Англия – родина промышленной и управленческой революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:42, доклад

Краткое описание

В Европе 18 в. начинали складываться необходимые условия для промышленного переворота, такие как развитие и укрупнение городов, увеличение мануфактурного производства, антифеодальные революции, интенсивное развитие торговли.
Но именно Англия стала родиной промышленной революции (1776-1890 гг.), так как в этой стране общество находилось на этот период в состоянии готовности к качественным и количественным изменениям, то есть имелся ряд различных по важности предпосылок. На мой взгляд, среди них имеются:

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО Московский Государственный Строительный Университет.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГСУ)

 

 

Кафедра «Экономика и управление в строительстве»

 

 

 

 

Эссе

По теме: «Англия – родина промышленной и управленческой революции»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил работу

студент Мамаева Н.И.

ЭУМС-III-2

 
Проверил работу

доц. Мишланова М.Ю.

 

 

Москва,2011

В Европе 18 в. начинали складываться необходимые  условия  для  промышленного  переворота, такие как развитие и укрупнение городов, увеличение мануфактурного производства, антифеодальные революции, интенсивное развитие торговли.

Но именно Англия стала родиной промышленной революции (1776-1890 гг.), так как в этой стране общество находилось на этот период в состоянии готовности к качественным и количественным изменениям, то есть имелся ряд различных по важности предпосылок. На мой взгляд, среди них имеются:

- улучшение сельскохозяйственной политики, ее увеличение и обеспечение современными орудиями труда;

- поддержка правительством предпринимательской инициативы, способствование расширению торговли на мировом рынке;

- развитие банков, бирж, акционерных обществ, сосредоточение крупного капитала в руках небольшого количества людей;

- получение прибыли  от колоний, работорговли, горной промышленности;

- переход от мануфактуры  к  фабрике, от мелкого производства, опирающегося на ручной труд, - к  крупной  машинной индустрии, развитие техники и технологии;

- организация и  развитие религии протестантизма.

Кроме промышленной революции Великобритания являлась также центром 4-ой -, по-моему, самой важной - управленческой революции.

Центром промышленной революции в Англии являлась ее северная часть. Это Манчестер и Ньюкасл, Ланкашир и Йоркшир — индустриальное сердце страны, которую в XIX веке называли «промышленной мастерской мира». Основным городом, несомненно, выступал Манчестер — мировой центр текстильного производства. Именно он стал средоточием крупного капиталистического производства, проводником научно-технического прогресса.

Теперь рассмотрим каждый фактор в отдельности, для  того чтобы убедится в истинности утверждения: «Англия – родина промышленной и управленческой революции».

Прежде всего, необходимо сказать об изменениях в сельскохозяйственной политике, то есть об аграрной революции. Сутью этой революции является переход от натурального товарного производства в сельском хозяйстве, ликвидация мелких крестьянских хозяйств и сосредоточение земли в руках крупных землевладельцев, арендаторов; введение наемного труда.

В Англии аграрная революция убрала форму ограждения, когда лендлорды забирали общественные земли с целью увеличения своих  владений для разведения овец и этим разоряли крестьян. Последние, лишенные средств к существованию, превращались в дешевую наемную рабочую  силу. Наиболее активно процесс раскрестьянивания  проходил в XVIII века, когда парламент  принял почти полторы тысячи законов, которые позволяли ограждения. В конце XVIII в. крестьянство в Англии исчезло.

Итогом аграрной революции было то, что она обеспечила промышленность дешевой рабочей силой и необходимым сырьем.

Несомненно, важным фактором, стимулировавшим промышленную революцию в Англии, была иностранная конкуренция. В частности, в этот период Англия испытывала определенные трудности в сбыте на мировом рынке своего металла и хлопчатобумажных тканей, где серьезную конкуренцию ей составляли Россия, Швеция и Индия с ее традиционно качественными и ярко окрашенными естественными красителями ситцами. Победить конкурентов можно было только при условии налаживания фабричного производства и выпуска более дешевой и качественной, а значит, и более конкурентоспособной продукции.

Все большее накопление капитала сопровождалось увеличивающимися возможностями его выгодного  использования. Войны XVIII в. почти все  сопровождались захватом новых колоний. После поражения наполеоновской Франции - главного соперника на колониальном поприще, английские колонизаторы воспользовались благоприятной обстановкой и быстро стали подчинять страны, например, Индия, Сингапур, Австралия и т.д. Повышенный интерес вызывало у англичан побережье Западной Африки, так как из этого района стали привозить пальмовое масло, какао и другие ценные продукты и сырье. Главными статьями обмена с местным населением служили спиртные напитки и огнестрельное оружие. Вскоре на этих территориях было обнаружено много золота и это привело к ряду войн по захвату земель. У правящих кругов Англии было более чем достаточно оснований, чтобы всячески содействовать колонизации Австралии и других переселенческих колоний. Эти территории разрешали сразу несколько проблем: во-первых, были отличным рынком сбыта английских товаров, во-вторых, позволяли избавляться от "избыточного" населения и, в-третьих, позволяли в самой метрополии поддерживать достаточно высокий жизненный уровень основной массы населения. Наиболее значительной из перечисленных колоний Англии оставалась Канада, в которой к середине века проживало уже около 2,5 млн человек и куда шел наиболее сильный поток эмигрантов.

Получается, что к середине XIX в. произошло окончательное формирование колониальной империи Англии. Такое беспрерывное увеличение колониального богатства и торговли обеспечивало все расширяющийся рынок для британских товаров, который уже не мог быть насыщен домашней промышленностью из-за ручных методов производства. Крупные же и затяжные войны XVIII в., которые велись регулярными армиями, не только приводили к беспрерывному спросу на британские товары, но и вызывали спрос на специальные, стандартизированные товары.

Огромное влияние  имела новая религия протестантизма. Это влияние заключалось в  следующих положениях, способствующих экономическому развитию общества:

- потеря времени  является грехом;

- получение прибыли  является богоугодным делом;

- специализация  ведет к увеличению количества, повышению качества продукции  и служит добру в целом;

- кто не работает, тот не ест.

Следующим этапом стало  развитие науки, промышленности и транспорта, превращение Англии в "фабрику мира". Ограбление колоний систематически приносило Англии колоссальные богатства. Капиталистам предпринимателям, создававшим крупные централизованные мануфактуры, легко было найти средства для их расширения и введения самых дорогих усовершенствований, если только они обещали высокие прибыли. Развитие мануфактур подготовило создание машин, а наличие свободных капиталов обеспечило их быстрое распространение и практическое применение изобретений и усовершенствований.

К началу XVIII в. в  Англии существовала достаточно развитая система начального образования, совершенствованием которой занимались различные религиозно-благотворительные общества. Кроме того появились многие научные центры, которые занимались подготовкой кадров как для науки, так и для промышленности. Например, Глазго, Эдинбург, Оксфорд, Кембридж.

Таким образом, в  Англии сложилась и действовала  достаточно стройная для того времени  система образования и подготовки специалистов.

В Англии XVIII в. складываются все необходимые условия для  развития изобретательской мысли: 1) достаточное  количество денежных средств, позволявших  субсидировать научные исследования; 2) достаточно образованное общество, которое  воспринимало все новое, что появлялось в мире науки; 3) конкуренция со стороны  других государств мира. Поэтому не случайно первые изобретения были сделаны  именно в отраслях хлопчатобумажного  производства, чтобы уничтожить хлопковую  отрасль Индии, а затем в металлургической промышленности, так как металла требовалось все больше для развития собственной промышленности.

С полным превращением Индии в колонию Англии предприниматели  увеличивают вывоз хлопка, перерабатывая  его непосредственно в метрополии. Так как производство хлопковых  тканей было достаточно новым делом  для английских предпринимателей, а  внутренний рынок требовал вытеснения традиционной отрасли — производства шерстяных и суконных тканей, хлопковые  ткани должны были быть дешевыми и  достаточно качественными, что было возможно только при условии их массового, т.е. машинного, производства. Поэтому был изобретен летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое.

Затем изобретен механический ткацкий станок, производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача, работавшего вручную. Параллельно шло быстрое развитие механизации и в другой составной части хлопчатобумажного производства — прядении.

Следующим важным шагом  на пути технического прогресса явилось  создание первой фабрики с прядильной машиной, работавшей на водяном двигателе. Фабрики обычно строились на берегах  рек, так как двигателем пока еще  оставалось водяное колесо. Однако бурное развитие техники производства тканей и широкое применение машин  не могли быть удовлетворены такой  механизацией.

Далее происходит создания паровой машины, которая, с одной стороны, произвела подлинную революцию в развитии производства, с другой - в работе над этим великим изобретением впервые проявилось единство теории и практики науки и производства.

Ее великая революционизирующая  роль в развитии производства заключалась  в способности паровой машины играть роль двигателя практически  в любых условиях. Созданные Дж.Уаттом совместно с фабрикантом Дж.Болтоном заводы по производству паровых машин  должны были, по замыслу изобретателя, "снабдить весь мир машинами всевозможных размеров". В первую очередь паровая  машина была применена на хлопчатобумажных фабриках, что привело к резкому  увеличению производства.

Широкое производство машин не только потребовало усилий рабочих, техников и ученых, но и  развития такой отрасли, как металлургическая. Угольная промышленность быстро развивалась. В Южном Уэльсе, Шотландии, Ланкашире и Йоркшире началась разработка новых угольных копей, угледобыча возросла. Уголь не мог служить эффективной заменой леса до тех пор, пока средства сообщения внутри страны находились в таком примитивном состоянии, в каком они были в начале XVIII в. Таким образом, наличие угольной промышленности и начало развития тяжелой послужили стимулом к улучшению транспорта и прежде всего к строительству каналов.

Однако было сделано лишь небольшое количество дорог, пригодных для гужевого транспорта во всякое время года. Легкие товары обычно перевозились в тюках; перевозить таким же образом тяжелые громоздкие предметы было невозможно, так как это стоило бы слишком дорого. Даже после того как между некоторыми важными центрами были проложены более усовершенствованные дороги, стоимость транспорта все же оставалась высокой.

Эта проблема была решена созданием канал между принадлежавшими Бриджуотеру копями и Манчестером. Эта идея оказалась настолько удачной, что по окончании строительства канала цены на уголь в Манчестере упали ровно наполовину. Вскоре вся страна была охвачена лихорадкой строительства каналов и покрылась сетью водных путей.

Развитие внутреннего  рынка и необходимость быстрой  передачи информации на значительные расстояния привели к открытиям  в области связи.

Развитие транспортной системы и средств связи дало еще более мощный толчок экономическому развитию всей страны. Так, значительно  увеличилось производство металла  и продолжало расти в последующие  годы. Быстро росла тяжелая промышленность. Железо стали использовать в самых разнообразных областях. Выплавка более высококачественных сортов железа и уменьшение примесей в нем дали возможность изготовлять более усовершенствованные инструменты.

Подлинно революционным  событием в области транспорта явилось  изобретение механика самоучки Д.Стефенсона, усовершенствовавшего паровую машину и создавшего паровоз. И с этого момента начинается строительство железных дорог сначала в весьма ограниченных масштабах, а затем с лихорадочной скоростью.

Век железных дорог  положил начало огромному росту  всех отраслей промышленности, он ознаменовал  собой укрепление монополии британских фабрикантов и начало развития современной  тяжелой промышленности.

Англия не только являлась первой страной, создавшей  у себя необходимую ей железнодорожную  сеть, она вскоре начала также строить  железные дороги, получая от этого  огромную прибыль во всех странах мира, особенно в колониальных и полуколониальных, не имевших достаточно плотного населения или достаточной концентрации капитала для того, чтобы строить их самостоятельно.

В этих странах железные дороги не только строились британскими  подрядчиками, но и финансировались  займами, получаемыми из Лондона. Началась новая фаза британской торговли. Приблизительно до 1850 г. экспорт преимущественно  состоял из предметов широкого потребления  и главным образом хлопчатобумажного  текстиля. Хотя текстиль и оставался  самой крупной статьей экспорта, но наряду с ним за границу начали вывозить все большее количество рельсов, паровозов, железнодорожных  платформ, а также всевозможных машин.

Железная дорога и развивавшееся попутно пароходство  дали также возможность осуществить  второй вид эмиграции, принявшей  гораздо более крупные размеры, чем раньше. В 1837 г. началась колонизация  Новой Зеландии. В 1840 г. число поселенцев в Австралии стало так велико, что ее фактически перестали использовать в качестве места, куда ссылали преступников на каторжные работы. Много людей  эмигрировало в Канаду.

Великобритания  все больше превращалась в индустриальную "мастерскую мира". Установилась английская мировая промышленная и  торговая монополия. Росту внешнеторгового  оборота способствовало осуществление  правительством Р.Пиля программы свободной  торговли. Промышленная буржуазия, несмотря на сопротивление земельной аристократии, добилась отмены хлебных законов, после чего были значительно снижены ввозные тарифы на многие виды продовольствия и сырья. Правительство Дж. Рассела, продолжавшее фритредерскую политику, отменило навигационные акты, сыгравшие в XVII—XVIII вв. большую роль в защите морской торговли от иностранной конкуренции, но потерявшие свое значение с ростом торговопромышленной мощи Англии.

Информация о работе Англия – родина промышленной и управленческой революции