Анализ среды фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………..……………………3 стр.
Понятие «Предпринимательская среда»…………………………………….5 стр.
Анализ внутренней среды…………………..…………….…………………..7 стр.
Анализ внешней среды…….….………………………………………………10 стр.
Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)……………………..14 стр.
3.2 Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)…………………18 стр.
Практическая часть………………………...…………….….…………………23 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………26 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………….………………………….….…………30 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….…………………….…………32 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовик АНАЛИЗ СРЕДЫ ФИРМЫ.doc

— 211.50 Кб (Скачать)
 
 

            Допущен к защите:

            Преподаватель

    _______________

    «___»_________________2010 г.  
     

    Анализ  среды фирмы

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    По  дисциплине «Менеджмент (по отраслям)» 
     
     

    Студент:__________________  

    Специальность, группа:  
     
     
     
     
     
     
     
     

Нижний  Новгород

2010 г. 

Содержание

    ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………..……………………3 стр.

  1. Понятие «Предпринимательская среда»…………………………………….5 стр.
  2. Анализ внутренней среды…………………..…………….…………………..7 стр.
  3. Анализ внешней среды…….….………………………………………………10 стр.
    1. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)……………………..14 стр.

    3.2 Внешняя  макросреда (среда косвенного воздействия)…………………18 стр.

  1. Практическая часть………………………...…………….….…………………23 стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………26 стр.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………….………………………….….…………30 стр.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….…………………….…………32 стр.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

       Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает  его осуществление. Внутренняя среда  является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

       Анализ  среды нужен для определения  стратегии поведения предприятия  и проведения этой стратегии в жизнь. Таким образом, целью данной работы является изучение внутренней и внешней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

       В данной работе будут раскрыты следующие вопросы: какие задачи ставит перед собой менеджер, решая которые организация добивается своей цели – прибыль, как внешние условия и факторы, возникающие в окружающей среде, оказывают воздействия на управленческий механизм какой-либо организации, взаимодействие с субъектами, окружающие организацию и их влияние на её развитие, роль государства в развитии организации, влияние мировой экономики на деятельность организации, изучение социальных факторов, как факторов косвенного воздействия на организацию.

       Данная  тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. Наша страна должна научиться жить в условиях современной  рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

       Данная  тема является актуальной, так как  деятельность любой организации  начинается с изучения внутренних и  внешних факторов. А умение проанализировать эти факторы является залогом  успеха для организации. Получив  ответы на вышеизложенные вопросы, мне как будущему менеджеру будет интересно применить эти знания в практике и предложить технологические нововведения, которые повлияют на эффективность работы организации. Выживание организации в условиях современной рыночной экономике, возможно только благодаря высококвалифицированным сотрудникам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Понятие  «предпринимательская  среда» 

       В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или  общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).

       Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

       Под внешней средой понимают все условия  и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

         Однако набор этих факторов  и оценка их воздействия на  хозяйственную деятельность различны  у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. В этой части анализа рассматриваются политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и подобные факторы.

       Изучение  рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

Рис. 1 Среда  фирмы

       Внутрифирменное управление и управление фирмой как  субъектом рынка — две ступени  в иерархии управления жестко связаны  между собой диалектическим единством  внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.  
 

       2.Анализ  внутренней среды 

       Внутренняя  среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. 
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

         Цели - конкретные, конечные состояния  или желаемый результат, которого  стремится добиться группа, работая  вместе. Основной целью работы  большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс РФ зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.

       Структура организации представляет собой  логическое взаимоотношение уровней  управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.

       Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее  установленным способом в заранее  определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.

       Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

-производство; 
-маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС); 
-НИОКР; 
-финансовое управление, бухучет и отчетность; 
- общее управление.

       Такое деление на сферы деятельности носит  условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной  структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

       Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.2

       

       Рис. 2 Внутренняя среда фирмы

             Глубокий и тщательный анализ внутренней среды является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Экономическая информация – это конкретное выражение происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Анализ внешней среды 

       Один  из основных “инструментов” менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие “внутренние” проблемы наших предприятий вызываются “внешними” причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она “заставляет” искать свою “нишу” в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.

       Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих  субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий  и факторов, действующих в окружении  предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.

       Внешние факторы влияния - условия, которые  организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в  своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.

Информация о работе Анализ среды фирмы