Анализ социально-экономического положения г.Пермь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является город Пермь.
Предметом исследования в курсовой работе является социально-экономическое развитие города Пермь.
Целью курсовой работы является проведение анализа социально-экономического положения города Пермь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Закрепить знания и умения, полученные в процессе обучения;
2.Приобрести навыки анализа состояния и развития города Пермь;
3.Выявить основные проблемы социально-экономического развития города и найти пути их решения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятие и методики анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………………………..6

1.Определение и характеристика муниципальных образований………...…6
2.Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования…………………………………9
Глава II. Характеристика объекта исследования………………………………..19

2.1. Общие сведения об объекте исследования………………………………19

2.2. Социальное развитие……………………………………………….………20

2.3. Экономика муниципального образования………………………………..32

2.4. Сравнительная характеристика статистических показателей г. Перми и края……………………………………..…………………………………………..33

Глава III. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения……………………………………………………………………………37

3.1. Оценка положения города Перми…………………………………………37

3.2. Ранжирование проблем муниципального образования и нахождение путей их преодоления……………………………………………………………42

Заключение……………………………………………………………………...…46

Список используемой литературы……………………………………………….49

Приложение………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсач Кристин.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Анализ  социально-экономического положения г. Пермь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Габоян К.В.

студентка гр. УГ-303 

Научный руководитель:

 Жигарь  О.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2010

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятие и методики анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………………………..6

    1. Определение и характеристика муниципальных образований………...…6
    2. Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования…………………………………9

Глава II. Характеристика объекта исследования………………………………..19

2.1. Общие сведения об объекте исследования………………………………19

2.2. Социальное развитие……………………………………………….………20

2.3. Экономика муниципального образования………………………………..32

2.4. Сравнительная характеристика статистических показателей г. Перми и края……………………………………..…………………………………………..33

Глава III. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения……………………………………………………………………………37

3.1. Оценка положения города Перми…………………………………………37

3.2. Ранжирование проблем муниципального образования  и  нахождение путей их преодоления……………………………………………………………42

Заключение……………………………………………………………………...…46

Список используемой литературы……………………………………………….49

Приложение………………………………………………………………………..52 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     Сегодня развитие городов России происходит далеко не в простых условиях переходного  периода, когда к прежним проблемам, унаследованным от административно-командной  системы управления, добавились новые, обусловленные переходом к рыночной системе хозяйствования.

     Анализ  хода экономических реформ показал, что традиционные методы управления территориями в настоящее время  не обеспечивают выживания, сохранения и возрождения социально-экономической  и социокультурной среды муниципальных  образований. Муниципальное управление оказалось не готово к новым реалиям. Подавляющее большинство руководителей на местах профессионально не подготовлены к изысканию возможностей своих территорий для саморазвития, не владеют методологией проведения экономической политики в пределах муниципальных образований и остаются приверженцами государственной опеки (увеличения бюджетного финансирования) как основы эффективной деятельности органов местного самоуправления. В то же время муниципальные образования приравниваются к субъектам рыночных отношений; уровень требований, предъявляемый к органам местного самоуправления в части управления хозяйственной деятельностью, существенно повышается, и перед местным руководством со всей неотвратимостью встает проблема поиска новых способов решения практических задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. Как следует из опыта, разрешение проблемных ситуаций во многом зависит от непосредственно самих городов, от их нацеленности на улучшение создавшейся ситуации. Закрепление за муниципальным образованием в числе предметов ведения "комплексного социально-экономического развития" поставило городские администрации перед необходимостью самостоятельно форсировать экономическую политику в условиях неопределенности ориентиров их будущего развития, добиваться привлечения инвестиционных ресурсов, выдерживая конкурентную борьбу, и создавать новые рабочие места.

С реформированием  экономики все очевидней становится необходимость осуществления более  эффективных мер по регулированию  отдельных сфер и областей экономических отношений, преобразования институтов управления этими сферами с целью вывода конкретных территорий на устойчивый уровень финансового самообеспечения. Для эффективного развития города крайне важно иметь видение желаемого состояния и предпочтительного пути развития. Необходим поиск глубинных причин текущих проблем развития и путей их устранения. Завершение периода базовых институциональных преобразований в российском обществе, возникновение основных институтов рынка, предпосылки стабилизации в экономике создают принципиально новый контекст развития города. Появляется возможность более надежного прогнозирования, более долгосрочного планирования деятельности. Все чаще возникает необходимость пересмотра и совершенствования системы стратегического развития муниципального образования на основе глубокого анализа его социально-экономического состояния, основных направлений развития, выявления приоритетных проблем развития и нахождения наиболее эффективных и малозатратных путей их решения.

     Объектом  исследования является город Пермь.

     Предметом исследования в курсовой работе является социально-экономическое развитие города Пермь.

      Целью курсовой работы является проведение анализа социально-экономического положения города Пермь.

     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Закрепить знания и умения, полученные в процессе обучения;
  2. Приобрести навыки анализа состояния и развития города Пермь;
  3. Выявить основные проблемы социально-экономического развития города и найти пути их решения.

      Теоретическая база в работе будет представлена работами Ю.В. Абдурахимова,  П.А. Ореховского и др.

     В процессе работы использовались как  официальные данные органов исполнительной государственной власти, нормативно-правовые документы по данной тематике, так и отдельные исследовательские работы на тему развития муниципальных образований, опубликованные в печати. 
 

 

 

Глава I. Понятие и методики анализа социально-экономического положения муниципального образования.

1.1. Определение и  характеристика муниципальных образований 

     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" трактует муниципальное  образование как городское или  сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

     Сельское  поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

     Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

     Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальное образование - населенная территория - город - в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

     Помимо  типологии, которая  представлена выше, муниципальные образования могут классифицироваться по следующим признакам:

  • По численности;
  • По правовому статусу;
  • По форме расселения;
  • По выполняемым функциям и вытекающему из этого преобладающему виду деятельности трудоспособного населения;
  • По различным природным, историческим, социально-демографическим и другим факторам.

     В зависимости от численности  населения города подразделяют на1:

        • малые, с численностью менее 50 тыс.чел.;
        • средние, с численностью от 50-100 тыс. чел.;
        • большие, с численностью от 100-250 тыс. чел.;
        • крупные, с численностью от 500-1000тыс. чел.;
        • города-миллионеры.

     Классификация городов по их функциональному назначению, определяющему структуру занятости  в городах, а также профиль  производственной деятельности градообразующих  предприятий подразделяет города на : административные центры, промышленные города, ресурсодобывающие, агропромышленные, транспортные узлы и порты. Своими особенностями отличаются курортные города, наукограды, административно - территориальные образования. Чаще всего, все вышеперечисленные города являются монофункциональными, с ярко выраженной отраслевой спецификой.

     Но, крупные и крупнейшие города, имеют  многофункциональное назначение. К  многофункциональным муниципальным  образованиям относятся муниципалитеты, которые осуществляют две и более  функции и имеют разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства.

     Из  всего выше сказанного следует: муниципальное образование - это территориально-административная единица, управляемая органами местного самоуправления и самостоятельно удовлетворяющая большую часть жизненно важных потребностей населения в труде и социальных благах через использование наличных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 

    1. Описание  основных методик  анализа социально-экономического положения муниципального образования
 

     Сегодня городам отводится роль явных  лидеров муниципальных образований. Их развитие в условиях переходного  периода отличается необычайной  сложностью, что связано с целым  рядом проблем: сохранением ранее  сформировавшихся перекосов в условиях командно-административной экономики и появлением новых кризисных ситуаций, обусловленных переходом к рынку. Реакцией на названные проблемы является проведение все более сложной социально-экономической политики, обеспечивающей создание условий устойчивого развития производства и повышения качества жизни населения.

     Чтобы провести анализ данного МО надо выбрать  методику изучения. Существуют разнообразные  методики, которые своим наличием создают, с одной стороны, проблему проведения анализа. Рассмотрим некоторые из них.

Методика системный анализ

     Системный анализ представляет собой совокупность научных методов и практических приемов, которые могут быть использованы при исследовании и конструировании  сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при управлении социально-экономическими, технологическими системами. Разумеется, такой сложной социально-экономической системой является и муниципальное образование.

Информация о работе Анализ социально-экономического положения г.Пермь