Анализ понятий менеджер и лидер

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня совершенно очевидно, что не только настоящее, но и будущее творят менеджеры – люди, управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических, социальных, политических, экологических и т.д.), создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми.

Оглавление

Вступление
Менеджер: каким он должен быть?
Лидер: а в чем его особенность?
Характерные черты менеджера
Лидер: а в чем его особенность?
Менеджер-лидер: носитель культурно-этических инструментов руководства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 30.33 Кб (Скачать)

 С указанными  чертами управляющего-лидера тесно  связаны особенности его поведения,  стиля работы. В условиях рыночных  отношений авторитарный стиль  исчерпывает свои возможности.  Демократизм в управлении существенно  повышает заинтересованность коллектива  в конечном результате работы, мобилизует энергию людей, создает  благоприятную психологическую  атмосферу. В чем же проявляется  этот стиль? Во-первых, распоряжения  и приказы уступают место убеждению,  строгий контроль – доверию. 

  Это отражает  переход от внутриорганизационных  отношений типа «начальник - подчиненный»  к отношениям сотрудничества, кооперации  партнеров, равно заинтересованных  в успехе дела. Во-вторых, управляющие-новаторы  стремятся развивать коллективные  формы работы единой «командой», что резко увеличивает взаимный  обмен информацией между членами  рабочих групп. В-третьих, менеджеры-новаторы  всегда открыты для любых новых  идей – от коллег, подчиненных,  клиентов. Более того, поведение,  приоритеты, ценностные установки  этих управляющих создают для  окружающих среду, в которой  свободное высказывание идей  и обмен мнениями становятся  естественной формой рабочих  взаимоотношений. В-четвертых, руководитель-новатор  всемерно стремится создать и  поддерживать хороший психологический  климат в коллективе, он старается  не ущемлять интересы одних  работников за счет других, с  готовностью, а главное публично  признает заслуги сотрудников.  
 
 
 
 

Менеджер и лидер – далеко не тождественные понятия, хотя раньше я считала, что между этими позициями стоит знак равенства. Более того, я с удивлением поняла, что лидер – это не всегда человек, занимающий кресло начальника. Все работники отдела маркетинга официально подчинены начальнику отдела маркетинга. Однако на деле неформальным лидером коллектива является аналитик отдела маркетинга. Это объясняется, на мой взгляд, его привлекательными личностными качествами – отзывчивостью, тактичностью, готовностью выслушать и дать квалифицированный совет; а также профессиональными качествами – высоким интеллектом, развитыми аналитическими способностями, безусловным талантом психолога.

 Разумеется, не каждый способен одновременно  быть классным лидером и грамотным  менеджером. У некоторых людей  — настоящий талант к управленческой  работе, но не хватает лидерских  качеств. Другие обладают явными  задатками лидера, но по разным  причинам не способны стать  эффективными менеджерами. Если  руководитель достаточно умен, то  в его компании будут ценить  и тех и других и постараются,  чтобы эти талантливые люди  стали частью коллектива.

 В чем же  разница между лидерством и  менеджментом?

 Менеджмент  в компаниях имеет дело с  управлением сложными структурами.  Он состоит из формальных управленческих  методов и процедур. В отсутствие  грамотного менеджмента хаос  охватит эти сложные предприятия  настолько, что поставит под  угрозу само их существование.  Умелый менеджмент вносит в  основные показатели деятельности  компании, такие как качество  и прибыльность продукции, известную  долю упорядоченности и последовательности.

 Что же  касается лидерства, то оно  связано, прежде всего, с умением  достойно справляться с переменами. Чтобы успешно управлять сложной  структурой, менеджеры компании, прежде  всего, осуществляют планирование  и формирование бюджета — иначе  говоря, ставят перед фирмой цели  на будущее (как правило, на  ближайший месяц или год), подробно  определяют этапы на пути к  их достижению и затем распределяют  ресурсы для осуществления этих  планов. Что же касается лидеров,  призванных совершить конструктивные  организационные изменения, то  их работа начинается с выбора  курса развития — создания  желаемого образа компании в  будущем (часто весьма отдаленном), а также разработки стратегий  для осуществления необходимых  мер, чтобы воплотить этот образ  в жизнь. Переходя к осуществлению своего плана, менеджеры уделяют основное внимание организации и подбору персонала компаний — то есть создают организационную структуру и определяют должности, необходимые для выполнения намеченной по плану работы, подбирают квалифицированные кадры, знакомят их с деталями плана, распределяют обязанности и учреждают систему контроля за ходом работ. Лидеры же начинают совсем с другого — с поиска союзников. Это значит, что о новом курсе развития сообщается всем, кто сможет помочь собрать единомышленников, верящих в мечту о лучшем будущем компании и полных решимости сделать ее реальностью.

 Наконец,  чтобы проследить за осуществлением  плана, менеджеры прибегают к  контролю и решению проблем  — достаточно подробно сопоставляют  результирующие показатели с  плановыми (формальными и неформальными  методами: с помощью отчетов, совещаний  и т.д.), выявляют отклонения и  затем вновь занимаются планированием  и организацией, уже с учетом  выявленных недостатков. Что касается  лидеров, то воплощение в жизнь  идеального образа требует от  них умения поддержать в своих  сторонниках мотивацию и энтузиазм.  Им нужно добиться того, чтобы  вопреки серьезным препятствиям  люди не сошли с верного  пути, который ведет их к новому  будущему. При этом лидеры должны  апеллировать к насущным, хотя  зачастую неосознанным, человеческим  потребностям, ценностям и эмоциям. 

 Лидер вдохновляет,  а менеджер проверяет и решает  проблемы.

 Поскольку  основная функция лидера —  быть проводником изменений, особое  значение приобретает умение  вызвать в людях энтузиазм.  Именно он помогает преодолеть  неизбежные барьеры на пути  к организационным преобразованиям.  Выбор стратегического курса  задает курс развития, а способность  убедить людей стать вашими  союзниками побуждает их сознательно  встать на этот путь. Точно  так же верная мотивация дает  людям уверенность в том, что  у них хватит сил преодолеть  все преграды.

 Логика менеджера  иная. Он берет на себя функцию  контроля: сравнивает реальное состояние  компании с тем, которое должно  быть, и при наличии отклонений  от плана принимает корректирующие  меры. Например, если вообразить  себе образцовый завод, который  управляется по всем правилам, то там мы будем наблюдать  следующую картину. На стадии  планирования устанавливаются разумные  целевые показатели качества  продукции, на этапе организации  создается определенная структура,  позволяющая достичь плановых  показателей, и, наконец, обязательный  этап контроля гарантирует немедленное (а не через месяц или два) выявление и исправление брака. Прочные неформальные отношения, а они всегда присутствуют в компаниях с гармоничной корпоративной культурой, помогают координировать лидерские функции почти так же, как деятельность менеджера — формальная структура, деятельность лидера — неформальные комуникации. Когда возникают какие-либо противоречия, неформальные отношения помогают разрешить конфликт. Строго говоря, обширные неформальные связи настолько важны, что их создание должно быть как можно раньше поставлено во главу угла любой крупной лидерской инициативы. Менеджер задается вопросом: «Какие проблемы требуют решения и как лучше добиться желаемых результатов, не нарушив слаженности трудовых процессов?» С этой точки зрения руководство заключается в том, чтобы просто предпринимать практические шаги по урегулированию деловых вопросов. Более того, желая выполнить свою задачу, менеджер требует эффективных действий и от остальных сотрудников, обладающих разным статусом и объемом полномочий. Чтобы быть менеджером, не требуется гениальности или героизма. Нужны лишь настойчивость, трезвость мышления, усердие, аналитические способности и, наверное, самое важное, — терпение и доброжелательность. Чтобы убедить людей в правильности своего решения, менеджеры вынуждены постоянно координировать и примирять противоположные точки зрения. Лидеры действуют в прямо противоположном направлении. Если менеджеры стараются ограничить число возможных вариантов, то лидеры, наоборот, изобретают новые нестандартные подходы к решению давнишних проблем и дают выход новым идеям. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 Подведём  некоторые итоги. Какова же  роль менеджера в рыночной  экономике, и какие требования  она предъявляет современному  менеджеру? 

 Чтобы подчиненные  шли за своим лидером, он  должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий  мир и ситуацию, в которой оказались.  Поскольку и люди и ситуации  постоянно меняются, менеджер должен  быть достаточно гибким, чтобы  приспособиться к непрекращающимся  переменам. Понимание ситуации  и знание того, как управлять  человеческими ресурсами, - важнейшие  компоненты эффективного руководства.  Все это свидетельствует о  том, что управленческая работа  относится к числу таких видов  человеческой деятельности, которые  требуют специфических личностных  качеств, делающих конкретную  личность профессионально пригодной  к управленческой деятельности.

 В бывшем  СССР при подборе управленческих  кадров руководствовались четырьмя  основными требованиями: политическая  грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности. 

   Для сравнения  приведем квалификационные требования  к личности менеджера в Великобритании:

1) понимание  природы управленческих процессов,  знание основных видов организационных  структур управления, функциональных  обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения  эффективности управления;

2) способность  разбираться в современной информационной  технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого  персонала; 

3) ораторские  способности и умение выражать  мысли; 

4) владение искусством  управления людьми, подбора и  подготовки кадров, регулирования  отношений среди подчиненных; 

5) способность  налаживать отношения между фирмой  и её клиентами, управлять ресурсами,  планировать и прогнозировать  их деятельность;

6) способность  к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы  и повышать квалификацию;

7) умение оценивать  не только знания, но и проявлять  навыки на практике.

 Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований:

1) здравый смысл; 

2) знание дела;

3) уверенность  в своих силах; 

4) высокий общий  уровень развития;

5) способность  доводить начатое дело до конца. 

 Таким образом,  рыночная экономика требует от  менеджера: 

-способности  управлять собой; 

-разумных личных  ценностей; 

-четких личных  целей; 

-постоянного  личного роста (развития);

-навыков решать  проблемы;

-изобретательности  и способности к инновациям;

-способности  влиять на окружающих;

-знания современных  управленческих подходов;

-способности  обучать подчиненных; 

-способности  формировать и развивать трудовой  коллектив.  
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

1.       Кабушкин Н.И. Учебник. - Мн.: ЗАО «Экономпресс», НПЖ «ФУА», 1998. – 284 с.

2.       Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений  (Российская АН; Российский фонд  культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.)

3.       Уткин Э.А. Курс менеджмента.  Учебник для вузов. – М.: Издательство  «Зерцало», 1998. – 448 с.

Информация о работе Анализ понятий менеджер и лидер