Анализ внутренней среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:30, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретической базы для проведения изучения внутренней среды компании, определение ключевых компонентов среды и предоставление методик для ее изучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Структурный анализ организации
Внутренняя среда организации и ее основные элементы
Анализ внутренней среды организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Реферат на тему - Анализ внутренней среды.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

      Внутренняя  среда организации — это та часть общей среды, которая находится  в пределах организации. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

   Срезы внутренней среды

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

• взаимодействие менеджеров и рабочих;

• наем, обучение и продвижение кадров;

• оценка результатов труда и стимулирование;

• создание и поддержание отношений между  работниками и т.п.

Организационный срез включает:

• коммуникационные процессы;

• организационные  структуры;

• нормы, правила, процедуры;

• распределение  прав и ответственности;

• иерархию подчинения.

В производственный срез входят:

• изготовление продукта;

• снабжение  и ведение складского хозяйства;

• обслуживание технологического парка;

• осуществление  исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

• стратегия  продукта, стратегия ценообразования;

• стратегия  продвижения продукта на рынке;

• выбор  рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

• поддержание  должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности; 

• создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

     Сильные и слабые стороны  организации

     Изучение  внутренней среды направлено на уяснение того, как: сильными и слабыми сторонами  обладает организация. Сильные стороны  служат базой, на которую организация  опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и  укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

     Дж. Пирсом и Р. Робинсоном (Pearce and Robinson, р. 187) был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Анализ  этих факторов позволяет составить комплексное представление о  внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах. Ниже приводится перечень этих факторов и ключевых вопросов для их анализа.

Анализ  сильных и слабых сторон организации

Сфера Факторы Вопросы для  анализа
Кадры - Управленческий  персонал; 
- Мораль и квалификация сотрудников; 
- Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли; 
- Кадровая политика; 
- Использование стимулов для мотивирования выполнения работы; 
- Возможность контролировать циклы найма рабочей силы; 
- Текучесть кадров и прогулы; 
- Особая квалификация сотрудников; 
- Опыт.
- Какой стиль  управления использует высшее руководство; 
- Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства; 
- Как долго высшие руководители находятся на воих позициях и как долго они собираются оставаться в организации; 
- Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимся к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества; 
- Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам; 
- Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации; 
- Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля.
Организация общего управления - Организационная  структура; 
- Престиж и имидж фирмы; 
- Организация системы коммуникаций; 
- Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование); 
- Организационный климат, культура; 
- Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений; 
- Квалификация, способности и интересы высшего руководства; 
- Система стратегического планирования; 
- Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм).
- Четко ли  распределены в организации права  и обязанности; 
- Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек; 
- Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации.
Производство - Стоимость  сырья и его доступность, отношения  с поставщиками; 
- Система контроля запасов, оборот запасов; 
- Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей; 
- Экономия от масштаба производства; 
- Техническая эффективность мощностей и их загруженность; 
- Использование системы субконтрактирования; 
- Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль; 
- Отдача от использования оборудования; 
- Контроль за процессом изготовления продукта; 
- Проектирование, составление графика работы; 
- Закупка; 
- Контроль качества; 
- Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек; 
- Исследования и разработки, инновации; 
- Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.
- Соответствуют  ли производственные мощности  конкурентным требованиям сегодняшнего  дня, являются ли они самыми  современными или они уже морально  устарели; 
- Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недогрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы; 
- Какова отдача от исследований и разработок; 
- Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов.
Маркетинг - Продукты (услуги), производимые фирмой; 
- Сбор необходимой информации о рынке; 
- Доля рынка; 
- Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения; 
- Жизненный цикл основных продуктов; 
- Каналы распределения: число, охват и контроль; 
- Организация сбыта: знание потребностей покупателей; 
- Имидж, репутация и качество товара (услуги); 
- Продвижение товаров на рынке и их реклама; 
- Ценовая политика; 
- Процедура установления обратной связи с рынком; 
- Развитие новых продуктов, услуг и рынков; 
- Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара; 
- Отношение к марке.
- Что является  сильными и слабыми сторонами  продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантии; 
- Какова ценовая политика организации, является ли она лидером или ценовым последователем; 
- Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка; 
- Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков; 
- Обеспечивают ли организацию проводимые ее исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей.
 

      Анализ  внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения  компании с положением ближайших  конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации). 
 
 
 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Анализ  внутренней среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.

      В силу вышесказанного можно сделать  вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для  достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием современных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений. 

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Попов С.А. (1999) Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М.
  2. Предпринимательство. Учебник/под редакцией М.Г.Лапусты.-2-е изд., испр. И доп.-М.:ИНФРА-М, 2002.-520с.
  3. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М.,1998.
  4. Феоктисова Е.М., Красюк И.Н. Маркетинг: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1993. – 80с.: ил.
  5. Хлусов В. П. Основы маркетинга – М.: «Приор», 1997, 160с.
  6. Лекции по анализу внутренней среды (сайт www.rudiplom.ru)
  7. http://examen.od.ua (Внутренняя среда организации и ее основные элементы)

Информация о работе Анализ внутренней среды