Анализ теорий мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи этой работы:
1. Раскрыть сущность основных теорий мотивации.
2. Рассмотрим описание основных теорий мотивации Теория Маслоу, Герцберга, Скиннера, Адамс.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 5
1. Теоретические вопросы мотивации труда 5
2Характеристика содержательных теорий мотивации. 12
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 27
Приложения

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

Нужно сказать, что теория Маслоу внесла важный вклад в понимании  того, что является основой стремления человека к работе. Руководители осознали, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей и поэтому необходимо наблюдать за работниками, дабы понять, какие потребности в первую очередь движут ими. Несмотря на полезность теории Маслоу в практике современного управления, она неидеальна. Критика данной теории сводится к тому, что в ней не учитываются индивидуальные особенности и отличия людей. Также потребности по-разному проявляются в жизни и не обязательно строго иерархичны, как это показано в «пирамиде».

 

2.2 Теория Ф. Герцберга

Следующий шаг в понимании  мотивационных механизмов трудовой деятельности сделал Фредерик Герцберг. Его работы оказали огромное влияние на практику управления.

В 50-60-х годах ХХ века Фредериком Герцбергом было проведено  исследование, целью которого являлось выявление факторов, оказывающих  мотивирующее и демотивирующее влияние на человека. До этого считалось, что состояние удовлетворенности и неудовлетворенности человека противоположны. Но, оказывается, не все так однозначно. Выводы, сделанные Герцбергом, были поистине оригинальными. Герцберг установил, что состояние удовлетворенности и неудовлетворенности являются независимыми. Иными словами, ликвидация факторов, вызывающих неудовлетворенность, не приводило к увеличению удовлетворенности и наоборот [Приложение Б]

На процесс « удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности» в основном влияют внутренние, или мотивирующие, факторы, связанные с характером и сущностью работы: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Перечисленные факторы достаточно сильно мотивируют человека к хорошему выполнению работы, однако, их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворенности.

На процесс «неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности» [Приложение Б] влияют внешние факторы, названные гигиеническими, то есть те, которые связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа: политика фирмы и администрации, условия работы, безопасность на рабочем месте, величина заработной платы, статус, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчиненными, степень непосредственного контроля за работой. Отсутствие указанных факторов вызывает у работника чувство неудовлетворенности, одновременно с этим, согласно Герцбергу, наличие данной группы факторов не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. Одним из парадоксальных выводов, сделанных Герцбергом из анализа гигиенических факторов, явился вывод о том, что зарплата не является мотивирующим фактором. Если заработная плата рассматривается как следствие политики организации, она является гигиеническим фактором. Если заработная плата выступает в качестве формы признания за хорошо выполненную работу, в качестве индикатора прогресса человека в работе, то она является мотиватором. И эти две функции денег – как фактора гигиены и как фактора мотивации – важно учитывать при построении систем материального стимулирования работников. Необходимо помнить, что заработная плата, ее размер могут никак не влиять на мотивацию работника, на его желание работать с высокой отдачей, и повышение оплаты будет приводить лишь к временному отсутствию неудовлетворенности.

Основываясь на данную теорию, можно сказать, что менеджеры  в первую очередь должны обращать внимание на факторы, вызывающие неудовлетворенность  и делать все для того, чтобы  эту неудовлетворенность устранить. После этого менеджер должен привести в действие мотивирующие факторы и пытаться добиваться хороших результатов труда посредством достижения работниками состояния удовлетворенности.

Мотивацию по Герцбергу  следует воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать на него никакого воздействия в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Поэтому теория Герцберга не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с мотивацией трудовой деятельности. Для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассматривать многочисленные аспекты поведения людей в процессе деятельности и параметры окружающей среды.

 

2.3 Теория справедливости

 

Эту теорию в 60-е годы XX ст. разработал американский ученый С. Адамс по результатам исследований, проведенных им в компании "Дженерал Электрик"6.

Основная идея теории справедливости состоит в том, что  в процессе работы человек сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и на этой основе приходит к выводу о справедливости оплаты его труда. Несправедливость может существовать в форме недоплаты (она переносится острее и вызывает возмущение) и переплаты (ощущается реже, у нормального человека при этом возникает чувство вины или зависимости).

Сравнение собственного вознаграждения с вознаграждением  коллег носит субъективный характер, так как базируется на собственной  неполной и неточной информации, а  иногда и на слухах.

При обнаружении несправедливости у работника возникает психо-логическое напряжение. Стремясь избавиться от него, он может действовать так:

-снизить интенсивность и качество работы;

-требовать увеличения вознаграждения, повышения оплаты, продвижения по службе, улучшения условий труда;

-требовать компенсировать недоплату продукцией;

-переоценить собственные возможности, потерять уверенность в себе, чувство перспективы;

-попытаться заставить коллег работать больше, так как они больше получают;

-повлиять на руководство, чтобы оно для восстановления справедливости уменьшило вознаграждение коллегам;

-изменить для себя объект сравнения, решив, что коллега находится в особых условиях (имеет личные связи с руководством или особые качества и способности);

-перейти в другое подразделение или уволиться.

Как видим, большинство  возможных действий сотрудника по вос-становлению  справедливости имеет отрицательные  последствия для организации.

 

2.4 Теория подкрепления Скинера

 

Представьте ситуацию: вы — студент, а преподаватель говорит, что ваша итоговая оценка по курсу психологии будет зависеть от того, сможете ли вы научить крысу нажимать на засов, расположенный на дверце ее клетки, и открывать ее. С чего бы вы начали, решив принять условие преподавателя? Советуем прежде всего познакомиться с концепцией Б. Скиннера.

Б. Скиннер родился  в 1904 г. в штате Пенсильвания, в  благополучной семье провинциального  юриста. Он вспоминает, что в детстве  очень любил строить что-нибудь, мастерить разные предметы. Мальчик  сам сделал себе санки, он конструировал управляемые корабли, мастерил плоты. Но лучше всего ему запомнилось, как он настойчиво пытался собрать такой планер, на котором он мог бы летать по-настоящему.

После окончания Института  Гамильтона и получения диплома  специалиста по английскому языку Скиннер хотел стать писателем, но его постигла неудача. Тогда он решил изучать психологию в Гарвардском университете7, в котором в 1931 г. ему была присуждена ученая степень доктора наук.

 По завершении 5-летней  программы исследований в Гарварде  Скиннер 9 лет работал в университете Миннесоты8, затем какое-то время в университете Индиа-ны9 и, наконец, вновь вернулся в Гарвардский университет, из которого и ушел на пенсию. Скиннер разработал специфический тип обучения, который он назвал опе-рантным обусловливанием. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента Скиннер учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу. Тем самым он подкреплял их реакцию.

В следующий раз, когда  вы будете в цирке или в зоопарке, понаблюдайте за тем, как «поступают»  животные, реагируя на «задания» дрессировщиков, и за их поведением. Удивительно «умное» поведение послушных животных есть результат применения дрессировщиками именно оперантного обусловливания, которое использовал Скиннер в эксперименте с крысами.

Вы можете спросить: какое  отношение к детям имеют крыса, нажимающая на задвижку, или обезьяна в цирке, катающаяся на велосипеде? Дело в том, что дети перенимают у других различные формы поведения посредством методов обучения, относящихся к оперантному обусловливанию, особенно таких, как подкрепление и наказание.

Подкрепление — это  любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть позитивным и негативным. Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения. В опытах Скиннера позитивным подкреплением действий крысы была пища, стимулировавшая ее попытки отодвинуть задвижку. Негативным является такое подкрепление, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, отрицания чего-либо.

Представьте себе, что  вы садитесь на водительское место  своего нового автомобиля и вдруг  слышите громкий резкий звонок, который  кажется вам очень неприятным; но вот вы начинаете пристегивать ремень безопасности, и тотчас звон смолкает.

Таким образом, впоследствии, чтобы не слышать раздражающего звона, вы будете пристегивать ремень постоянно. Согласно теории Скиннера, ваша реакция, форма поведения (пристегивание ремня безопасности) повторяется ради того, чтобы избежать воздействия неприятного стимула (громкого резкого звука).

Сторонники бихевиористской10 теории установили, что наказание  тоже является специфическим средством  обучения. Наказание — это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших  его действий, форм поведения.

Понятия «наказание»  и «негативное подкрепление» часто путают, поэтому советуем обратить внимание на следующее обстоятельство. При наказании человеку дается, предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия или поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.

Скиннер придавал позитивному  подкреплению большее значение, чем  наказаниям, из-за их отрицательных  последствий. Он считал, что позитивное подкрепление — более действенное средство контроля за поведением, а наказания следует всячески избегать. Некоторые формы поведения удается исключить и в том случае, если на них никак не реагировать. При этом сначала они повторяются все реже, а потом исчезают вовсе. Если воспитательница Никки постарается не обращать внимания на частенько вылетающие у него «неприличные слова», то можно надеяться, что со временем он перестанет употреблять их.

Ведь в том-то и дело, что Никки старается таким необычным способом привлечь к себе внимание, а если старания не приводят к желаемому результату,

то они больше не будут  для него стимулом, помогающим вызвать  определенную ответную реакцию. Правда, в ситуации с Никки это может произойти не сразу. Скорее всего, поначалу он все-таки еще попытается обратить на себя внимание. На реакцию окружающих (воспитательницы), пусть даже отрицательную, он все-таки надеется — раньше-то воспитательница реагировала на его «неприличные слова».

И если теперь она не будет обращать на них внимания, то он начнет понимать, что коль этот стимул не срабатывает ни при каких условиях, то от него лучше отказаться. Вот тогда-то и можно ожидать, что воспитательница больше не услышит от него «неприличных слов».

Обучение посредством наблюдения. Вам, наверное, приходилось слышать слова одного из родителей, обращенные к другому, о том, как «важно подавать хороший пример детям». Ученый-социолог эту же мысль выразил бы несколько иначе: «Давать образцы социально приемлемого поведения».

Американский психолог Альберт Бандура, признавая важность обучения по типу классического и оперантного обусловливания, все же считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению: ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, сверстники, другие люди в его социальном окружении, и старается воспроизводить образцы их поведения. Бандуру и его коллег, акцентирующих внимание на зависимости личностных характеристик человека от его способности учиться у окружающих, обычно называют теоретиками социального обучения.

Суть обучения посредством  наблюдения (иногда говорят: моделирования, подражания) заключается в том, что  человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это.

Например, если в поликлинике  ребенок общался с добрым врачом или видел, как другой малыш хорошо изобразил доброго врача,

 или он слушал  по радио, смотрел по телевидению  передачу о людях самой гуманной  профессии, то он может решить стать врачом, когда вырастет.

За годы детства ребенок  накапливает огромную информацию о  различных формах поведения, хотя в  своем поведении он может и  не воспроизводить их. Однако если он видит, что за какие-то дела, поступки, поведенческие  реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их.

 Кроме того, вполне  вероятно, что он будет охотнее  подражать тем людям, которыми  он восхищается, которых любит,  которые в его жизни значат  больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать образцы поведения тех, кто им неприятен, кто для них ничего не значит или кого они боятся.

 

2.5 Сравнительный анализ теорий мотивации

 

Мотивация как основная функция управления связана с  процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей – интересы людей – мотивы деятельности – действия людей.

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего  в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах.

Существуют различные  теории мотивации, базирующиеся на удов-летворении потребностей и побуждении людей к действиям. Принято выделять первоначальные, содержательные и процессуальные теории моти-вации[Приложение В]

Содержательные теории основаны на попытках определения тех  внутренних побуждений, которые получили название потребностей. Потребность – это ощущение недостачи чего-либо материального или духовного.

Информация о работе Анализ теорий мотивации