меры:

  • на основе НИОКР вводятся новые технологии (поначалу новые 
    технологии проходят разные проверки, а потом по итогам проверок 
    внедряются в основное производство).
  • более широко стала применяться высокоточная алмазная обработка, станки с числовыми программами управления, электрохимические методы обработки.
  • увеличение изделий для автомобильной промышленности.
  • проведение восстановительных работ на старом оборудовании (ремонт малыми деньгами старого оборудования).

    Для проведения НИОКР заводу нужно: множество  различных проектов, дополнительное оснащение рабочих мест, приобретение новых компьютеров и ЭВМ. Приобретение новых компьютеров и предоставление информации в Интернете привело к дополнительному обучению рабочих для успешного пользования на компьютере и в сети Интернет. В настоящее время на заводе производится обновление станочного парка, устанавливается оборудование с ЧПУ и компьютерным управлением (например, установки лазерной маркировки готовой продукции с компьютерным управлением).

    На  основе всего этого можно сделать  вывод. Данные меры позволяют уменьшить  зависимость завода от государства. Также эти меры позволяют увеличить прибыль в 10-ки млн. руб. что, в свою очередь, позволит решить социальные вопросы коллектива и города, ликвидировать кредиторскую задолженности, вывести заработную плату на должный уровень. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Направления совершенствования  антикризисной стратегии  ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь» 

    3.1 Разработка предложений по антикризисному управления на ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь» 

      Стратегия роста не может в полной мере функционировать на данном заводе, хоть и с поддержкой государства. При этой стратегии в случае неудачи могут возникнуть большие проблемы, но есть поддержка государства, это только опять приведет к огромной денежной зависимости от государства. Прежде чем перейти к выбору стратегии надо принять следующие меры:

  1. Сосредоточить всё оставшееся производство в основных функционирующих помещениях и цехах.
  2. Ввести   жесткую   экономию   всего,   на  чем   можно   получить  хоть какую-нибудь выгоду.
  3. В строгой экономии использовать имеющиеся ресурсы.

    И только после этого можно перейти  к выбору стратегии, которая наилучшим  образом бы подходила к структуре  завода. Наиболее лучшим образом для  завода подошла бы стратегия сочетания. Она заключается в сочетании  ограниченного роста и сокращения. Стратегия сокращения будет состоять из отсечения лишнего сокращения и переориентации. Сокращение лишнего: как можно интенсивнее производить сдачу в аренду непроизводственных площадей; избавляться от неисправного старого оборудования любыми путями, вплоть под сдачу в металлолом; произвести жёсткую отчётность всех рабочих и уволить тех, от кого меньше пользы (это надо для дальнейшего выживания завода).

    Что касается переориентации, то так как  завод считался частью оборонной  промышленности, и продукции в  основном была строго для военных нужд, то важнейшей частью стратегии переориентация продукции на бытовые нужды. Эта переориентация уже идет, но малыми темпами. Так называемый государственный заказ ещё составляет 30% от всей продукции. Руководство должно выбрать из всех бытовых товаров те, которые наиболее полно подходят по профилю производства к технологиям изготовления продукции на заводе и к имеющемуся оборудованию. Соответственно, доля собственных денежных средств увеличиться.

    Что касается стратегии ограниченного роста, то данной стратегии стараются придерживаться многие крупные предприятия. Дела на данных фирмах идут хорошо и они, не желая больших перемен, неспешно наращивают производство. Но для нашего завода эта стратегия нужна совсем с другой стороны. Так как завод является на половину государственным предприятием, то достаточно денежных средств для роста производства государство предоставить не может. А для ограниченного роста, неспешного роста, денежных средств должно хватить. Конечно, это более медлительный путь, но менее рискованный. При кризисе на предприятии должны возникнуть большие перемены. Вот одни из главных перемен:

    В целеполагании. Для предприятия, находящегося в кризисной ситуации, максимум прибыли (рентабельности) перестаёт быть целевой функцией. Целью должно стать сохранение предприятия, персонала, минимизация убытков.

    Приоритеты  в развитии меняются в пользу текущих результатов, даже если это связанно с потерями в достижении стратегических целей, но позволяет предприятию продержаться до изменения экономической, правовой конъюнктуры.

    Крайне  важным становится повышение оперативности принятия и реализация управленческих решений, даже если это связано со снижением их эффективности.

    Изменение системы стимулирования (мотивации) деятельности персонала. Любой ценой необходимо сохранить ту часть персонала, которая оказывает определяющее влияние на качество продукции, конкурентоспособность производства. Но и эта часть уже отработала своё. Надо привлекать более молодые инициативные трудовые ресурсы. Но, чтобы привлечь эти кадры, надо ввести новые методы стимулирования. Если руководство не располагает нужными денежными ресурсами для различных премий и добавок, то главный менеджер со своими помощниками должен мотивировать работников другими способами. Вот некоторые из них:

    1.Доска почёта (она уже давно не обновлялась).

    2.Можно устраивать различные соревнования между цехами или 
простыми рабочими. Хоть с малым денежным призом, но это должно 
повысить интерес к работе. Ведь соревновательный дух присутствует в 
любом состязании.

    3.Договориться с другим, похожим по профилю деятельности, заводом об обмене опытом между работниками путём экскурсий на данный завод. Рабочие должны перенять всё лучшее и непременно применить эти новые способы у себя на работе, что в свою очередь должно увеличить качество продукции и оперативность работы.

    Также имеет право на существование  идея вступления завода в какой-нибудь крупный концерн. Естественно, на выгодных условиях. Завод может изготавливать  различные составные части для  концерна. Но от концерна потребуются немалые денежные вложения в завод, что в свою очередь должно быстро окупится. Это также поможет в сфере принятия решений, так как руководители должны будут советоваться со своими партнерами, а, как известно «две головы лучше одной».

    Все эти мероприятия бесполезны без  грамотной и поставленной на должный  уровень рекламы. Поэтому необходимо иметь на предприятии квалифицированных  маркетологов, которые должны представлять и доводили до потребителя продукцию, заинтересовывать его в приобретении. Реклама должна нести данные о заводе изготовителе, чтобы покупатель сразу знал и понимал с кем имеет дело. Также в задачи рекламы входит представление информации о качестве продукции.  
 

      3.2 Расчёт эффективности  осуществления мероприятий 

      В целом можно сделать вывод  о том, что потраченные на реализацию проекта затраты должны полностью  оправдать себя и к концу 2009 года будет получен достаточный объём прибыли.

      С того момента, как была начата разработка данного проекта, предприятием сделано уже не мало. В апреле месяце 2008 была получена предоплата в размере 240 000 рублей. Сума договора составляет 840 000 рублей. Окончательный расчёт будет произведён в конце июня по завершению работ, он составит 600 000 руб.

      Можно рассчитать эффективность реализации данного проекта для предприятия. Результаты расчёта эффективности наглядно покажут выгоду для нашего предприятия от выполнения этого проекта, и необходимость продолжения работы в данном направлении.

      Итак, предполагаемая выручка от реализации составляет 840 000 руб.;

      Сумма НДС 18% = 128 136 руб.;

      Сумма договора без учёта НДС 18% = 711 864 руб.;

      Начислена заработная плата за 3 месяца (апрель-июнь) и отчисления на социальные нужды, которая  составляет 252 000 руб.;

      Рассмотрим  также другие показатели, необходимые для расчёта эффективности:

      Затраты на материалы – 280 000 руб.;

      Основные  средства составляют 52 652 руб.;

Информация о работе Антикризисное управление на предприятии