Анализ рынка потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

Современная российская экономическая наука и практика испытывают потребность в исследованиях, основанных на комплексном подходе к изучению рынка потребительских товаров с учетом развития конкурентной среды. Между тем до сих пор не выработано единого методологического подхода к экономическим исследованиям рынка, позволяющего дать всестороннюю оценку его состояния, развития, проблем функционирования и разработать на этой основе эффективные управленческие решения, что способна решить экономическая диагностика.
Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:
дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;
оценить перспективы развития рынка потребительских товаров;
определить проблемы в развитии рынка потребительских товаров.

Файлы: 1 файл

курсовая потребительский рынок Доработанная.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

Рынок потребительских товаров представляет собой один из важных секторов сферы услуг, отличающийся в настоящее время динамичным, устойчивым развитием при усилении конкурентной борьбы среди субъектов рыночных отношений. Объем оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте составлял в среднем в 2000-2008 гг. по Российской Федерации – 32-32,6 %, по Красноярскому краю – 27-28 % с тенденцией роста данного показателя. В связи с этим состояние, характер и тенденции развития рынка потребительских товаров, обусловленные воздействием широкого круга факторов, представляют собой предмет постоянного интереса как со стороны хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке и выстраивающих свою деятельность с учетом потребностей населения, так и стороны государственных органов власти, осуществляющих контроль за развитием рынка.

Современная российская экономическая наука и практика испытывают потребность в исследованиях, основанных на комплексном подходе  к изучению рынка потребительских  товаров с учетом развития конкурентной среды. Между тем до сих пор не выработано единого методологического подхода к экономическим исследованиям рынка, позволяющего дать всестороннюю оценку его состояния, развития, проблем функционирования и разработать на этой основе эффективные управленческие решения, что способна решить экономическая диагностика. Однако разработки в области экономической диагностики касаются в основном анализа деятельности отдельных организаций, в связи с чем остается нерешенной проблема ее применения в исследованиях рынка потребительских товаров. Недостаточно в настоящее время проработана методика оценки социально-экономической эффективности функционирования торговли, что вызывает затруднения в осуществлении практических преобразований по повышению эффективности деятельности торговых организаций. Наблюдается негативная тенденция снижения эффективности государственного регулирования рынка потребительских товаров, что сдерживает осуществление политики содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов, являющимися приоритетными направлениями развития России.

Цель этой работы заключается  в изучении рынка потребительских  товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:

дать понятие рынка  потребительских товаров и его элементов;

объяснить сущность и  значение рынка потребительских  товаров;

оценить перспективы  развития рынка потребительских  товаров;

определить проблемы в развитии рынка потребительских  товаров.

 

1 Рынок, условия его развития и основные функции

 

Рынок потребительских товаров занимает важную роль в развитии рыночной экономики страны, обеспечивает протекание воспроизводства. Правомерность рассмотрения рынка потребительских товаров, как самостоятельной экономической категории, подтверждают особенности его функций в системе общественного воспроизводства, которые в определенной степени совпадают с функциями рынка в целом. Основная особенность рынка потребительских товаров заключена в экономическом назначении потребительских товаров, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием услуг оказываемых покупателям субъектами потребительского рынка.

1.1 Сущность, функции и значение  рынка потребительских товаров

 

Ограниченные ресурсы  и неограниченные потребности являются важнейшими условиями возникновения рынка, которые привели к общественному разделению труда и специализации. Углубление общественного разделения труда позволяет расширить производственные возможности, с помощью чего увеличивается ассортимент, отвечающий потребностям общества. Осознание потребности может происходить быстро и прямолинейно (человек заглядывает в холодильник и обнаруживает, что продукт, который хочется, закончился), а может быть и неопределенным, как, например, желание попробовать чего-то новенького. Люди в процессе своей жизнедеятельности неизбежно вступают в многочисленные и разнообразные взаимоотношения, чтобы, с одной стороны, получить пищу, одежду, множество других благ, товаров, услуг, а с другой стороны, реализовать те товары, блага, которые они сами произвели или просто ими располагают. Основной выбор, который при этом делается человеком, заключается в том, чтобы обеспечить себя, максимально сохранив при этом имеющиеся ресурсы.

Интерес экономистов  к проблемам функционирования рынка  объясняется тем, что рынок — это система, в которой есть определенный порядок, отработанный механизм, координирующий деятельность людей. Рынок важен, потому что он есть тот экономический механизм, который общество использует для производства, распределения и обмена. Существует множество определений рынка.

Основное понятие рынка:

это товарообменные операции и товарно-денежные отношения;

это место, где продаются  и покупаются товары и услуги;

это механизм, управляющий  действиями людей – как производителей, так и потребителей, диктующий свои решения, нормы поведения и т. д.;

совокупность экономических  отношений между спросом и  предложением, между производителями  и потребителями, продавцами и покупателями, промышленностью и торговлей, складывающихся в сфере производства и купли-продажи товаров, работ и услуг1.

На рынке произведенная  продукция и затраченный на нее  труд доказывают свою социальную значимость, приобретают общественное, индивидуальное и групповое признание. Рынок  выступает механизмом, регулирующим все экономические процессы в общественном производстве, определяет область наиболее выгодного приложения труда и капитала.

Один из способов удовлетворения потребностей – поход в магазин  и приобретение необходимого продукта. Следовательно, удовлетворение индивидуальных потребностей человека происходит через торговлю. На основе этого формируется потребительский рынок. Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

Средством удовлетворения человеческой потребности выступает товар. В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена. В широком – понимается все, что имеет потребительскую стоимость и может быть обменено на другой товар или деньги собственником этой потребительской стоимости. Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования, или потребления.2

Существует немало определений  рынка потребительских товаров:

это механизм, сводящий продавца и покупателя и основанный на удовлетворение потребностей на добровольном эквивалентно возмездном обмене товаров и денег;

это общественная форма  организации движения товара, при  которой потребительские товары перемещаются из сферы производства в сферу потребления под воздействием закона РФ;

это сфера товарного  обращения, совокупность условий, характеризующих  куплю-продажу потребительских товаров по их вещественному составу и стоимости3;

это сфера обращения, посредством которой реализуются  товары народного потребления, она обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи каждого человека.4

В основе функционирования рынка лежит действие экономических  законов товарного производства. Это закон стоимости, по которому производство и обмен происходят на основе общественно необходимых затрат труда; закон спроса и предложения, который предусматривает необходимость единства стоимостных и натурально-вещественных связей в процессе производства и реализации товаров.

Одно из условий существования рынка потребительских товаров присутствие на нем покупателя или потребителя приобретаемого товара. Роль потребителя для развития рынка и рыночных отношений исключительно велика, так как ею определяются объёмы продаж и производства, а также ассортиментный состав товаров, на который есть спрос.

Существуют пять признаков рынка  потребительских товаров:

1) подлинный рынок предлагает  свободный доступ в него и  свободный выход из него, поэтому  число участников рынок потребительских  товаров ничем не ограничивается;

2) на рынок потребительских товаров  действует значительное число  производителей товаров, поэтому  цена, назначаемая на товары, оказывает  незначительное влияние на общую  рыночную цену;

3) на рынке потребительских товаров  предполагается наличие полной свободы перемещений материальных, финансовых и людских ресурсов;

4) все участники рынка потребительских  товаров обеспечиваются информацией  о предложении, спросе, ценах спецификации  и так далее;

5) исключаются любые привилегии  для каких-либо продавцов.

Рынок потребительских товаров  преследует определенные цели: во-первых, обеспечение роста общественного производства, то есть рынок должен способствовать продаже товаров, а вырученные деньги направлять на производство новых товаров (чем быстрее продаются товары, тем быстрее производятся новые товары); во-вторых, получение максимальных результатов при минимальных затратах в сфере производства потребительских товаров; в-третьих, достижение максимального уровня цен и исключение инфляционных процессов; в-четвертых, максимальная занятость населения и предоставление свободы выбора места работы; в-пятых, Стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса, ведущих к обновлению и увеличению производства потребительских товаров, расширению их ассортимента и улучшению качества.

Сущность рынка потребительских товаров полностью раскрывается через его функции.

Одна из важнейших функций –  это реализация части совокупного  продукта, предназначенного для личного  потребления, в результате которой  возмещаются затраты труда на его производство и обращение.

Следующая функция заключается  в доведении товаров до конечных потребителей и удовлетворение их потребностей в необходимых благах. А это  значит, что рынок способствует возмещению затрат рабочей силы, удовлетворяя платежеспособные физические, социальные, интеллектуальные потребности населения, личные и коллективные (питание, жилье, отдых, конкретные товары и тому подобное).

Третья функция заключается  в стимулировании экономической  деятельности в обеспечении материальных стимулов к труду. При несоответствии спроса и предложения товаров происходит торможение в реализации денежных доходов населения. В результате чего нарушается механизм распределения по труду, снижается эффективность мер по стимулированию работников за труд.

Рынок потребительских товаров  выполняет функцию регулятора производства. Через отношение спроса и предложения  рыночный механизм перераспределяет капитал  между отраслями в соответствии с потребностями общества. В сфере  рынка через ценообразование осуществляется сведение затрат с общественно необходимыми и определяется степень их соответствия. На рынке возмещаются затраты производства и формируются условия для непрерывного воспроизводства.

Последняя функция – санирующая. Рынок является санитаром, который удаляет с рынка недобросовестных поставщиков, производителей и потребителей.

Все выше названные функции определяют роль рынка потребительских товаров: 1) удовлетворять потребности населения  в товарах и услугах; 2) оптимизация  объема структуры товаров, соответствующих платежеспособному спросу населения, на потребительском рынке; 3) способствовать ликвидации предприятий (как производящих, так и обеспечивающих их продвижение в сферу потребления), деятельность которых не отвечает общественным интересам по экономической эффективности и общественной полезности.

Рынок потребительских товаров  имеет определенную структуру (рисунок 1) и занимает центральное место  в хозяйственной системе как  жизнеобеспечивающая система всего  рыночного механизма.

 

Рисунок 1 - Классификация  структуры рынка потребительских  товаров

Потребительский рынок  – центральное звено рыночной экономики, так как экономические  интересы общества и каждого индивида направлены на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах, а «потребность  движущая сила в экономике и побудительный мотив экономической деятельности».5 Потребительский рынок, т. е. рынок продовольствия, одежды, обуви, автомашин и других предметов потребления, имеет огромное экономическое значение, выделяющее его среди всех остальных рынков:

прямо или опосредованно  выражает экономические отношения  между производителями и населением;

это наиболее массовый рынок  по численности субъектов и количеству объектов;

структурно связан со всеми рынками;

от его развития зависит жизнеобеспечение населения;

выражает экономические  отношения между субъектами, объектами  на всей пространственной и временной  протяженности.

Удовлетворение потребностей тесно связано с торговлей. Торговля и рынок не могут существовать друг без друга. Рынок – определенная система экономических отношений между продавцами и покупателями6, а торговля – жизненно-обеспечивающий механизм рынка. С точки зрения торговли рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Именно в торговле, в результате реализации товара потребителю, выделяются место и роль каждого конкретного товара в удовлетворении его потребности.

Информация о работе Анализ рынка потребительских товаров