Анализ системы мотивации трудовой деятельности персонала на примере ОАО НПК «Уралвагонзавод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 07:56, курсовая работа

Краткое описание

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы управления мотивацией и стимулированием труда персонала.

7
1.1. Понятие и характеристика действия функции мотивации.
7
1.2. Современные формы и методы стимулирования
продуктивной деятельности.

16
Глава 2. Анализ системы мотивации трудовой деятельности персонала на примере ОАО НПК «Уралвагонзавод».

32
2.1. Характеристика деятельности, организация мотивации и стимулирования труда персонала цеха 745
ОАО НПК «Уралвагонзавод».


32
2.2. Направления улучшения мотивации и стимулирования
работников цеха 745 ОАО НПК «Уралвагонзавод».

47
Заключение
66
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипл. Мотивация.docx

— 119.55 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы  управления мотивацией и стимулированием труда персонала.

 

7

1.1. Понятие и характеристика действия  функции мотивации.

7

1.2. Современные формы и методы  стимулирования 

продуктивной деятельности.

 

16

Глава 2. Анализ системы  мотивации трудовой деятельности персонала на примере ОАО НПК «Уралвагонзавод».

 

32

2.1. Характеристика деятельности,  организация мотивации и стимулирования  труда персонала цеха 745

ОАО НПК «Уралвагонзавод».

 

 

32

2.2. Направления улучшения мотивации и стимулирования

работников цеха 745 ОАО НПК «Уралвагонзавод».

 

47

Заключение

66

Список литературы

63

Приложение

68


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место  занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.

На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда (как основной компонент мотивационной сферы компании), побуждающую каждого конкретного сотрудника работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели. 

В области социально-трудовых отношений изменения происходят наиболее остро. Это обусловлено тем, что менеджмент большинства предприятий основное внимание по-прежнему уделяет проблемам снижения издержек, максимизации прибыли. Иными словами, приоритет принадлежит целям производственного характера. Вместе с тем, управлению процессами консолидации трудовой деятельности персонала, обеспечению соответствия интересов и целей отдельных работников и предприятия в целом, формированию образцов нового организационного поведения, эффективных систем мотивации и стимулирования людей не уделяется должного внимания.

Между тем, формирование и развитие эффективной мотивационной системы на предприятии позволит в значительной степени снизить уровень конфликтности в коллективе, гармонизировать отношения в системах "работник-работодатель" и "работник-работник", реально повысить уровень самоорганизации и самоуправления, а следовательно, производительность и качество труда. Реализовать указанные цели можно путем формирования и поступательного совершенствования системы мотивации деятельности персонала предприятия, ориентированной на обеспечение высокого качества трудовой жизни людей.

В современной практике развитие систем мотивации эффективной деятельности персонала приводит к повышению производительности в не меньшей степени, чем технологическое перевооружение. Более того, известны многочисленные примеры, когда конкурентные преимущества достигались не за счет передовой техники и технологий, а именно на основе адекватной мотивационной системы предприятия. Как следствие, все большее число работодателей понимает важность и возрастающую значимость мотивационной составляющей, без которой ни одно предприятие не может полностью реализовать свой потенциал развития как в тактическом, так и стратегическом аспектах.

К настоящему времени, прежде всего, зарубежными фирмами, но также и российскими предприятиями накоплен значительный опыт в разработке систем мотивации. Но, несмотря на наличие значительного количества различных мотивационных систем, выбрать из них единственную и механически внедрить ее принципы на конкретном российском предприятии практически невозможно.  Это объясняется тем, что нельзя переносить зарубежный опыт на российскую действительность не учитывая социально-экономические и культурные особенности развития страны. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из центральных как в психологии, социологии, педагогике, так и в управлении.

Проблема мотивации деятельности рассматривалась в работах многих исследователей.

Процессам, происходящим в рассматриваемой области знаний, уделено достаточно большое внимание в научных работах различных авторов. Проблемы управления социально-трудовыми отношениями отражены в трудах зарубежных специалистов о потребностях человека (К. Девис, А. Маслоу, Э. Мэйо и др.), мотивации к труду, теории трудового поведения (Ф. Герцберг, Ф. Тейлор и др.), теории жизненного цикла (Р. Брамберг, Ф. Модильяни и др.). Отдельные аспекты указанных проблем отражены в трудах российских ученых - Беляевой Г.В., Катульского Е.М„ Силина В.П., Галахова В.И. Социальные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, составили предмет исследований Ромашова О.В., Дикаревой А.А., Мирской М.И. Вопросы взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений на основе социального диалога и партнерства рассматриваются в работах Займалина Е.П., Зайцева А.К., Митрохина В.И.

Среди работ по мотивации трудовой деятельности персонала, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие. Теории мотивации, рассматриваемые исследователями менеджмента, можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой тематике можно отметить работы Дэвида Мак Клелланда и Фредерика Герцберга. В рамках процессуальных теорий мотивации предполагается мотивирующая роль потребностей. Мотивация рассматривается с точки зрения того, что же заставляет человека направлять усилия на достижения различных целей. Наиболее известной теорией в области мотивации считается теория иерархии потребностей Маслоу.

К настоящему времени, прежде всего, зарубежными фирмами, но также и российскими предприятиями накоплен значительный опыт в разработке систем мотивации. Но, несмотря на наличие значительного количества различных мотивационных систем, выбрать из них единственную и механически внедрить ее принципы на конкретном российском предприятии практически невозможно.

Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. В то же время на промышленных предприятиях нет эффективной системы мотивации трудовой деятельности персонала.

Цель  работы: проанализировать систему управления мотивацией и стимулированием труда персонала на примере ОАО НПК «Уралвагонзавод».

Объект исследования: система управления мотивацией трудовой деятельности персонала.

Предмет исследования: система управления мотивацией и стимулированием труда персонала на примере ОАО НПК «Уралвагонзавод»

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы  управления мотивацией и стимулированием труда персонала.
  2. Проанализировать систему  мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала на примере ОАО НПК «Уралвагонзавод».
  3. Разработать основные направления совершенствования системы мотивации и стимулирования труда персонала.
  4. Предложить направления улучшения мотивации и стимулирования работников в цеха 745 ОАО НПК «Уралвагонзавод».

Методы работы: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анализ документов ОАО «Уралвагонзавод»  города Нижний Тагил.

База исследования: ОАО «Уралвагонзавод»  г. Нижний Тагил

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

 

1.1. Понятие и  характеристика действия функции  мотивации

 

Проблема трудовой мотивации является одной из наиболее актуальных проблем науки и практики. Проблема повышения эффективности управления человеческими ресурсами в условиях рынка становится исключительно важной на различных уровнях управления. Повышение трудовой мотивации необходимо рассматривать как необходимое условие подъема экономики на уровне общества в целом.

Идея, что организация должна одновременно использовать различные типы стимулирования и что ее успехи зависят от того, как она организует и выстраивает в иерархию стимулирующие механизмы, объясняется разнообразием не только участников, но, прежде всего их мотиваций. В этом можно видеть главную характерную черту экономической организации: обеспечивать координацию и формирование иерархии в мотивациях участников для объединения их в рамках взаимосвязанной системы, которая гарантировала бы быстроту принятия решений и эффективность их реализации.

В различных источниках мы находим различные подходы к определению функции мотивации, например Менар К. считает, что организация использует взаимозависимость мотиваций ее членов, выявляя, таким образом, взаимозависимость их функций, и благодаря этой особенности, проигнорированной в рамках традиционного подхода, можно понять превосходство разделения объединенного труда над изолированностью отдельных работников и их задач. Это объединение, поскольку оно не уничтожает различий, апеллирует ко всей системе ценностей, «организационной культуре», предназначенной для укрепления и цементирования взаимодействия участников посредством подлинной экономической символики [22, с. 12].

Карлоф Б. под мотивацией понимает то, что заставляет человека действовать и вести себя определенным образом.

С точки зрения Виханского О.С. мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Наиболее известными теориями в области мотивации считаются теория иерархии потребностей Маслоу (физиологические потребности; потребность в безопасности; признание и принадлежность; самоуважение и самореализация) и теория разделения потребностей на факторы гигиены (физиологические потребности; потребность в безопасности и принадлежности) и факторы мотивации (признание; самоуважение и самореализация) Герцберга. Уроки практического применения даны Герцбергом, показавшим, что обеспечения факторов гигиены (зарплата, трудовая среда и т. п.) недостаточно для того, чтобы люди испытывали радость от труда. Все, что могут дать факторы гигиены, - это отсутствие активной неудовлетворенности. Факторы мотивации — вот основа получения удовлетворения от труда. Для лучшего самочувствия на работе следует не красить стены в приятные пастельные тона, а повышать компетенцию персонала путем придания работе характера вызова.

Американский психоаналитик М. Мэккоби создал весьма практичную небольшую модель трудовой мотивации. По его мнению, должны быть четыре сбалансированные основные предпосылки. Нехватка одной не может компенсироваться избытком другой. Эти четыре фактора — безопасность, участие, справедливость и личное развитие [25, с. 28].

Поведение человека определяется бесчисленным множеством мотивов. Понимание мотивов и потребностей, в свою очередь, дает ключ к объяснению всех видов организационной деятельности, прежде всего предпринимательства. Свен Содерберг приводит классификацию, разработанную датским психологом К. Б. Мадсеном, отличную от модели М. Мэккоби. Последний выделяет девятнадцать основных мотивов, которые он подразделяет на четыре группы [22, с. 13].

То или иное поведение людей (например, поведение участников организации) обычно является результатом одновременного действия целого ряда мотивационных сил. Таким образом, мотивационные системы формируются как комплекс различных мотивов, определяющих, в свою очередь, стандарты поведения. Когда же мотивационные системы блокируют друг друга или вступают в противоречие, говорят о конфликтных мотивах. Для совершения тех или иных действий (например, для принятия какого-либо решения) важны все компоненты мотивационной системы. Поэтому индивидуум, его работодатели и общество в целом в равной мере заинтересованы в том, чтобы он проявлял интерес к работе. Интерес — это мощная движущая сила, мотивационная система в себе. Мадсен представляет это следующим образом:

  • важно, чтобы мотивы деятельности давали возможность получать удовлетворение от работы. В любой трудовой ситуации можно найти возможности удовлетворения потребностей в физической деятельности и возбуждении, а так же любопытства;
  • необходимо создать возможность для реализации исполнительских мотивов.  Как считал американский теоретик менеджмента Ф. Тейлор, задача сводится к тому, чтобы поставить нужного человека на нужное место. Тогда каждый человек почувствует, что он полностью  использует все свои силы;
  • важно, чтобы удовлетворились потребности в контактах.   Если условия труда не дают такой возможности, следует создать условия для контактов в не рабочее время.

Многие исследователи и практики (например, Д. Макклелланд) отмечают, что крайне важно знать, какие движущие силы определяют поведение индивидуума. Последний же действует в рамках некоторой организационной структуры, где личные мотивы должны идеально соответствовать работе, которую призван выполнять тот или иной человек. Еще более важно то, как руководство компании понимает мотивационную систему своих потребителей. Различия мотивационных систем являются истинными критериями сегментации.

Информация о работе Анализ системы мотивации трудовой деятельности персонала на примере ОАО НПК «Уралвагонзавод»